Константин Ершов - он же Пляшка

Владимир Плотников-Самарский
Грани и кадры

11 июля 1935 - 28 декабря 1984

До последнего времени не предполагал, что изумительный по натуральности «фраер на шарнирах» Пляшка (из фильма «За двумя зайцами», ну тот, что с еще дореволюционной распальцовкой) и выдающийся режиссер Константин Ершов – одно лицо. Как актер он сыграл (а уж прожил… эх!) крайне мало.

Но до чего выразительно! Если кто-то усомнится в режиссерских качествах, просто припомните «Вий», поныне непревзойденный ужастик отечественного кинематографа, равно как и эталонная, не уступающая оригиналу экранизация гоголевской классики!

А ведь были ещё заслуженно популярные: "Поздний ребёнок" (1970), "Каждый вечер после работы" (1973), "Степанова памятка" (1976), "Женщины шутят всерьёз" (1981), "Грачи" (1982).

Отдельно хотелось бы отметить последнюю картину мастера "Не было бы счастья" (1983). Не раз смотрел этот фильм раньше. Потом настал долгий-долгий простой в массовой демонстрации.И вот опять повстречались. Правда, на сей раз лиро-комедия К. Ершова ожила в статусе «записи» для домашней видео-коллекции.

Сама ситуация – застрявшие в лифте пассажиры и их последующая эволюция – была впоследствии (а, может, и до) заезжена… Ввиду чего особых откровений ждать и не приходится. Да Ершову они и без надобности.

…В общем, в энный раз порадовался игре ещё нестарых (и даже пребывающих тогда в добром здравии: М. Светин, М. Данилов, А. Твеленева, В. Шаповалов, И. Бунина) мастеров. И лишний раз освежил в памяти совсем выпавшую из нее роль Андрея Мягкова в не раз обыгранном им амлуа тихо нагловатого интеллигента и скрыто агрессивного сердцееда – этакого позднего, предперестроечного Лукашина.

У Константина Ершова была своя палитра художественных средств и приемов, своя интонация, свой юмор, свой стиль и… свое Кино, которое, вопреки (и благодаря же) до неузнаваемости полярному разбросу в сюжетах, темах и манере, смело претендует на звание авторского. С киевской кучерявостью, малороссийской лукавинкой, днепровской широтой, запорожской забористой закваской для гарной горилки.

Из биографии ("Кино-Театр.Ру)

В 1958 году окончил филологический факультет Киевского университета, ВКСР (1967). Работал декоратором и актером в театрах Киева.
Учился на Высших курсах сценаристов и режиссеров у Леонида Трауберга (соавтора знаменитой трилогии о Максиме), и тот рекомендовал именно его, когда зашла речь о постановщиках фильма-фантазии по Гоголю "Вий". Таким образом, эту работу поручили учащимся курсов Константину Ершову и Георгию Кропачеву (правда, назначили над ними мэтра сказочного кино Александра Птушко).

Моя рецензия на самый серьезный фильм Ершова называется "Фильм, которому не везет" - http://proza.ru/2012/04/15/861


Фото из кинокомедии "За двумя зайцами".