Сказка про Пса, Дурака и умного Соседа

Тамара Мизина
Сказка.
Про Пса, Дурака и умного Соседа.

Давно ли, недавно ли в небольшом селе жил да был Дурак. Был у него свой дом, своё хозяйство и умный Сосед в придачу. И жил Дурак как подобает дураку: без оглядки и без расчёта. Начнёт Дурак песни петь – вся деревня уши затыкает, пойдёт на танцы в новеньких ботинках, домой приходит без подмёток, начнёт на рассвете работать, – так пока что-то глаза в темноте видят – от дела его десятью парами волов не оттянешь. Совсем бы пропал Дурак при таком характере, да был у него умный Сосед, из тех, у которых совета просить не надо. Сами придут и всё-всё насоветуют.
Посадил как-то по весне Дурак картошку и решил в погребе прибраться. Сосед тут как тут. Глянул в погреб, а там, у Дурака ещё видимо невидимо картошки осталось. Да такая вся хорошая! Говорит Сосед Дураку:
– Что же у тебя, дурачины картошка зря пропадает? Ты бы её, лишнюю, в мешки ссыпал да завтра бы с утра на базар отвёз. А на вырученные деньги поросят бы купил.
Почесал Дурак в затылке, подумал:
– Вот ведь умный у меня сосед! Я и сам собирался так сделать, а он прямо в мыслях читает!
А у Дурака, как было заведено: раз сказано, значит, будет сделано. Перебрал он картошку, ссыпал в мешки. А Сосед рядом стоит, советует: «Лучше, лучше перебирай. Для людей стараешься. Подгнившую потом сваришь да поросёночку же и скормишь. Так ничего и не пропадёт»
Увязал Дурак мешки, погрузил на телегу, чтобы утром, пораньше в путь тронуться и спать в избу пошёл. Он ведь и спал по дурацки: если лёг, то считай, что нет его. И то ведь сказать: умаялся за день.
Проснулся Дурак рано-рано. Солнце ещё не встало. Подошёл к телеге – глядь, – десяти мешков с картошкой не хватает. Тут же сосед крутится, головой  качает: «Ах, дурак ты дурак. Зачем же ты картошку на дворе оставил? Или не знаешь, в какое время живём? Честных людей почитай и не осталось сейчас вовсе. Ну, да что толковать! Езжай с Богом. Хоть эту продашь»
«Эх! – подумал Дурак – Прав Сосед. Не подумал сам и не подсказал никто» – с тем и поехал. На базар приехал, отборный свой товар разложил, ну и пошёл торг любо-дорого. Известное дело: дуракам – счастье. Трёх часов не прошло, – ни картофелины у него не осталось. Одно дело с плеч долой. Пора за следующее браться.
Но перед тем как поросят покупать, решил Дурак подкрепиться. Развернул он свой узелок и давай наворачивать: и хлеб у него, и картошка варёная и колбасы домашней целое кольцо, и огурчики солёные, и сальце с чесночком. Да всё вкусное, смачное, для себя, любимого сготовленное.
Диво ли, что на запах такой снеди прибежал к Дураку Щенок. Да не то, чтобы Щенок, а настоящий собачий подросток. Породы незнаемой, сам лохматый, грязный, и тощий, как велосипед. Сел Щенок и на Дурака смотрит.
А у Дурака на душе ясно солнышко светит: и товар продал и поел всласть. Взглянул он на щенка, да и бросил ему остатки хлеба. Щенок мигом подачку проглотил и опять на человека смотрит. Удивился Дурак: «Ишь, голодный, какой! Колбаской что ли с тобой поделиться?»  Щенок и от колбасы не отказался. «А, может быть, ты сало есть будешь?» А собаке только подай. «А как насчёт огурца солёного?» Солёный огурец щенок есть само собой не стал. Обрадовался Дурак: «Не хочешь? Значит сыт. А впрочем, и нет у меня ничего больше». Встал Дурак с телеги и пошёл поросят выбирать. О щенке мосластом он и думать забыл.
Вернулся Дурак с покупкой, а у телеги его Щенок ждёт, хвостом машет, радуется. Дурак перед этим, надо сказать в магазин заглянул, городской колбасы купил. Чтобы домой не скучно ехать было. Колбаса свежая, нежная, а пахнет так, что слюнки текут.
Выехал Дурак из города,  вожжи бросил. Лошадь умная, домой дорогу знает. Ест Дурак колбасу, глазеет по сторонам, и со скуки кусочки Щенку кидает. Он за телегой увязался. Так и доехали до ворот дуракова дома. А там уж их умный Сосед встречает.
– Продал картошку? – спрашивает.
– Продал, – отвечает Дурак.
– Поросят купил?
– Купил.
– Дай взглянуть.
А Дураку и не жалко. Но вот только Сосед руку к мешку с поросятами протянул, – из-за телеги Щенок выглянул и так зарычал, что у Соседа дрожь по всем жилкам прошла.
