83 Зарницы памяти. Наставления шефа

Юрий Фёдоров
ЗАРНИЦЫ ПАМЯТИ. ЗАПИСКИ КУРСАНТА ЛЁТНОГО УЧИЛИЩА

      ••>> >> [С авторской версией данного эссе с авторским форматированием текста и красивыми фото можно ознакомиться на сайте выпускников Харьковского ВВАУЛ 1974 года выпуска http://v3let.ru ] << <<••

Эпизод \\\\[83й]////
НАСТАВЛЕНИЯ «ШЕФА»

••>> Итоги прошедшей лётной смены
••>> Портрет в интерьере: лейтенант Трошин
••>> Шевелиться в полёте
••>> Курсант Петя Севастьянов
••>> Пример сильнее правил

1 июня 1972 г. (четверг)

— Смотри и учись, друг мой! Смотри и учись!
      Из америк. худ. к/ф-ма «Совокупность измены»

      На предварительной подготовке Трошин объявил, что вчера я выполнил самостоятельные полёты с оценками «хорошо» и «отлично».
      — В первом полёте ты сел свысока. Высоковато выровнял! А во втором полёте посадил самолёт безупречно, можно сказать, образцово, прямо по центру «Т». Даже колёсики раскрутил о ВПП. Надо учиться лучше видеть землю! Чтобы так, как сел во втором полёте, садился всегда! Понято?

><•>>> Qui seminat mala, metet mala {1}
><•>>> ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ
    •• >> Лейтенант Трошин << ••

Опыт увеличивает нашу мудрость,
но не уменьшает нашей глупости.
      Генри Уиллер ШОУ, америк. писатель-юморист
<<••>>
— Пример сильней правил.
      Николай Васильевич ГОГОЛЬ, «Мёртвые души»

      Валерий Иванович переложил наши лётные книжки, ожидающие его подписи, с одного края своего стола на другой. Потом добавил:
      — И вообще! В полёте шевелиться надо! На посадке движения ручкой должны быть плавными, а сообразиловка не должна равняться нулю! Когда я учился, то, не дай бог, грубо сядешь, взмоешь или высоко выровняешь – сам заруливаешь на стоянку, не дожидаясь команды РП! И дистанцию между самолётами на кругу надо выдерживать! А то вон курсант Паландин из третьего звена сел впритык за другим самолётом. Понятна ситуация? Видишь, что близко идёшь к впереди летящему самолёту, пораньше шасси выпусти! У него будет скорость 300, а у тебя 250! Когда он шасси выпустит, ваши скорости сравняются, но дистанция будет заданной. Или вот. Когда курсантом был, со мной в экипаже летал мой друг Петя Севастьянов, сообразительный парень. Сейчас служит в Прибалтике. Как-то возвращался я в паре с инструктором из зоны. Командир вошёл в круг, подрезая другой Элке. Я после роспуска следом и оказался рядом с другим бортом, ну с тем, которому мы путь подрезали. Из радиообмена понял, что этим самолётом управляет Петя. Увеличиваю обороты, скорость и устремляюсь впереди него за своим ведущим. Пораньше доложил, что на третьем – чтобы мне дали заход первому, а не ему. «Ну, — думаю, — посмотрим, что ты, чертёнок, придумаешь!» Оглянулся: что Севастьянов предпримет? Можно, конечно, ему было отставать «змейкой»{2}. Но он понял, что так особо дистанцию уже не увеличишь – третий разворот рядом, я уже его выполняю, а он впритык! Что делать?.. Вот ты, Кручинин, что сделал бы в такой ситуации?
      Медленно поднимаюсь, чтобы выгадать времени побольше для размышления и оценки.
      — А третий разворот уже близко?
      — Ну, вот он, рядышком!
      — И «змейкой» никак уже не отстать? — тяну, тяну время из последних сил.
      — Нет, не отстать! — нажимает Валерий Иванович. — Ты будешь лётчиком-истребителем! Поэтому соображай быстрее!
      — Тогда... тогда ушёл бы на второй круг!.. — пожал я плечами. — Доложил бы РП, убрал шасси и на второй!
      — И за сближение с самолётом на кругу попал бы в «чёрный список» руководителя полётами! А по-другому? Ну, чтобы не попасть в журнал РП? — хитро улыбается Батя.
      Я замялся и повёл бровью. Посмотрел на товарищей: «Давайте, черти, подсказывайте! Видите – штопорю!»
      Ребята молчали. Лейтенант переключается на других:
      — А ты, Передышко, как бы действовал? Есть ещё варианты?
      Саня поднимается, подумал с секунду и отвечает:
      — Ещё?.. Можно чуть затянуть третий разворот!.. Увеличил бы дистанцию до заданной, а потом идти на посадку за вами!
      — И тут попадёшь РП на карандаш – по НПП{3} третий разворот тянуть нельзя! Он должен выполняться на своём месте! Дистанцию можно и нужно устанавливать только за счёт первого разворота. Тут тяни, сколько хочешь!
      — Тогда, наверное, так же, как и Кручинин – ушёл бы на второй круг! Других вариантов что-то не вижу...
      — Нет, говоришь, других вариантов? Самойченко?
      Сэм встаёт. Пожимает плечами:
      — Вроде назвали всё – «змейка», затянуть третий, уход на второй! Что ещё?
      На Журавля инструктор даже не смотрит. Он сейчас вне закона. Ну, за свой выпивон, за который досталось Бате по-крупному. Да Вовка и не знает правильного ответа, иначе давно б выскочил, с места бросил бы реплику.
      — Садитесь! А вот что сделал мой находчивый друг! Когда Севастьянов увидел, что не отстать ему уже никак, он ввёл свой самолёт в глубокий вираж на кругу, прямо в районе третьего разворота! И на второй круг не ушёл, и дистанцию себе обеспечил!..
      «Шеф» говорил с лёгкостью человека, нисколько не сомневающегося в правоте своих слов. Оглядел каждого из нас. (Кроме Журавлина, конечно.)
      — Видите, как Петя придумал! Своё, но как ведь он лихо справился с ситуацией! Соображать в полёте надо! А вы… — Валерий Иванович, улыбаясь, махнул рукой. — Слабаки!
      И я с восхищением подумал:
      «Действительно! Какой молодец этот Петя Севастьянов! Я бы не догадался встать в вираж в районе третьего! Принял бы первое пришедшее мне на ум. И на разборе в экипаже пороли бы меня за то, что сел не за своим ведущим! А друг «шефа» Петя, ещё будучи курсантом… Сориентировался, бесёнок!»
      Скажите, какой курсант лётного училища не хочет понравиться своему инструктору, который для него бог и царь, звезда, пример для подражания? На которого он, курсант, всегда хочет равняться? И я решил, что если мне в воздухе нужно будет найти нестандартный выход, я непременно его отыщу. И Валерий Иванович меня похвалит! Он, само собой, мне потом ничего не скажет, но в душе будет гордиться тем, что я летаю в его экипаже!

