Галина Кисель Мы едем на дачу

Галина Кисель
Мы едем на дачу!

Мы едем на дачу! Во дворе перед домом стоит  телега, на нее  папа и возчик грузят вещи, которые мы берем с собою в деревню:  узел с постелью  -  из  него выглядывают подушки -   ящик с  посудой  и мою железную кроватку, уже без сетки. Я взрослая, мне  скоро пять. Потом все это увязывают  толстыми веревками,  их  цепляют за крючки   по бокам телеги. Папа  пробует, не слабо ли натянуты?  Мама выносит еще один тюк.
- Вот, чуть не забыли! Тут  наше  белье и  платья!
 Веревки  снова распускают, узел суют в середину и опять натягивают.  Все  время, пока они  суетятся у телеги, я сосредоточенно разглядываю  лошадь. Голова ее упрятана в торбу,   она чем – то там хрумкает и шевелит ушами.   На копытах  внизу густые  кисточки, сама она коричневая, а грива  светлая. Лошадь машет хвостом, переступает с ноги на  ногу, и при этом раздается  звон. Я наклоняюсь и с удивлением  убеждаюсь, что   под  кисточками у нее блестит железо. Неужели она не настоящая? Мне очень хочется  погладить ее,   но   мама строго – настрого запретила  к ней подходить.  Я оглядываюсь. Взрослые не смотрят в мою сторону. Я подбираюсь   поближе к  лошади  и  осторожно  трогаю ее за  толстую ногу.  Ух ты, а она теплая, бархатистая  и вздрагивает под моей ладонью! В следующую минуту хвост  ласково  касается  моей руки. Я отдергиваю ее. Так, все это  совсем не страшно и похоже на игру. Можно попробовать еще раз.   Подхожу поближе  и тихонько глажу  лошадиную шею.   Лошадь шумно вздыхает,  вытаскивает    морду  из  торбы и удивленно косит на меня  влажным  коричневым  глазом.
- Господи! – кричит мама, -   Кому сказано - не подходить  к  коню? Он может  ударить!
-  Та ж  не. Вин  смирный, – успокаивает  ее возчик. 
Но мама утаскивает меня в дом переодеваться в дорогу.
    И вот мы едем. Я сижу между возчиком и мамой на скамейке за лошадиным  хвостом и все время оглядываюсь. Папа  устроился сзади высоко на вещах, держится  за веревки.  Мне тоже  хочется туда, к нему. Там наверно лучше, но мама не разрешает. Есть повод поныть. От возчика  пахнет чем – то крепко и  приятно. Усы у него  сверху черные, а  у  самого рта рыжие, он громко чмокает губами,  глаза под  вылинявшим козырьком фуражки синие, как у моей мамы. Он подмигивает мне  и улыбается, и я проникаюсь  к нему доверием.
     Этот возчик – муж нашей молочницы Франи. Она привозит нам  в  город   молоко, творог и сметану.  Приходит обычно  рано утром, летом в белом  переднике  поверх  темной  широкой юбки, а зимой  в огромном платке с  бахромой. Голос у нее певучий, а  глаза голубые  и добрые.  Франя  каждый раз приносит мне  гостинец: яблочко,  пару орешков или грушу. С мамой  у них долгие переговоры и торги,  я их не слушаю. А на столе,  на  свежем   капустном  листе,  желтеет  масло, в белой мокрой тряпице  исходит слезами  творог, а  в   кринке сметана. Она  капает сметану маме  на  ладонь.
-  От покуштуйте, яка!
Маме сметана явно нравится. А я сметану ненавижу.   
   Прошлым  летом мы  тоже  жили  в деревне у Франи.   Хозяева дают нам  кой - какую мебель, ставят  вечером  самовар на всех и разрешают  пастись на огороде и в саду сколько душе угодно.
-  Йжте на здоровья!   
