Жулька

Екатерина Кирюхина
     В первых числах июня я с 3х летней внучкой приехала на дачу в Краснодарский край. Наша дача – это большой саманный дом с верандой и огромным садом.

      Это был уже мой 3й приезд. Маленькую внучку взяла с собой потому, что она часто болела в прошедшую зиму. А здесь, на даче, уже в июне в тени температура воздуха часто достигала +30 градусов С. Чистая горная вода, изобилие овощей и фруктов. Вокруг – приветливые, доброжелательные люди. В предыдущие приезды мы  познакомились со многими соседями.
     Муж должен был приехать в конце июня.
     Первые 2 – 3 дня я занималась уборкой в доме, на веранде, в палисаднике. Вечерами мы с внучкой ходили в гости к одинокой, но исключительной доброты пожилой женщине, Наталье. В первый наш приход к ней мы принесли  подарки. Посидели, поговорили с Натальей. Внучка в это время пыталась играть с цыплятами, разогнав их по всему двору. Наталья только посмеивалась, зная, что цыплята никуда не убегут..
      Возвратившись к себе в тот, третий, вечер, я увидела на ступеньках крыльца маленькую, лохматенькую собачку, которая, увидев нас, быстро-быстро прибежала к нам, остановившись у калитки. Она всем своим видом, особенно пушистым хвостиком, давала нам понять, что очень нам рада. Мне показалось, что и внучка как – то сразу ей обрадовалась.
      Собачка проводила нас до крыльца, лизнула внучке руку, но даже  на веранду не пошла, хотя я оставила дверь открытой.
     Поужинав, мы вышли из дома. Внучка поставила маленькую эмалированную миску с едой для собачки и позвала ее. Та подошла к ее ногам, потерлась о них. Но есть не стала. Внучка подбежала ко мне, задавая  вопрос, почему собачка не ест? Только я собралась ей ответить, как  увидела, что собачка спокойно, медленно ест из миски. Мы обрадовались, и решили ей не мешать.
     Темнело. Соседка, чей дом был напротив нашего, через улицу, позвала меня от калитки: она принесла парное молоко, которым я поила внучку. Взяв банку с молоком, я спросила соседку: не знает ли она пришедшую к нам собачку? Соседка рассмеялась и рассказала грустную историю: люди, у которых мы 3 года назад купили этот дом, перебрались в горы. Они взяли с собой и эту веселую собачку. Звали ее «Жуля», «Жулька». Она всегда была ласковой, всегда играла с детьми.
     Соседка даже удивилась, почему собачка вернулась в старый дом.
      На следующее утро, пораньше, пока внучка спала, я хорошенько выкупала Жульку. Она не сопротивлялась, только смешно пофыркивала. Я подумала, что прошлые ее хозяева, видать, ее тоже купали.