<•>> >> Dies diem docet {4} <<•

  [+] — Юноша, самовыражайтесь быстрее!
      Из худ. к/ф-ма «Покровские ворота»
<<•><•><•>>
  [+] Личность любого человека динамична, в стремлении к совершенству мы меняемся...
      Из записных книжек офицера
<<•><•><•>>
  [+] Ведите себя хорошо... А я не буду!
      NN
<<•><•><•>>
  [+] Что говорить о Черномырдине и обо мне?
      Виктор ЧЕРНОМЫРДИН, премьер-министр РФ
<<•><•><•>>
  [+] — Разговор с иным – тот же червонец.
      Николай Васильевич ГОГОЛЬ, «Мёртвые души»
<<•><•><•>>
  [+] — От частого упражнения и голова сделается находчивою.
      Николай Васильевич ГОГОЛЬ, «Мёртвые души»
<<•><•><•>>
  [+] — Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта. Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путём не умеют. Хорошо ещё, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы.
      Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ, «Гроза»
<<•><•><•>>
  [+] — Надо жить-то так, чтобы всегда быть готовой ко всему...
      Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ, «Гроза»
<<•><•><•>>
  [+] — Старый человек на ветер слова не скажет.
      Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ, «Гроза»
<<•><•><•>>
  [+] — Мне скажут дело, я соглашаюсь, вот и всё.
      Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ, «Отцы и дети»
<<•><•><•>>
  [+] — Я ничьих мнений не разделяю: я имею свои.
      Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ, «Отцы и дети»
<<•><•><•>>
  [+] — Мсье, вот кто подведёт нам под монастырь! А ведь мы думали, он нас озолотит!
      Из худ. к/ф-ма «Король фальшивомонетчиков»
<<•><•><•>>
  [+] — Ой, господи, Вовец, Вовец! Какой же ты глупец!
      Из худ. сериала «Школа»
<<•><•><•>>
  [+] — Это какой-то фокус!
      — У нас на фокусы времени нет! Ты же сама сказала, что всё возможно!
      Из америк. худ. к/ф-ма «Пророк»
<<•><•><•>>
  [+] — В следующий раз?
      — Да. Следующий раз есть всегда! Главное – постепенность!
      Из америк. худ. сериала «Калифрения»
<<•><•><•>>
  [+] — Иванушка, что это было?
      — Жар-птица!
      Из худ. к/ф-ма «Русский сувенир», 1960 г.
<<><><•><><>>
____________________
      {1} Qui seminat mala, metet mala (лат.) – Кто плохо посеял, тот плохо и пожнёт.
      {2} Полёт «змейкой» – переваливая самолёт из крена в крен.
      {3} НПП – Наставление по производству полётов.
      {4} Dies diem docet (лат.) – День учит день.