Не говорит – выпевает  Франя.  У нее два  «взрослых»  сына,  Петька и Степан, десяти  и  тринадцати лет, но те  целыми днями  где-то  пропадают  и  малолетками,  да еще девчонками, не интересуются. А я  перед ними робею.   
   Наша комната  на «чистой половине», там, где веранда и садик. А с другой стороны дома « хозяйство». Там, за загородкой,  суетятся куры, утки с утятами,  и ходит   разноцветный  петух.
-  Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна  головушка! -  пою я, заглядывая в щели забора. Петух не обращает на меня  никакого внимания.   Заходить на  этот черный двор мне строго – настрого запрещено.
-  Измажешься, - предупреждает мама. -  И петух  может клюнуть, прямо в глаз.  Правда, Франя?
Я вижу по  Франиному  лицу, что  она бы разрешила. Но приходится слушаться маму.
И вот мы опять  едем  к ним  в село на дачу.  Лошадь  мерно ступает по глубокой пыли, я перестала ныть «хочу к па- а-а-пе» и   глазею по сторонам.  На  васильки   между колосьями, на  маки, на  старые  плакучие   ивы  вдоль пруда. А мама и  Федор,  наш возчик и хозяин, заняты серьезным  разговором. Мелькают незнакомые и совсем не интересные  слова: «  коммуна»,  «совместный труд». Моя мама  никогда не жила в деревне и ничего не смыслит  в сельском хозяйстве, но начиталась газет, наслушалась  разных  лекций и горячо убеждает  потомственного  крестьянина в  том, что  колхоз – это его  будущее.   А он недоверчиво вздыхает и  отрицательно  качает головой.         Колхозов еще нет, но слухи уже ходят.
   Франя  живет на краю села. Дом у них   под  высокой  соломенной крышей. На  крыше лежит колесо, а на колесе – гнездо  аиста, большое и растрепанное. Аист будит меня по утрам  громким   хлопаньем клюва:
-  Клац, клац, клац!   
 -  Это он так  говорит «Доброе утро!», -  уверяет меня  мама.  - Вставай, соня!  Сегодня пойдем на речку купаться!
 Я люблю  купаться  в речке. Это гораздо интересней, чем плюхаться в широкой  деревянной бадье, в которую Франя наливает  воду из колодца, чтобы  солнце ее нагрело. На речку мы  идем  через луг. Дорога  покрыта  глубокой пылью,  теплой и удивительно мягкой. От каждого  шага пыль поднимается фонтанчиками.  За  околицей  мы  снимаем   сандалики  и шлепаем   босиком,  это  так приятно! Мама  плавать не умеет, а меня папа  уже научил. Но сегодня папы нет, он на работе в городе. Придется  крутиться  возле мамы  в пронизанной солнцем  теплой  воде. А речка  так и норовит  унести меня  к  высоким  ивам на другом берегу.  Но мама крепко держит  меня  за  руку.   То ли дело папа!  С ним мы плаваем  вдоль речки.  Потому что она узкая, раз- два  ударишь по воде руками – и уже другой берег.
-  Вот погоди, - говорит папа,   - подрастешь, и мы будем ходить на  Днепр. Там есть, где поплавать!
  Когда мы возвращаемся,  на лугу пасется   теленок,   привязанный к высокому колу.   Веревка не очень длинная, и он  время от времени  натягивает ее, пытается  вырваться.  Кому интересно сидеть на привязи? Он  коричневый, с белыми пятнами, и у него такая  потешная  мордочка!
-  Можешь погулять по лугу, собери цветочки. Мы поставим их  в воду,  -  разрешает  мама.  –  Только к теленку не подходи. Он  бодается.
 Ну конечно, не подходи!  Моя мама такая трусиха! Она боится лошадей, коров, петуха  и даже теленка. Когда две хозяйские  коровы идут с пастбища домой, она  спасается на веранду.  И меня уводит.  А я, между прочим, уже была с  Франей в хлеву, смотрела, как она   доит коров,  и даже  собственными  руками  дала  Машке  краюшку хлеба с солью. А она взяла  осторожно теплыми губами.
