В бананово-лимонном Сингапуре

Геннадий Захаров
     – Времени еще и десяти нет. Чем заняться? До связи по скайпу ждать больше часа… – вслух размышлял Максим, бесцельно бродя по квартире.

     – Посмотри телевизор, по пятому каналу сериал «След» идет, – подсказала жена, – а с кем ты опять всю ночь по скайпу трепать собираешься?

     – Да в социальных сетях случайно встретились с Сашкой Донецким. В Армии служили вместе. Как в шестьдесят восьмом дембельнулись, так ничего друг о друге… Сорок четыре года минуло… Он родом из Донецка. Сейчас в Одессе обосновался. Перекинулись парой сообщений и договорились сегодня по скайпу в двадцать три часа связаться. К этому времени у него дома все улягутся спать, мешать не будут. Два с лишним года в одной части служили. Гитарист он был отменный, рассказчик интересный, душа компании. А голос у него какой!!!

     За полчаса до назначенного времени на мониторе компика появился долгожданный вызов.

     – Это что за седой мужичок шевелит губами и смотрит на меня, как баран на новые ворота? – зазвучал из динамиков знакомый шутливый, но восторженный и почти забытый голос давнишнего товарища по службе.

     – Сашка! Ты?!!!

     – Ну, а кто еще кроме меня будет разговаривать с таким седым старичком! Что с твоей шевелюрой произошло? В молодости иначе выглядел…

     – Саня! Просто перед тобой на мониторе «натуральный блондин»! Стараюсь не отставать от современной моды… – пошутил Максим. – А у тебя еще интереснее: не более, как десятая часть бывшей пышной растительности осталась на твоей буйной головушке. Где остальное?

     – Растерял я, Максимка, свою пышную растительность с головы по многим морям и океанам нашей прекрасной планеты. Удалось побывать, практически, везде, где возможно. А моя главная мечта осуществилась только десяток лет назад. Помнишь, какая?

     – Как же не помнить?! – поддержал Максим. – Мечта у тебя была: поплавать по морям и океанам, белый свет посмотреть…

     – Что за вульгарность, Максимка! Запомни, плавают только утюги! Моряки ходят в плаванье. Значит, забыл ты мою главную мечту. Напомнить?

     – Попробуй.

     Неожиданно для Максима, из динамиков полилась до ужаса знакомая песня:

            В бананово-лимонном Сингапуре. В буре.
     Максим тут же подхватил:

            Когда поет и плачет океан.
            И гонит в ослепительной лазури
            Птиц дальний караван…

     Напевая нехитрую мелодию этого танго, и Максим, и Александр, невольно перенеслись в те далекие шестидесятые, когда они, при всех тяготах и невзгодах армейской службы, почти ежедневно выкраивали часок-полтора, чтобы под аккорды звонкой Сашкиной гитары исполнить несколько задушевных песен. А сейчас по невидимым волнам из Одессы и из Великого Новгорода неслись навстречу друг другу задушевные голоса двух давнишних друзей-однополчан:

                И сладко замирая от криков попугая,
                Как дикая магнолия в цвету,
                Вы плачете, Иветта,
                Что песня не допета,
                Что это лето где-то
                Унеслось в мечту!

     – Топ! Топ! Топ! – Вдруг раздался Сашкин возмущенный голос. – Ты, Максим, неисправим. Почему ты всегда вместо Иветта, поешь Жаннетта? Ухо режет! Сколько тебя можно поправлять!

     – Извини, Саша, подзабыл.

     – Не подзабыл ты. Сорок лет назад тоже пел Жаннетта. У тебя, наверное, жену так зовут?

     – Не сорок, а уже сорок пять лет назад. А жену у меня Верой зовут.

     – А у меня жена – Татьяна!

     – Это не та ли самая Татьянка с Краснодарского края, для которой мы с тобой в увольнении по всему Ленинграду пуховую шапочку с длинными ушами искали в подарок к Новому Году?

     – Она! Та самая Татьянка! Так вспомнил мою мечту?

     – Не врублюсь никак, забыл.

     – Лет с пяти, когда я впервые услышал эту песню, застряла в голове мечта – побывать в этом сказочном бананово-лимонном Сингапуре. После Армии устроился в торговый флот. Сначала – простым трудягой-моряком. Когда понял, что можно и полегче службу подобрать, выучился на связиста.

     Еще в советские времена объехал весь свет. Несколько раз доводилось бывать и в Сингапуре, в порту, но на берег капитан никого не отпускал, мотивируя тем, что он не хочет оставить свое судно без команды. Почему? Мы не знали, только могли догадываться. Много разных слухов ходило об этой загадочной стране, но хотелось все увидеть своими собственными глазами. Только в начале двухтысячных прибываем в Сингапур, а там туристическую группу организовывали…

     – Так что увидел? Что узнал об этом самом Сингапуре?

     – Знаешь, Максим, после посещения этой страны лично у меня создалось какое-то внутреннее опустошение, и двоякое впечатление. С одной стороны – вроде в коммунизме побывал, с другой – ужасные дела там творятся. За два дня насмотрелся всякого-разного. Жить там я бы не смог.

     – Саша! Не хочу в твоих глазах оказаться безграмотным пацаном, но подскажи, где эта страна находится. В Латинской Америке?

     – Нет. Скорее, где-то в Юго-Восточной Азии. Ну, рядом с полуостровом Малакка. Знаешь такой?

     – Не знаю.

    – Может быть слышал: Малайзия, Индонезия? Так это там. Для ориентира: между Тихим и Индийским океанами, почти на самом экваторе.

