Афоризмы часть 4 1-100

Сергей Станиловский
               
МАКСИМЫ И АФОРИЗМЫ

(ЧАСТЬ IV)


* * *
№ 1
Знать что-то означает на деле дедуцировать свое знание, воспроизводя ход мыслей исследователя, приведший его когда-то к тем или иным выводам. Поэтому учителям, несущим свет знаний, необходимо преподавать: вместе с учениками они вновь и вновь заканчивают свои школы и университеты, всякий раз открывая вместе с аудиторией Истину заново.
* * *
№ 2
Заявляя о своем бесстрашии, мы нередко пугаемся собственной храбрости.
* * *
№ 3
Угодливость, как и лесть, могут обманывать лишь низкие души. Не будучи знакомы с подлинным сердечным движением,  они только их и способны воспринимать за чистую монету.
* * *
№ 4
Любовь не помнит себя от страха при разлуке, возрождаясь одновременно к надежде в преддверье скорой встречи.
* * *
№ 5
Легко осуждать содеянное другими, куда трудней сделаться непредвзятым судьей собственных поступков!
* * *
   № 6
Слезы великодушия застилают благородному сердцу жажду мести.
* * *
№ 7
Упрямство, конечно, не имеет ничего общего с упорством, столь необходим в достижении жизненных целей, но оно может быть иной раз полезно в отношении наших недоброжелателей.
* * *
№ 8
Как тысяча любовниц не заменят одной доброй жены, так и тысяча добрых советов не подскажут одного верного решения, принятого самостоятельно.
* * *
№ 9
Ложь прикрывает своим ветхим, рваным плащом преступления человечества, но рано или поздно все тайное становится явным.
* * *
№ 10
Раб не может сделаться другом, и не став таковым, неизбежно становится врагом.
* * *
№ 11
Спешащий утолить голод никогда не насытится, торопящийся от родного очага, не обретет его на чужбине вновь, предавший когда-то своих друзей, поплатится предательством тех, кому доверял сам.
* * *
№ 12
Ленивый и расточительный идут разными путями, но приходят всегда к одному и тому же.
* * *
№ 13
Не подтверждая слов делом, доказываем свою несостоятельность.
* * *
№ 14
Влюбленность – первый цвет любви, который, не будучи поддержан серьезными отношениями, быстро увядает. Поэтому нет ничего более хрупкого, чем брак по влюбленности, очень быстро обращающий любовь в ненависть.
* * *
№ 15
 Презирающий окружающих сам редко оказывается достоин жалости.
* * *
№ 16
Предав себя, кому ты после сможешь поверить?..
* * *
     № 17
Самый жестокий деспот – деспот, не совсем чуждый любви.
* * *
        № 18
Друг, любящий, но чуждый твоих интересов, - враг твой.
* * *
                № 19
У вероломного мед на устах и жало в сердце.
* * *
№ 20
Радуясь чужим бедам, призываем  свои собственные.
* * *
№ 21
У людей, лишенных достоинства, как правило, нет и совести.
* * *
№ 22
Самое большое счастье, что бы ни писали поэты, не совершать безумств, будучи толкаемы на них страстями.
* * *
№ 23
Деятельные дураки чаще других оказываются не у дел.
* * *
№ 24
Каждая дорога кажется вначале прямой, каждое сердце – открытым и бескорыстным.
* * *
№ 25
Дуракам не отмерен срок их глупости.
* * *
№ 26
В любви часто бывает, что один бегает за другим, дружба же невозможна без равноправия.
* * *
№ 27
Скупец в погоне за мелкой выгодой часто проходит мимо выгод значительных, из чего можно сделать вывод, что скупость отстоит от богатства еще дальше, чем сама расточительность.
* * *
№ 28
Фальшивое смирение паче заносчивой надменности глупцов.
* * *
№ 29
Знание родит уверенность, но не каждый, кто говорит уверенно, знает, о чем говорит.
* * *
№ 30
Дерзновение и дерзость – 2 диаметрально противоположных понятия, произрастающих из одноного корня: если первым юность компенсирует недостаток знаний и опыта, что может привести к великим свершениям, то второе лишь помогает наживать себе новых врагов.
* * *
№ 31
Слабохарактерным людям упрямство заменяет мужество.
* * *
№ 32
Наличие ума не всегда подразумевает разумную линию поведения: безумцами страсти часто делают именно умных людей.