  Теленка жалко. Ему, наверно, хочется  побегать? Я оглядываюсь. Мама скрылась за углом  дома.  Я  бегу  к теленку.  Он  поворачивается  ко мне, поднимает хвост и несется  навстречу. Мы сталкиваемся, теленок  больно  ударяет меня  головой  в грудь, я отлетаю  метра на три и приземляюсь в  лужу. Сарафан  испачкан и мокрый, но я теленка не выдам.  Скажу  маме, что сама  поскользнулась.  Однако на следующий день  теленок исчезает.
-  Зачем вы его?  - спрашивает  мама, поджаривая  в летней кухне  телятину. -  Вы ж говорили – будет хорошая корова?
-  Так воно  краще, - вздыхает  Франя. –  Бо заберуть.  Ще у    куркули запышуть!
     День длинный, длинный. Я успеваю  наиграться   в саду и сходить с мамой в лес  по ягоды. Сколько здесь крупной, сочной земляники!  Черника еще не поспела, зеленые  ягодки   кислые,  я пробовала.  Вот  впереди  гриб тихонько   ползет от меня  вверх ножкой.
 -   Не трогай, -  говорит мама. –  Это еж, он колючий, его нельзя трогать.
В общем,  мир  не такой уж и  добрый, если слушаться маму. Все живое колется, кусается, бодается.  Лучше бы мы оставались в городе. Там все привычное и там живут  мои  подружки  Таня и Лиля.   А на даче только мама.   Франя тоже целый день в работе. Только мы  бездельничаем. Мы на даче.    
 А еще мы собираем  в корзинку сосновые  шишки для  самовара.
 Вечером приходит  дядя  Федор  и выносит из кладовки большущий самовар. Самовар   золотой, блестящий и весь изукрашен  медалями. С него снимают крышку с дыркой посредине и  наливают  колодезную воду,  а  в длинную трубу  бросают шишки. Сверху  укрепляют  старый  сапог, которым его раздувают так, что он шипит и   искры  отлетают на траву.  Потом  самовар  начинает клокотать от злости и чуть ли не подпрыгивать на месте. Тогда  наш хозяин,  он  уже успел  помыться и переменить  рубаху, берет его за  оттопыренные ручки, осторожно поднимается на  веранду и ставит    на поднос. Теперь  начинается  самое  главное.  На него надевают резную золотую корону. Это  мне  нравится больше всего.  Темнеющее небо, сосновый запах  сгоревших  шишек и в полутьме веранды сияет  король – самовар.  Прямо сказка!
А мама в это  время  колет  щипчиками   сахар на  блюдечко. Мы будем  долго пить чай, макать в него кусочки сахара, чтобы он подтаял и его можно было раскусить. Петька и Степа кладут  куски в рот, выбирают самые большие, и  изо всех сил   втягивают в себя  горячий чай.  Получается  громко и вкусно, но  мне так не разрешают, это неприлично. Сахар  привозит папа, когда приезжает к нам на выходной, каждые пять дней. Он выставляет из портфеля на стол кульки и пакеты и обязательно  сахарную голову.  Она голубоватая  и  похожа на высокую  шляпу  волшебника.   Ее верхушка  торчит из плотной  синей бумаги.  Из  этой бумаги  можно вырезывать,   что угодно.   А чай мы привезли с собой.  Он в  железной коробочке, обернут   серебряной  фольгой. Она  шелестит и  мнется.  Когда чай кончится,  я получу  эту коробочку.  На ней   нарисован слон с пестрым  домиком  на  спине, индус  в чалме и тигр в кустах. 
  И еще я помню один  разговор  дяди  Федора с папой.  Я бы его,  может, и не запомнила,  но там говорилось  о  моей  книжке.  Наш хозяин и папа остались одни на веранде, мама ушла в дом  стелить  постели и унесла  с собою  керосиновую лампу, остался только  запах  сгоревшего фитиля.  Я  дремала, положив  голову на руки.
