Прыжок

Борис Аверин
                Прыжок

Алексея разбудил детский плач. В соседней комнате плакала двух летняя дочь.
- Не плачь, разбудишь папу. Он спит после ночных полётов. Что бы не падать, нужно смотреть под ноги и не разбрасывать игрушки по всей комнате. – Слышал он голос жены.

         - Уже не сплю! Пора вставать. На часах почти два.
         Выйдя из спальни, поцеловал жену и дочку.
- Что за день у тебя сегодня? -  Поинтересовалась супруга.

       - Пойду на парашютные прыжки, как два дня назад. Сегодня буду заниматься по плану сборов внештатных начальников ПДС. Я не хочу пропускать полёты в эскадрильи. Нужно подтверждать класс. Так удачно получилось, что сборы проходят в нашем полку. Мне не нужно уезжать из дома, ты знаешь, что я это не люблю. Кроме того, я просил начальника сборов разрешить мне летать, а посещать учебные занятия сборов в дни, когда у меня нет полётов. Сегодня по плану сборов парашютные прыжки. Сейчас пойду в лётную столовую на обед. Оттуда, в парашютную службу, готовиться к прыжкам.

В парашютной комнате он встретился с товарищами, участниками сборов. В беседе с ними, узнал, как проходили последние теоретические занятия, что изучали.
- Изучили новый спортивный парашют Т-3. – Сказал капитан Борис Майстренко. - С ним сегодня будут прыгать специалисты, то-есть, « пэдээсники», и спортсмены.

Просмотрев плановую таблицу, Алексей увидел запланированный ему прыжок, в первом подъёме, с парашютом Т-3. Он любил парашютный спорт со школьных лет. Поступая в лётное училище, он был уже инструктором – общественником по парашютной подготовке. Им была обучена группа парашютистов. Будучи курсантом и лётчиком– инструктором, выполнял, с удовольствием, максимальное количество прыжков. Был опытным парашютистом.

- Нужно, что бы мне рассказали о новом парашюте, об особенностях прыжка. Кто это может сделать? – Думал офицер. – Попрошу курсантов. Желтков и Резунов участвуют в сборах. Они очень опытные спортсмены. У каждого из них первый спортивный разряд по парашютному спорту. Наверняка прыгали с этим парашютом. Расскажут что к чему.

К «парашютной» подошла машина. Укладчики парашютов и двое курсантов, нужных Алексею, начали погрузку подготовленных для прыжков парашютов.
После рукопожатия он обратился к ним:
- Проведите, ребята, со мной занятия по Т-3. Сегодня с ним буду прыгать.
- Какие занятия, товарищ капитан? Ничего особенного, о нём нечего рассказывать. Всё почти тоже, что и на других типах парашютов. Если поедете с нами на этой машине, то по пути на аэродром, мы расскажем его особенности.

Капитан, поблагодарив их, согласился.
Он предупредил офицеров, которые шли на автобус, подошедший за участниками предстоящих парашютных прыжков, что поедет на машине с парашютами.
Погрузка закончена. Сложенные парашюты накрыли брезентовым полотнищем. Капитан и и курсанты устроились сверху.
Свежий осенний воздух обдувал пассажиров. Пришлось одеть, взятые с собой, лётные демисезонные куртки и поднять воротники.
- Так, что за парашют Т-3? – спросил лётчик – инструктор .
- Это, с хорошо управляемым куполом, спортивный парашют. – Вступил в разговор курсант Желтков.

- У него круглый купол. – Добавил Резунов
Они оба были лучшими курсантами авиационной эскадрильи. В лётное училище их привела мечта: стать лётчиками истребительной авиации Противо – Воздушной Обороны.
Перед поступлением в училище они  с большим интересом учились в аэроклубах. Их увлёк парашютный спорт. Каждый из них стал спортсменом- парашютистом первого разряда.

Евгений Резунов занимался и планерным спортом,  имел большой тренировочный налёт на планере.
Увлечённость будущей профессией, отличная учёба, успешное освоение истребителя, доброжелательность в отношениях с товарищами -  личные качества, которые  сделали их уважаемыми  лётным и курсантским составом эскадрильи.

- Понятно. С круглым куполом я ни разу не прыгал. Интересно, чем отличается управление этим куполом от квадратного. – Продолжил Алексей. – Вы с ним прыгали?
- Да! – Ответили оба.
- В аэроклубах, у спортсменов, этот тип парашюта основной. -  Сказал Резунов. Куполом нужно  управлять  с помощью  «клевант».
- Что это такое? - Спросил офицер.

- Когда купол раскроется, Вы, товарищ капитан, увидите стропу оранжевого цвета. – Продолжил курсант. – Тяните за неё. «Расчекуется»  большое отверстие в куполе. Стянете «чехольчики» с двух строп. Натягивая эти стропы за деревянные «бабышки», которыми заканчиваются управляющие стропы, сможете управлять направлением снижения.
- Купол раскроется -  Вы поймёте, что к чему. Всё очень просто! – Заключил Желтков.
Капитану неловко было продолжать расспросы о парашюте, возможных ситуациях, которые могут возникнуть в небе.

