Юность Марии Медичи

Медведев Дмитрий
Начало: http://www.proza.ru/2012/07/05/1229


Рубенсу досталась непростая задача запечатлить одутловатый комод с запойными мешками под глазами в узнаваемом образе прелестной королевы, выглядевшей на все сто (причем ни лет и ни килограммов). Пластическая хирургия, меняющая внешность огнем и ножом, была в руках инквизиции и не вызывала доверия, а фотошоп еще не изобрели. Поэтому лицо постоянно приходилось прятать на втором фоне, словно Медичи и не была главным действующим лицом. Однако фигуре пышки голубых кровей Питер Пауль радикально льстил в угоду держащей себя в форме старушки*. Правда, ее самодержавная форма с каждым годом стремилась к шару, и хотя художник полагал, что жирок - неотъемлемый признак красоты, Мария была непреклонна: на всех картинах она должна быть стройной леди.

Условие было настолько жестким, что даже в картине «Рождение королевы» младенец с нимбовым сиянием хуже остальных действующих лиц. То есть худее, конечно. Вот только от использования того же тона для нимба и факела в руках Люцины (богиня деторождения), складывается впечатление, что она его подожгла прежде, чем передала в руки Флоренции - города, где родилась Медичи, у ног которой развалился плодородный Арно (бог реки, на которой стоит город). Его уроженцы, поддерживающие щит Франции, флора, фауна, новостройка на фоне, а также всякие часовщики и рогоносцы** тоже символичны, но не так интересны, как зависшая в воздухе дева с цветочками в руке. До операции, проведенной художником, это был лучник, потому что по расчетам Рубенса Мария родилась под влиянием Стрельца***. Однако азиатский гороскоп упорно настаивал на том, что конец апреля - это Телец, поэтому в итоге стрелочник был перемалеван в "телку". Ну не рисовать же парящий рогатый скот над головами собравшихся.

Сразу после рождения в предыдущем фрейме принцесса засела за уроки в рамке хронологически шестой картины. Автор не дал пояснения дисциплинам, посчитав, что и так все понятно, с медиЧинской точки зрения. Поэтому рискну предположить, что Минерва учит ее сапфизму (извините за софизм), Гермес - пользоваться жезлом (в его руке кадуцей), а музыкант Орфей с огромной скрипкой - игре на кожаной флейте кратчайшему пути к сердцу мужчин. Три грации ничему не учат - они как бы и не в тему. Но поскольку у Рубенса не было компьютера с выходом в интернет, голых баб приходилось рисовать самому, где только получится. И хотя технически девицы не имеют прямой связи с обучением главной героини, в моей разгулявшейся фантазии эти три бабии могли бы преподать ей урок трибаДии.

Вероятно, примерно так же рассуждали критики наготы, поэтому спустя полвека порнографию занавесили, и в течение почти двух столетий из занавесок торчала лишь рука с венком, коронующая студентку. Особенная ирония проявилась в том, что когда цензуру сняли, нагие девы ярко выделялись на фоне потускневшего от времени холста. А учитывая, что двадцать четыре картины шли единым циклом, контрастной чистке пришлось подвергать не только это полотно. По-моему, очень аллегорично этот эпизод описывает сексуальную революцию через столетия.


* Слева реалистичный "портрет Марии Медичи, королевы Франции" (Рубенс)
** Гений часов (слева) и гений с рогом изобилия (справа), в котором находятся скипетр и корона.
*** Рубенс сам вычислил господствующий знак (для 26 апреля 1575 года), о чем упомянуто в его переписке с астрономом Пейреском

Брак Марии Медичи: http://www.proza.ru/2012/07/11/1273