-  От  вы людына  городська, вчена, - сказал дядя Федор. – От скажить,  буде щось добре од тых  коммун?
Папа помолчал.
-  Не знаю, Федор, не знаю. Я  же никогда  прежде о них не слышал. Что я могу сказать? Я же просто бухгалтер.
-  Так пышуть же!
-  Пишут – то пишут. Бумага все выдержит. Вон смотри, я дочке книжку привез. Там  написано про дракона, ну про такую  громадную змею о трех головах. Она летает и  плюется  огнем.  Ты этого дракона видел?
 Усы дяди Федора приподнимает улыбка. – Та ни!
 -  И я не видел.  И те, что написали, тоже не видели.
И напрасно! Я  все  про  дракона  знаю.  Мама мне про него уже  читала.  Но спорить нет сил, я почти сплю.
      Больше мы на дачу  к  Фране не  ездим.  Мама  теперь    работает, а я  хожу в детский сад, а потом  пойду  в школу. Франя приходит  к нам   очень редко, молока и сметаны не приносит,  и мама говорит, что она уже не молочница, а просто знакомая.
  Однажды Франя с дядей  Федором  появились  у нас рано утром. Я   была уже в первой  группе  –  так тогда называли классы -  и  как раз  забежала на кухню за своим завтраком, который  мама мне давала в школу: два кусочка хлеба, смазанных повидлом.  Масла давно уже нет. Маме и папе дают на работе пайки. Там бывают  иногда  вкусные конфеты – подушечки. С ними мы пьем  теперь чай.  Или с противным сахарином. 
    Я  открыла дверь и  застыла на пороге. Посреди кухни стояла  Франя  и  раздевала юбки, одну, вторую, третью. И кофты.
-   От. – Сказала она,  – Все, що маю.  Отаки  ми  куркули!
Под столом  лежал  узел и  плетеная  из лозы корзина.  Папа и дядя Федор шептались о чем  - то у самой двери. Все выглядели расстроенными, а моя мама вытирала слезы. Она обернулась и  увидела меня.
- Так,- сказала она «мокрым» голосом. – Получай    свой завтрак и бегом в школу.   И не болтай там ничего про наших гостей!
Я, было,  сунулась на  кухню,  интересно же!  Но мама меня выпроводила. А Франя только  погладила   по плечу шершавой рукой,  и на щеку мне капнуло.
Конечно,  я  рассказала  все моим подружкам.  Как же иначе? Особенно про  то, как Франя  раздевалась. Но в тот день у нас были  другие заботы: нас принимали в октябрята!  Давали каждому по значку. А на нем  маленький,  кудрявый  Ленин. Так что моя новость  никого не поразила.
Гости пробыли у нас дня два, не больше. Петька и Степан тоже. Но те двое появлялись только поздно вечером,  хмурые и неразговорчивые. Я старалась держаться от них подальше. Мама хотела уложить Франю с дядей Федором  с нами в комнате, но они упрямо не соглашались и  всей семьей  спали на полу  возле   своих  узлов. На третий день папа увел их  рано утром на вокзал, и они уехали.
-  Это же надо такое придумать! Раскулачить  работящую семью только за то, что  у них  самовар, и они пьют чай!  Раз самовар – значит паны – несокрушимая  логика! -  Возмущалась мама
- Вовсе  не  за  это. А за  то, что  в  колхоз  не  пошли. Упрямые. – объяснил   папа.
-   На Донбассе  им будет лучше. Федор мастер на все руки. Он себе работу всегда найдет. И там сейчас очень нужны  шахтеры. Хорошо, что ты достал им  билеты, -  успокаивала его мама. -  Только бы нам за это ничего не было, - добавила она  тоскливо. - А все-таки лучше бы они вступили в колхоз!
-  Многие уже вступили. Сплошная коллективизация! А ты мне можешь сказать, куда подевалось  масло, и молоко, и сметана?  И белые булочки? И…
Мама только вздохнула и ушла на кухню.