– Что за пёс? Откуда! – рассердился Сосед.
– На базаре привязался, – отвечает Дурак. – Всю дорогу за телегой бежал.
– А ты, небось, ему кусочки подкидывал, – спрашивает Сосед  ехидно.
– А как ты догадался?
– Дурак! – ещё больше злится Сосед. – Чем попрошаек разных подкармливать, лучше бы сам всё съел!
Промолчал Дурак. Где ему с умным Соседом спорить. Пошёл картошку поросятам варить.
Маленькие поросята – зверушки нежные. Чем попало, не накормишь. Сварил Дурак отборную картошку, растёр её в нежное пюре, развёл парным молоком, заправил свежими яйцами. И опять перестарался. Много еды получилось. Давать всё, за раз нельзя – объесться малыши могут. И назавтра оставить не годится, – молоко в картошке за ночь скиснет. А тут щенок под ногами вертится. Язык свесил, хвостом машет, – радуется. Вывалил Дурак лишнюю картошку в свободную миску, поставил Псу. Ешь, худоба городская! И опять про него забыл. И то! Весной на хозяйстве работы невпроворот.
До самой темноты работал Дурак, а как стемнело – завалился спать. Утром просыпается – в сенях сосед сидит. Сроду Дурак дверь в доме иначе как на щеколду не закрывал. Одежда у Соседа подрана, рука прокушена, а на крыльце, под дверью – Щенок рычит.
Увидел Сосед Дурака и давай ругаться: « Дурак ты дурак! Зачем собаку распускаешь? Почему пёс у тебя без намордника?» Совестно Дураку стало. Проводил он Соседа до дома, а Щенку из старого ботинка намордник смастерил.
На следующее утро вышел Дурак из дому, – глядь: ворота хлева распахнуты, а в загородке всего один поросёнок бегает. Тут же щенок лежит. Весь побитый. И  Сосед тут же.
– Что? Обокрали? – спрашивает. – Двери надо покрепче запирать. А пёс твой, бестолковый куда смотрел? Эге, да его палкой побили! Хорошо побили. Не иначе теперь сдохнет.
Не сдох пёс, отлежался, только стал Соседа бояться, как огня. А время-то идёт. У Дурака на огороде всякая овощь из земли прёт так, словно  снизу её насосом накачивают.  Да и как им не расти, если хозяин  ни навозу, ни воды, ни пота своего для них не жалеет.  И Сосед умный с дуракова огорода глаз не сводит. Тоже по-своему заботится. Увидел как-то на мягкой земле собачьи следы и сразу замечание сделал:
– Что же, у тебя, дурака, собака без привязи?  Грядки ведь потоптать может…
Почесал дурак, как всегда в затылке, вздохнул:
– Вот ведь сосед-то у меня какой заботливый. Не скажи он – я бы и не догадался.
Так оказался пёс у хлева, на короткой привязи, а на огороде сразу дело не по уму пошло. Повадился кто-то на дураковы грядки. Что ни ночь – убыток. То кочан капусты срежут, то десяток луковиц уйдёт, то свеклина самая лучшая, то пучок моркови. Мелочь, а неприятно.
А время всё идёт. Уже осень на дворе. Морозец землю пощипывает. Заколол Дурак большого кабана, ошмалил, разделал и повесил на перекладине, на ночь, – чтобы кровь полностью стекла и мясо как следует остыло. Умный сосед тут как тут. Советует:
– И зачем тебе, Дурень собаку держать? Пустобрех этот только корм зря переводит. Поросят – не уберёг, за огородом не уследил, а сейчас, на зиму глядя, он тебе и вовсе без надобности. Прогнал бы ты его прочь со двора.
Дурак – на то и дурак, что своим умом жить не умеет. Отвязал он пса от будки, вывел в чистое поле и выпустил: «Беги, псина». Пёс (он за лето от скуки сдурел на цепи сидючи) обрадовался,  рванул на волю. Одним слово: как с цепи сорвался. А Дурак домой вернулся. Довольнёхонек.
Только выспаться ему этой ночью не довелось. За полночь, поднялся на дворе у Дурака такой крик да лай, что и крепкий сон хозяина не устоял. Выскочил он из дому и видит картину.
Висит на дворе свиная туша, на перекладине, над ней – сосед сидит, а под перекладиной пёс вертится, рычит, лает. Одежда на соседе в клочья порвана и в крови.
Пёс-то на воле нагулялся, набегался, проголодался, да и вернулся на двор, к знакомой миске, а когда обидчика своего увидел – молчать не стал.
А что дальше было? Это уж вы, читатели дорогие сами выбирайте. Если по Сказке, – то Дурак разумеется сразу поумнел, прогнал нечестного соседа со двора и пса верного больше не обижал.
Если по Правде, – повесил Дурак собаку и продолжил соседа – мошенника кормить.
А если по Жизни… так не всё ли равно, как я эту побасенку закончу? Главное: чтобы вы дурнями не были.
13.12.2009 Мизина Т.Н.