- Ладно! В воздухе разберусь. Спасибо. - Заключил Алексей.
Перед началом прыжков начальник сборов полковник Андрющенко дал указания и свои напутствия  построившимся участникам парашютных прыжков.
Первая группа парашютистов, в которой был Алексей, заняла места в салоне транспортного самолёта Ли-2.  Ближним к двери сел капитан Музок, который должен «выходить из самолёта» первым.

Он был самым опытным из «прыгающих» в этом подъёме. Его должность начальника парашютно-десантной службы авиационного  полка, будто сама выбрала его. Капитан был бесстрашным парашютистом. На его счету была не одна тысяча парашютных прыжков. Он имел опыт не только прыжков с разных высот, днём и ночью, он, даже, выполнял, неоднократно, показные катапультирования из второй кабины специального учебно-боевого  истребителя.  Лётный состав и курсанты полка восхищались его мужеством.
Запущены оба мотора самолёта. В салоне от них сильный шум. Все молчат, потому что обычный голос не слышен, нужно кричать собеседнику в ухо.

Разбег. Силы инерции сдвигают парашютистов, сидящих на скамейках, расположенных вдоль бортов. Чтобы не оказаться в «хвосте», на полу салона, они удерживаются за скамейки, лонжероны фюзеляжа. По мере увеличения скорости силы инерции исчезают. Звук работающих моторов становится тише. Командир воздушного судна после взлёта уменьшил обороты воздушных винтов. Воздушный корабль перешёл в набор высоты.

Алексей сидел возле иллюминатора и рассматривал знакомый ему пейзаж. Он уже несколько лет на истребителе летал над этими просторами. По мере набора высоты, зрительно, движение самолёта замедлялось. Вот он уже, будто висит в воздухе, и почти не плывёт под ним земля в виде квадратов полей,  тёмных и серых линий дорог.

Вой сирены и мигание красной лампы над дверью экипажа – сигнал готовности к прыжку. Укладчик парашютов, старшина Иван Петров -  «выпускающий», открывает дверь. В салон с шумом моторов врывается и холодный воздух неба.

Первый парашютист, выполняющий «пристрелку» стоит в проёме двери, в изготовочной позе для отделения от самолёта.  Гудок и смена красной лампы на зелёную – сигнал  прыжка. Старшина хлопает своего начальника по плечу и кричит: «Пошёл!» Капитан исчез за бортом.

Парашютисты, которые сидели у иллюминаторов со стороны двери самолёта, увидели раскрывшийся белый купол. Дверь закрыта. В самолёте стало тише, пропал свежий поток  холодного воздуха, врывавшийся через открытую дверь. Транспортник делает заход для выброски парашютистов с учётом места приземления парашютиста, выполнившего пристрелку. Особенность этого прыжка в том, что парашютист не управляет куполом парашюта и приземляется там, куда снесёт ветер.

Воздушный корабль вышел «на прямую» и летит к точке, в которой парашютисты начнут покидать борт.  «Выпускающий» открыл дверь. Снова усилился шум моторов и напор воздуха ворвался в фюзеляж. Старшина встал на четвереньки и высунулся из салона. Скоростной напор воздуха всей мощью ударил ему в лицо. Но, не смотря на силу скоростного напора воздуха, он корректировал направление полёта. Не убирая голову в самолёт, он сигналил правой рукой экипажу самолёта о необходимости доворота вправо. Правый пилот видел его сигналы через открытую дверь кабины.

И вновь, сирена, красная лампочка. Все в салоне поднялись со скамеек, повернулись в сторону  пилотской кабины.
Алексей встал в проёме открытой двери, сложив руки на запасном парашюте. Прыжок выполнялся с целью ознакомления с новым типом парашюта. Парашют должен был открываться без его вмешательства, без задержки по времени. Внизу, далеко, он видел землю. Узкая, тёмная линия автомобильной трассы с вереницей крошечных автомобилей переместилась  слева-на-право и пропала под фюзеляжем. Под кораблём поплыло серое, не вспаханное поле.
 Короткий гудок сирены, рука «выпускающего» дотронулась его плеча. Оттолкнувшись левой ногой от пола воздушного судна, он оказался за его бортом.
Кратковременное падение, динамический удар от раскрывшегося парашюта. Рывок намного сильнее, чем на парашюте прежнего типа. Раскрытие парашюта  так же быстрее. Вот что значит, шёлковый купол, - подумал офицер, и поднял голову для осмотра раскрывшегося купола.
Совершенно неожиданно, перед его глазами была не понятная картина. Купол парашюта  раскрыт, но стропы перекрещены  между собой.
- Перехлёст! – пПомелькнула мысль. – Они не позволили полностью раскрыться куполу. Значит, снижаюсь с большей скоростью. Нужно их распутать. Буду дёргать, освобождать купол.