     К приезду мужа на дачу, Жуля уже чувствовала себя подругой внучки!  Что же они выделывали! Сорвет внучка зеленый орех, Жулька тут же его отнимет и раскусит. Дескать, нельзя есть. Внучка возьмет палочку за один конец, Жуля – за другой; и начинают играть в перетягивание. Смех внучки, мягкий лай Жульки – одним словом – веселье! А уж рады обе, так рады!  А уж я то, как была рада: у меня появилось время и возможность привести в порядок не только палисадник, но и часть сада.
     Когда приехал муж, у нас уже было все в порядке. Сначала, увидев собачонку, муж удивился и, как я подумала, готов был нас с внучкой хорошенько отругать. Но, когда увидел, как эта маленькая  «кроха» играет с маленькой внучкой, сжалился.
     Жулька была  удивительным существом. Она действительно понимала, что внучка – маленькая. Она за все лето ни разу не поцарапала ее, не сделала ей больно: бывало, рычит – рычит, а внучка хохочет, отбирая у собачки палочку или игрушку. И еще: интересное у нее было воспитание. Она ела только из миски и только, когда у миски никого не было.
     С приездом мужа, мы по вечерам выносили стулья, раскладушку, устраивались на них и любовались ночным небом: оно было изумительно! Собачка и внучка, конечно, с нами. В то лето вечерами и ночами летало  много светлячков. Поэтому  внучка брала прутик и со смехом «пасла» несчастных светлячков, гоняясь за ними по всему двору. Жуля гонялась за ней: визг, смех, крик внучки - «куда вы».  Весело было всем. Ложились спать поздно. Зато спали все крепко.
     За время, что  были на даче, мы узнали, что погода здесь не похожа на подмосковную: как только солнце заходило за горизонт, наступала темнота. Поэтому еще 3 года назад, в наш первый приезд, муж повесил фонарь на столб во дворике, Это позволяло вечером, в прохладе посидеть спокойно какое-то время.  Мы так же узнали, что с того места, где был наш дом, в обычные дни гора Фишт не видна. А если приближается дождь или гроза, Фишт виден хорошо.
     В начале августа уже с самого утра можно было полюбоваться на сияющую вершину Фишта. Соседка, принеся утром молоко, еще раз напомнила мне, что днем может быть дождь.
     Первым автобусом муж уехал в райцентр на рынок за продуктами, а я занялась своими делами. После завтрака внучка решила порисовать, видать – набегалась. А я принялась готовить обед. Муж  вернулся к обеду с полными сумками овощей и фруктов. Посидев в тени, поговорив, мы пошли на веранду. Я накрыла  стол к обеду и пошла в комнату за стаканом, оставив дверь в комнату  открытой. Выходя из комнаты на веранду, я увидела, что внучка палочкой пытается выгнать собачку из – под кровати, стоявшей у окна. Жуля не поддавалась, поскуливала. Тогда муж стал на колени и буквально выкатил собачку из под кровати. Жулька лежала, прижавшись к полу, и скулила. Муж постучал палкой по полу, выгоняя собачку. За все время нашего пребывания на даче, собачка ни разу не заходила не только в комнаты, но даже не заходила на веранду, а тут поскуливает, но не уходит. На нашей веранде было место, где на бревнах лежали доски. Муж взял Жульку на руки и вынес на крыльцо. Он не успел выпрямиться, как собачка забежала на веранду и заползла под доски, спрятавшись между ними. Как мы не пытались ее  выманить из под досок, нам это не удалось. Выйдя из дома, помыли руки и вернулись на веранду обедать. Мы не успели съесть даже борщ, как громыхнуло так, что зазвенела посуда на полке. Муж вышел во дворик и быстро вернулся, сняв, при этом, висевшее на веревке белье. Я удивилась и спросила его, зачем он снял белье? Он, молча, плотно закрыл входную на веранду дверь и задвинул засов. А меня попросил закрыть все форточки на окнах. Я пошла в большую комнату, закрыла обе форточки и вышла во вторую комнату. Подошла к окну, чтобы закрыть еще одну форточку, как началось такое, что словами передать не возможно: это надо пережить.
      Это не был дождь, и даже - не ливень. Ощущение было такое, что кто-то на улице из пожарного шланга под высоким давлением обливает именно наш дом.Я стояла у окна. А прямо под окном падал град, как мне показалось, - размером с небольшое яблоко. Он сыпался с невероятным грохотом. Муж взял внучку на руки, стал ей что-то рассказывать, отвлекая от того, что происходило за окнами. В этот момент внучка кричит: « смотрите «белые лягушки скачут». Я бегом к ним. Действительно, на землю падали белые плоские льдинки, подскакивали и падали заново. Палисадник был уже засыпан ими. У меня возникло ощущение, что наступил вечер.
    Грохот, ливень, тихо скулит собачка.  Я решилась выйти на веранду, села на пол у досок, просунула под них руку, и стала Жулю гладить. Она притихла. Уж если нам не по себе, то каково такой крохе? Муж в это время пытался смешить внучку, чтобы она не испугалась.
      Сколько продолжалось это ненастье, мы не зафиксировали. Но оно, как началось  - быстро и неожиданно, так и закончилось быстро.
     Выйти с веранды на крыльцо мы какое-то время не решались. А вдруг вновь посыпятся «белые лягушки»? Мы с мужем переживали за шифер на крыше дома: падавший град мог превратить шифер в решето…Видимо, почувствовав нашу нерешительность, собачка выползла из – под досок и пошла к входной двери, давая нам знак, что можно уже выходить.
    Мы все вместе вышли во дворик. Слава Богу! Крыша была цела. Я взяла на руки  Жулю, и прижала ее к себе.Я была потрясена этой крохой; собачка размером со среднюю кошку примерно, за полчаса до ненастья, знала, что идет беда и своим поведением нам о нем говорила. А мы, такие  «образованные, такие умные», поставив себя, вернее, свой ум выше Природы, совсем разучились ее понимать. А зря, меньше было бы страданий.
     Перед отъездом в Москву, мы попросили  Наталью приютить нашу спасительницу. Наталья согласилась. Я отнесла Наталье собачку, поцеловав ее на прощанье. Она того заслуживала.
      Прошло уже много лет. А мы, временами, вспоминаем Жулю и благодарим ее за то, что она была с нами.