Наркотики и Музыка

Алекс Абстрактный
 

   Наркотики, как и алкоголь были своего рода атрибутом девяностых. Особенно для молодежи. В СССР тоже были наркотики, только всё было скрытно, употребляли их только в определенных кругах, где люди были далеки от закона и не жили жизнью простого гражданина.

   В 90-х наркотики употребляли уже все желающие. Возраст был не важен. Модно ведь. Начался массовый ввоз наркотиков, к тому же их выращивали и изготовляли прямо тут. На любой вкус. Средств на дорогие наркотики не хватало, поэтому распространялась и токсикомания. Тяжелые наркотики приобрести было сложнее. В нашей стране всё происходило по принципу «сами варим, сами мажем», поэтому тяжелые наркотики сюда особо не попадали. Удивительно, что в то время не было никаких антинаркотических программ, никакой пропаганды здорового образа жизни. Наркотики заполнили страну, а все молчали, будто и не было никакой угрозы, будто всё в порядке вещей. Полиция якобы боролась с этим. Боролась скромно и незаметно...
 
   В моем городе в то время в ход пошли лёгкие наркотики. Некоторые знакомые старшего брата употребляли их. Уже не помню каким образом я это узнал. К тому же наш сосед баловался травкой. У него часто собиралась подозрительная компания, по-видимому когда никого не было дома. Я обычно играл с друзьями и возле его дома время от времени раздавался странный громкий смех. Да и внешний вид этого парня говорил о многом. А вообще мы уже привыкли к этому. Соседи тоже были в курсе.

  Был еще один парень с нашей улицы, Толя, тоже увлекался наркотиками. Однажды эти парни пришли к нам с мопедом. Папа и брат занимались ремонтом подобной техники. Они разговорились насчет неполадок, папа отошел на минуту, а один из этих «красавцев» тем временем вынул кулёк, по видимому с клеем, и начал нюхать. По возвращению папа заметил этот кулёк, но ничего не сказал, да их его присутствие особо и не смущало. Брат в то время учился в училище и таких любителей химии и растений там было много.

    Недалеко от нашего дома проходили железнодорожные пути. Мы с друзьями часто там играли, залезали в вагоны, они по несколько лет стояли на одном месте, местами разобранные, ржавые.  Застой ведь был. Середина девяностых. Под вагонами и в вагонах валялись шприцы, немало их было, и просто море окурков. Там мой друг детства впервые закурил. В 4 классе мы тогда учились вроде. Между составами мы иногда видели подозрительных людей. Обычно они были повернуты спиной к нам, и так могли долго стоять не двигаясь. Видимо наркоманы. Полиция там не появлялась. Это место было своего рода укрытием для них. Не надо было далеко идти, чтобы узнать как жила молодеж того времени.

  В странах СНГ происходила сексуально-наркотическая революция. Всё это отразилось не только на жизни, но и на музыке того периода. Взять к примеру скандально известную группу «Мальчишник», появившуюся в 1990 году. Темой большинства их песен был секс. Для совкового общества это было вульгарно, а молодеж сразу приняла это. В стране всё это происходило, вот и песни были такими. Ничего с потолка не брали.

  Идем дальше. Группа «Дубовый Гаайъъ», играющая альтернативный рок. Их песни были пропитаны пессимизмом, декадансом, суицидом, мраком, опустошенностью, депрессией. И всё это сопровождалось психоделической музыкой. Они были по-своему актуальными в то время. Их творчество отражало внутренний мир молодежи постперестроечного периода. Это всё было очень модным тогда. Молодеж ждала этого и жила этим. Собственно, участники группы тоже были наркозависимыми в то время. Их альбомы издавались маленьким тиражом. Издатели как бы понимали, что такая музыка актуальна, но каким-то причинам не хотели рисковать, по-видимому по финансовым. По сути группа была подпольной, но среди молодежи очень известной. Никакой коммерции. Да, всё-таки в этом что-то было... Вообще в 90-х рок был музыкой молодежи. Особенно после гибели Виктора Цоя ценителей стало еще больше.

  Про Цоя много писать не буду. Его творчество оборвалось как раз до развала СССР и не несло в себе мрачное настроение девяностых. Зато композиция «Мы ждем перемен», пожалуй точно описала то доперестроечное настроение масс. Они будто чувствовали грядущие перемены. Чувствовали, но не предполагали, что эти перемены принесут. Их это не волновало, хотелось просто вырваться на свободу. Вот и всё!
  «Сектор Газа» - легенда девяностых. Казалось бы обычная группа, но их песни знали все. У них все было проще. Их творчество  олицетворяло жизнь простого жителя в постперестроечное время. Например «Гуляй,мужик!»:

                Над родною страной солнышко встаёт,
                А российский мужик пьяный уж орёт!
                Наплевать на колхоз, тьфу! и на завод!
                Девяносто второй выдержать бы год!