 Прошло много лет. Началась война. Мы уезжали  из Киева  в  конце августа, под бомбежкой,  с заводом, на котором работал  отец. На открытых платформах   были закреплены огромные   станки,  укрытые  грубым брезентом.  А  между станками  устроились  заводские  и их семьи.   Поезд  едва тащился, часто пропускал  встречные  составы, стоял подолгу на запасных путях. Под брезентом на платформах было холодно и сыро, и мама опять начала  кашлять. Это напоминал о себе плохо залеченный туберкулез. Папа  забеспокоился, и на  какой – то станции меня и маму пересадили в  товарный вагон, в другой поезд.  Папа остался. Он  отвечал за все  заводские  документы. А наш  поезд   вдруг повернул на Донбасс. Ехали мы недолго. Ночью  поезд  остановили красноармейцы и  велели  всем   быстро выходить из вагонов.  А потом  пустой  состав ушел. Мы оказались  посреди степи на  деревянной,  узкой платформе. В маленькое  кирпичное  здание станции попала  бомба,  и оно еще дымилось.  Мама совсем  сникла, часто кашляла  и сидела на  чемодане, нахохлившись и   кутаясь в пальто.  Она  молчала  и смотрела  в даль совершенно пустыми глазами.
 И  вдруг из-за поворота  показался поезд,  замедлил ход и остановился. Паровоз быстро ушел, но вся толпа бросилась к вагонам, стучали в окна, трясли двери.  А я никак не могла  поднять маму с места.
-   Нам все равно не пробиться,  –  твердила она. - Немцы совсем близко. Мы пропали.   
Тут из-за  развалин станции  появилась  женщина в железнодорожном  кителе  и с жезлом в  руке. Она что – то  крикнула.  Толпа расступилась. Женщина поднялась на  ступеньки  вагона и обернулась лицом к  людям.
- Франя!  Тетя Франя!  -   отчаянно  завопила  я  раньше, чем поняла, что  это действительно  она. Женщина  замолчала, вглядываясь, соскочила с подножки и  двинулась  к нам,  рассекая  толпу  жезлом.  Она  молча обняла маму, подняла ее и взяла чемодан. Меня она только ласково погладила по плечу.
Мы быстро обогнули станцию, и пошли между  деревьями.
-   Де твий старий?  - спросила  Франя.
-   Он с заводом,  - сказала мама. – А нас  выбросили из поезда.
-  Знаю, знаю. – Франя теперь говорила отрывисто, командирским голосом.
-  А твои где? - Спросила  мама, едва поспевая  за  нею и  тяжело дыша.
-  Сыны на войне. А  Федора три  года,  як похоронила.  Придавило в шахте.
 ( Она путала украинские  слова с русскими).  Стьопа  на маркшейдера вивчився,  Оженився,  дытыни  три месяци,  от мы  з  невисткой  и   зосталися.
  За деревьями стоял под парами   паровоз с вагонами, а к нам бежал  толстый усатый дед и махал руками.
-  Иди сюда,  Иван. Посади вот  их! – приказала Франя.-   Цей  состав прислали для железнодорожников, он  зараз  отправится, - объяснила она нам.
-  А ты как же?- спросил дед.
-  Не поеду я, не  можу я  невистку  з  дитиною  кинуть.  Якось  воно   буде.  Я подожду,   пришлють  паровоз к тому составу, так я отправлю  людей.  А не пришлють…  А  этих  ты посади. Це моя ридня. 
 Дед недоверчиво покосился на нас, но послушно взял  у нее из рук  чемодан,  и повел нас к  вагонам. Я  не запомнила, как прощалась с  Франей,  как  вошла в вагон вслед за мамой и стариком. Не успели мы сесть, как поезд тронулся и, набирая скорость,  стал  уносить  нас  от войны, от бомб, от безнадежности – в неизвестность.   
 Больше я никогда не видела  Франю.

Галина  Кисель
Lowener Str  2
28259  Bremen
t5798353