Задрав голову, глядя на стропы и купол,  парашютист приступил к распутыванию строп.  Взяв по стропе в левую и правую руку, дёргал их в противоположные стропы. Менял стропы, тянул, дёргал. Его действия не имели никаких последствий. Посмотрел вниз. На поле, над которым он находился, стали заметны следы проехавшего по нему автомобиля, его серый цвет стал ярче, приблизился горизонт.

Подумал: - За время  бесполезной  работы по устранению перехлёста, потеряна большая высота.  Отрезать перекрещенные стропы? Но, не понимаю какие из строп резать. Попробовать  «расчековать»  купол? Может быть, раскрытие отверстия в куполе устранит перехлёст?

Над головой среди множества строп выделяется одна, оранжевая. Капитан энергично подтягивает её. Она освобождает в куполе огромное отверстие в виде щели, которое было стянуто шпильками.

Запутанные стропы остались без изменения. Взгляд вниз. Земля с большой скоростью вращается против часовой стрелки.
- Вращение! Это очень опасно при выпуске запасного парашюта! – Вспоминает Алексей. – Но нужно обязательно раскрыть «запаску»!

Он понимал, что дорога каждая секунда, скорость снижения в несколько раз больше нормальной. Но спешить нельзя, что бы, ни сделать ошибку, которая усугубит сложную и опасную ситуацию. Повторил мысленно  действия для раскрытия запасного купола, и тут же приступил к реализации плана.

Левую ладонь наложил на клапаны ранца запасного парашюта, правой рукой взял его вытяжное кольцо.
Решил, перед сложными действиями,  не применяемыми ни разу прежде, посмотреть на купол. Поднял голову… Купол раскрыт полностью, несколько строп, оторваны от купола и трепещут в воздушном потоке.

- Чудо! Стропы, которые были в перехлёсте, порвались! Повезло! Теперь посмотрю:  куда меня несёт, начну управлять куполом.

Он снижался в место, находящееся за площадью аэродрома. Развернув купол, как его учили курсанты,стремился попасть на аэродром.Земля стремительно приближалась. Снижение было не долгим.

- Скорость снижения больше, чем на других парашютах. – Решил Алексей.
Принята  изготовочная  поза для встречи с землёй. Толчок  о землю. Он устоял на ногах, и, забежав влево, погасил купол парашюта. На его лице была улыбка от удачного завершения опасной ситуации, в которой был несколько минут назад.
 
 Приземление произошло на краю лётного поля аэродрома, далеко от «креста», к которому стремятся парашютисты, управляя куполами парашютов.

Расстёгивая ремни парашютной системы, капитан увидел автомобиль, на котором он прибыл на аэродром, сидя на загруженных парашютах.  Автомобиль ехал быстро, раскачиваясь на неровностях грунта.

 Из кабины подъехавшей машины  выпрыгнул начальник сборов, он же руководитель парашютных прыжков, полковник  Андрющенко.  Его глаза светились радостью,  лицо украшала широкая улыбка.

- Молодец! Заставил поволноваться! Как ты?
- Всё нормально. Вот, жалко: несколько строп порваны.
- Это ерунда! Главное, что с тобой всё хорошо, что травм нет!
Погрузив, собранный парашют, в кузов машины, Алексей сел в кабину вместе с полковником.

Товарищи, встретив его, пожимали руку.  Всё происходящее в небе, видели с земли, очень переживали за исход его прыжка.
При подведении итогов парашютных прыжков, полковник поблагодарил капитана за смелые и правильные действия в сложной ситуации. Объявил ему благодарность.

Алексей при этом испытывал неловкость, как ему казалось, от неверной оценки его действий начальником. Он считал себя недостойным тех хороших слов, которые слышал.
- Я не был в полном объёме готов к тому, что произошло. Мне повезло, что всё завершилось благополучно.  Могло быть всё иначе.

Благодарность не подняла его настроения. В автобусе, по дороге домой, он был не разговорчив. Вспоминал ситуацию в небе. Понимал, что поверхностно готовился к прыжку с незнакомым парашютом и лишь  случайность спасла его.
Сейчас он прозрел. До этого случая он не чувствовал так остро опасность парашютных прыжков, какой ощутил её сегодня.

- Я буду продолжать выполнение прыжков! – Размышлял капитан. Но не буду таким легкомысленным в своей подготовке.  В прыжках, как и в полётах, нет мелочей. Следует глубоко знать устройство парашюта. Нужно продумывать все ситуации на земле. Не тратить время в воздухе на обдумывание решений. Быть к ним готовым заранее.

Сгущались вечерние сумерки. Заходящее солнце и мощно-кучевое облако, нависшее над военным городком, в который въезжал автобус, создавало красивую картину. Небо было грозным и величественным. Оно манило к себе молодого офицера.
Б. Аверин
07.05.12.