Повторюсь, опять же наркотики:

Часы пробили сорок раз,
Кукушка гаркнула в трубу.
Мы колем вены каждый час,
Хоть это видел я в гробу.
Меня игла пронзит прямо в сердце
Меня придавит на смерть колесо,
Косяк мне жгет глаза,словно солнце
И красный мак сотрет меня в песок.
                («Наркоман»)

 На творчестве группы отразился алкогольно-наркотический геноцид целого поколения:

И мне остается колоть и курить,
Раз уж врачи запретили мне пить,
Но дорого стоит хороший дурман:
Мак, анаша, конопля, "Солутан".
Каждый старается употребить,
Каждый стремится вдыхать или пить.
Пьют даже те, кто сидит на горшке,
Стукнуло чтоб по безмозглой башке.
Пьют хлорофос и вдыхают бензин,
Или бегут за бухлом в магазин,
Или мотают "БФ" на сверло,
Иль самогон гонят власти на зло.
                («План»)
  Молодеж, её беспорядочная жизнь, беспечность, жизнь без будущего и всё по кругу:

Опять сегодня с похмела,
Сейчас опять жизнь не мила,
Опять идёт сегодня кругом голова!
Опять ко мне придут друзья,
Опять им отказать нельзя,
Опять сегодня будет водка и трава!
                («Опять»)

   Далее. «Рабы Лампы» с альбомом «Это не больно». Альбом пропитан депрессивным настроением и несёт в себе антинаркотический посыл, которым они показывают неосознанность, а потом безнадежность и безысходность человека, принимающего наркотики:

Когда твой лучший друг тебя покинет,
Когда исчезнет все, что ты любишь.
Тогда быть может ты мозгами пораскинешь
Кому кроме себя ты еще нужен.
Но такой возможности ты не учитываешь
И думаешь что в своем мире хозяин.
И пока ты живешь и дней не подсчитываешь,
Не двигаясь вперед как в поле камень
Годы песок сквозь пальцы проходят,
Время вода смывает твои следы.
Всякая дрянь с ума тебя сводит,
А ты не сделаешь ни для кого погоды.
Сверлишь новую дырку в руку,
Кричишь что в мире все надо попробовать.
Ср*шь в уши своему лучшему другу
И продолжаешь судьбу свою уродовать.
                («Это не больно»)

 Следующий отрывок из песни «Нет надежды впереди» отражает своего рода философию и реальность молодежи 90-х - мысли о суициде, одиночество, пустоту, слабость, несправедливость:

Нас повсюду окружает жизнь поток дерьма.
Нужно океаном быть, чтоб не испачкать душу.
Пустота бесконечна, ты один в этом мире.
Зачем снова обходишь пустую квартиру?
Не выдержишь, сдашься, порежешь себе вены
Пытаясь расстаться с этим *****ым миром.
Что дальше, есть что-нибудь за пределом?
Не умереть, а уснуть хочет каждый.
Сегодня говорю о суициде - это важно.
С трудом дают жизнь один раз только,
Но смерть выбираешь между жизнью и бездной.
Зачем, что заставляет шагать в неизвестность?
Ты чего-то спутал, счастливого конца хотел?
Да, эту ошибку не исправишь никогда.
Да, мир все так же галимый зоопарк.
Хищники жрут слабых, таких в мире больше.
Жить для слабых здесь невозможно.
Они падают в бездну, укрывшись от солнца... 

  Далее. «Агата Кристи» с их «Опиумом для никого». Их песни были не менее депрессивными (не столько содержание, сколько само исполнение) и психоделическими, местами отдающими готикой, мистикой:
 
Давай вечером с тобой встретимся
Будем опиум курить.
Давай вечером с тобой встретимся
По-китайски говорить.
Не прячь музыку она опиум
Для никого только для нас.
Давай вечером умрем весело
Поиграем в декаданс.

Выходит,эта музыка создавалась специально для опустошенной молодежи, потерявшей смысл и цель, а психоделические аранжировки стали саундтреком к их жизни, к жизни страны. Вечерами в компаниях часто пели под гитару эти песни. Подъезды хранят эти аккорды, голоса. Остались надписи на стенах, пустые беседки, разбитые пыльные дороги, опавшие листья, серое небо, дым костра, грусть. Только вот компаний тех уже давно нет...