* * *
№ 33
Кто остановит человека, избравшего своим путем дорогу в бездну?
* * *
  № 34
Смерть легка для безгрешной души и мучительна для отягощенной злодействами, мучающими ее угрызениями совести и на смертном одре.
№ 35
* * *
В знании сила, но здесь же таится и опасность воспользоваться им в ущерб остальным людям.
№ 36
* * *
Удел глупцов – гнаться за иллюзиями, обретая мелочи через великие трудности, считая при этом, что преуспели на своем поприще больше, чем кто бы то ни было.
* * *
№ 37
Не все, что проистекает от женщин, - вред, и не все, что исходит от друзей, - благо.
* * *
№ 38
Можно внушать страх, не испытывая к другим ничего, кроме ненависти, но нельзя внушить любовь, не испытывая ее самому.
* * *
№ 39
Дурак не любит поучений, ибо самодовольство не позволяет ему взглянуть на себя со  стороны.
* * *
№ 40
Не ведающий меры в повседневных вещах сокращает и отмеренный ему срок жизни. 
* * *
№ 41
Недреманное око неусыпно следит за нами, становясь зримым по ночам, когда глядит на мир мириадами рассыпанных по небу звезд.
* * *
№ 42
Жить вчерашним или завтрашним счастьем, значит, быть несчастнейшим из людей.
* * *
№ 43
Слава воина –  шрамы, слава женщины –  дети, слава писателя – книги, которые будут читать после его смерти. Только глупец видит смысл жизни в одном лишь суетном удовлетворении собственных амбиций.
* * *
№ 44
Истинна многогранна, и, если бы для всех она звучала одинаково, не было бы ни науки, ни искусства, ни философии.
* * *
№ 45
Гнев поражает рассудок, и тот, кто спешит гневаться, слеп в своей ярости.
* * *
№ 46
Философия – не соперница любви, она лишь ее помощница, дающая ей возможность воплощаться в произведениях музыки, живописи, поэзии.
* * *
№ 47
Тиран издает неисполнимые законы, и в этом - основа его авторитарной власти.
* *
№ 48
Даже умнейший из дураков все равно останется дураком, сколь бы ни превозносил его ученость хор окружающих льстецов и невежд.
* * *
№ 49
Понося своих врагов, мы желаем убедить себя самих в том, что вовсе лишены тех качеств, которые в них осуждаем.
* * *
№ 50
Вряд ли на земле можно найти людей по настоящему богатых, ибо тот, кто составил себе состояние в мире наживы, - ненасытен, тот же, кто умеет довольствоваться малым, редко может считаться богачом среди окружающих его невежд.
* * *
№ 51
Ничто так не ограничивает человеческую личность, как мания величия.
* * *
№52
Ложь разъедает душу, как ржа – железо.
* * *
№ 53
Мы легко прощаем свою вину, если о нашем проступке остается известно лишь нам одним.
* * *
№ 54
Невежда слеп к тому, чем не может завладеть его разум.
* * *
№ 55
В веселье нераскаявшихся – жизнерадостность висельников.
* * *
№ 56
Воистину, тот не ведает страха, кто открыто читает в сердце своем.
* * *
       № 57
Книга хороша, если из нее нельзя выкинуть ни слова.
* * *
№ 58
Творчество неуловимым образом делает невидимые образы зримыми.
* * *
№ 59
Комедия становится знаменитой, когда автор берет вещи, которые известны всем, и заставляет увидеть в них смешные стороны, которых до него никто не видел.
* * *
№ 60
Слово есть образ, а дело – его воплощение.
* * *
        № 61
Безмятежность – удел, по-видимому, единственно мудрецов и дураков.
* * *
    № 62
Нет никакой уверенности, что то, что сегодня пленяет умы, завтра не назовут бредом, и наоборот, - то, что сегодня все называют ересью, завтра не будут почитать, как великое прозрение ума.
* * *
№ 63
В трудных ситуациях верить другим вынуждает нас больше отчаянье, нежели здравый смысл.
* * *
№ 64
Как достоинства, так и недостатки женщин усиливаются именно особенностями их природы. В первую очередь, это касается, конечно, стыдливости.
* * *
№ 65
Развратный вновь и вновь возвращается к воспоминаниям первой любви, подобно преступнику, которого тянет к местам его былых преступлений.
* * *
№ 66
Человек, «лишенный предрассудков», неизбежно пребывает во власти собственных амбиций.
* * *
№ 67
Злость подавляет в нас все добрые помыслы, ничего не давая взамен. В нашей воле дать ей простор или заглушить, дав возможность взойти в душе добрым всходам.
* * *
№ 68
Служение Истине неизбежно влечет за собой своих неизменных спутников – одиночество и печаль. Лишь тот, кто не испытывает творческих мук, пребывает в неизменной безмятежности и веселье.
* * *
№ 69
Мгновенье скоротечно, но в краткости  откровения – момент Истины.
* * *
№ 70
Память об измене своему первому любовнику толкает женщин легкого поведения к новым изменам. 
* * *
№ 71
Спешащий перебивать не умеет ни молчать, ни говорить.
* * *
№ 72
Нам свойственно наделять себя вымышленными недостатками, ведь в борьбе с воображаемыми пороками так легко забываются свои собственные!
* * *
№ 73
Желая решительней шагнуть в будущее, мы нередко мешкаем, теряя время на поиски собственного прошлого.
* * *
№ 74
Возвышенный строй мыслей не допускает вторжения в них обстоятельств, привнесенных  извне, однако, именно удачное стечение обстоятельств помогает настроить мысли на нужный лад.
* * *
№ 75
Ежедневные треволнения есть повседневная жизнь наших чувств. Тот, кто никогда ни за кого не переживает, должно быть, умер душой для этого мира.
* * *
№ 76
Переход от цветущей юности к бессильной дряхлости происходит для прожигателей жизни всегда неожиданно.
* * *
№ 77
Любое дело без дерзания – пустая трата сил и времени.
* * *
№78
Осуждая то, о чем знаем лишь понаслышке, свидетельствуем в пользу лжи и обмана.
* * *
№ 79
Показная щедрость всегда тщеславна, ибо не может себе представить существования без чужой корысти.
* * *
№ 80
Мы столь охотно прислушиваемся к чужому лестному мнению о себе, сколь мало разделяем его о других.
* * *
№ 81
Друзья своим присутствием расширяют тесные стены комнат, предоставляя времени простор течь, сколь угодно быстро.
* * *
  № 82
Знающий себе цену никогда не продешевит.
* * *
  № 83
Глупец, чтобы он ни совершал, одинаково раскаивается впоследствии и в плохом, и в хорошем.
* * *
                № 84
Только отчаянье способно противостоять чужому безрассудству бесстрашием.
* * *
    № 85
Если меня критикуют, значит кому-то небезразлично то, что я делаю!