     – Понятно! У меня есть фильм «Дикая Индонезия». Красивейшие, экзотические края! Я в там, конечно, не бывал. Да я вообще, кроме бывших республик Советского Союза, нигде не бывал…

     – Темнота!!! Так вот. Государство Сингапур и площадью-то всего шестьсот квадратных километров. Представь: тридцать километров в длину и двадцать в ширину. Что-то вроде большого колхоза по-нашему, а населения три миллиона человек. Короче, двести квадратных метров на каждого человека.

     – И как они там живут, как умещаются?

     – Тепло там! Чистота идеальная. Экзотика! Красота! Но поразил меня существующий там жесточайший порядок во всем. Как нас экскурсовод ни инструктировала, залетел я в первый же день на штраф в пятьсот ихних долларов.

     – За что?

     – Бумажки ненужные, окурки – все аккуратно бросал в урны, но как-то забылся и сплюнул на газон. Штраф! Там его можно схватить за любую оплошность. Тюрем вроде у них нет вообще. За мелкие нарушения там штрафуют, за серьезные – вешают, а за средние – кнутом до полусмерти. Если собака ночью гавкнет, ей голосовые связки перерезают, чтобы и днем молчала.

     На второй день пребывания в Сингапуре, меня чуть было не повесили. И не увидел бы я твою седую голову на этом мониторе.

     – За что чуть не повесили? Они что там… – возмутился Максим.

     – Все очень просто получилось. В конце экскурсии ужинали мы в каком-то маленьком ресторанчике. Вдруг туда заходят французские морячки. Увидев их, я непроизвольно выкрикнул: «Бей французов», вскочил из-за стола, чтобы им морды набить…

     – За что? – не понял Максим.

     – Как за что? Каждый, уважающий себя русский моряк, находясь в ресторане, должен морду набить французу. Таков не писаный закон моряка!

     – Саня! Но ты же теперь не русский. Ты украинец! По инерции прикидываешься русским, для прикрытия, чтобы на Россию потом все свое хулиганство свалить. Теперь я начинаю понимать, почему французы не хотят Россию в ВТО принимать. За морды свои беспокоятся…

     – Это кто не русский? Я не русский? Да я всю жизнь на русском языке и говорю и думаю… Все мы русские! А тех украинцев, которые в школах русский язык запрещают – всех бы я в Сингапур отправил.
 
     – В Сингапур их, в Сингапур! – поддержал Максим.

     – Наши ребята вовремя вскочили, удержали меня. Французы, увидев мою реакцию, сразу сбежали, а мне опять штраф. Уже тысячу долларов. Но, если бы я успел французу в морду дать, повесили бы меня там без всяких судов и адвокатов… Кстати, наркоманов у них совершенно нет. Даже туриста поймают с дозой наркотиков – вешают сразу. И воровства нет у них. Идеальный порядок во всем. Когда они голосуют, то в бюллетень вписывают свои паспортные данные и, как говорится, личную подпись ставят. Вот это порядок! Проголосовал – отвечай за свои действия. А дети, внуки есть у тебя?

     – Как же без них?! Дочка и сын. Взрослые.

     – А у меня сын и две дочки! Тоже взрослые.

     – А у меня еще две внучки!

     – Слабовато, Максимка, слабовато у тебя. У меня два внука и внучка. Внучка самая младшая, ей шестой годик идет. Но смышленая, забавная. Даже сказки сама сочиняет… А теперь скажи – ты свою главную мечту исполнил?

     – Какую? – не понял Максим.

     – Интересное кино!!! Я твою мечту молодости помню, а ты забыл. Кто все три года в Армии только и жужжал, что очень хочет заочно институт закончить. Главным инженером стать…

     – Ты про это?! Конечно, закончил. Еще лет тридцать пять назад. Поработать пришлось на разных должностях. Последние перед пенсией почти два десятка лет – главным инженером на довольно крупном предприятии. Честно скажу: лучше бы в беззаботное плаванье ходил по морям-океанам. К пятидесяти стал уже «натуральным блондином». Но, в общем-то, не жалею!
    
     Так за простыми житейскими разговорами, воспоминаниями о далекой юности, о нелегких, но незабываемых годах воинской службы незаметно и ночка пролетела.  Около пяти утра Александр вдруг предложил:

     – Давай-ка, Максимка, назначим очередную нашу встречу днем, когда дома никого не будет. С гитарами. Вспомним песни нашей молодости. Я сегодня уловил, что ты не только слова, но и мелодию безбожно врать начал. Опять голоса своего стесняешься? Поработать, поработать снова с тобой придется. Так поработаем?

     – Обязательно поработаем, Саня! Вот только гитару свою я еще в молодости нечаянно загубил. Лет сорок назад. С тех пор и в руки не брал. Но, я знаю, что ты у нас отменный музыкант! А я обязательно подпою!

     – Наши песни вспомним, наши! Можно вспомнить песни тех лет Магомаева, Эдуарда Хиля, Майи Кристалинской, ансамбля «Дружба». Помнишь, Эдита Пьеха пела прекрасную задушевную песню «Где-то есть город тихий, как сон…».

     – Это ты про Сингапур? – съязвил Максим.

     – Нет. Эта песня о Донецке, моей Родине.

     – А для меня – о Новгороде, о Великом Новгороде, как его снова стали теперь называть.
 
     Только в шестом часу Максим прилег на кровать. Сон не приходил. Его мысли бродили где-то по далекому экзотическому Сингапуру, о котором Сашка мечтал всю свою жизнь. Побывал он там. Сбылась его мечта. И что? Вроде коммунизм, живи себе – радуйся, а подрался с кем – повесят обоих. Надо мне это?  Нет! А кнутом за оплошность… Нет, это тоже не жизнь. Видимо, правильно говорят, что хорошо там, где нас нет…