* * *
    № 86
Равнодушие к славе есть на деле не что иное, как желание приобщиться к еще большей славе.
* * *
     № 87
Лучший способ избежать дурных последствий своих поступков – вовсе не совершать дурных поступков.
* * *
№ 88
Чем на большую высоту возносится человек, тем более делается он уязвимым к мелким уколам своего болезненного честолюбия.
* * *
№ 89
Если гений в чем-то и заблуждался, это еще не значит, что посредственность на его месте справилась бы с его задачей лучше.
* * *
№ 90
Что толку воспевать добродетели в других, научись воспитывать их в себе!
* * *
   № 91
Когда говорят о революции в умах, обычно подразумевают то же, что хозяева квартиры - под перестановкой мебели.
* * *
№ 92
Жаждущие славы безумны, ибо вынуждены менять душу на благосклонность толпы, которая, как известно, часто топчет ногами тех, кого еще вчера носила на руках.
* * *
№ 93
Люди мелкие, но амбициозные всегда ищут малейший повод напакостить своему ближнему.
* * *
№ 94
Одна половина человечества совершает безумства, вторая, значительно большая, занимается преодолением их последствий.
* * *
№ 95
В России, кто украл больше, тот и становится национальным мерилом добродетели для своих сограждан, уча их морали и нравственности более, чем кто бы то ни было другой.
* * *
№ 96
Не обличая чужой грех, грешим против Истины.
* * *
№ 97
Часто слово подлец в устах иных звучит, как отголосок собственной подлости.
* * *
№ 98
Дружба, в отличие от любви, никогда не бывает случайной, ибо основана на духовном сродстве душ, позволяющем друзьям очертить круг интересов, в котором нет места власти инстинкта.
* * *
№ 99
Философия – не наука, но, скорее, образ жизни.
* * *
                № 100
Часто, чем более супруги стремятся, не смотря на разницу характеров, во что бы то ни стало сохранить узы брака, тем менее, вообще, становятся способны переносить общество друг друга.