Рассказ двенадцатый. Григорий

Люба Ган
            Красивые карие и словно  печальные глаза смотрели на меня не отрываясь. И как в музее мадам Тюссо, мы стояли втроём , словно восковые фигуры. Даже как-то стало неловко под пристальным взглядом Григория, но тут первой опомнилась квартирная хозяйка, тётя Мария и стала приглашать Григория пройти в нашу девичью комнату и познакомиться с другими девочками. Перезнакомился он со всеми девчонками, но постоянно не спускал глаз с меня… Мне стало такое внимание уже надоедать и я предложила всем пойти погулять на улицу.
         С того вечера Гриша стал к нам ходить каждый вечер, только кроме одной недели, когда работал в шахте во вторую смену.
        Шли дни, проходили месяцы, мы уже встречались   постоянно, и мне казалось, что всё так и должно быть, парень спокойный, вежливый, ко мне относится хорошо, говорит, что любит…, что ещё надо? Вот только когда он меня целовал, я всегда вспоминала поцелуи Толика…  Ругала себя в душе за то, что никак не могу забыть этого пацана, паразита, который предал меня, изменив с другой девушкой.  Не хочется сейчас оскорблять память моего первого мужа Григория, но целоваться он не умел, как-то у него всегда получалось так, что у меня губы становились мокрыми и мне было неприятно. Опять ругала себя, что я дурочка неблагодарная! Откуда я знала, малолетка, что это не любовь, что вскоре я от этого начну страдать и всё  будет раздражать. Но пока я старалась не обращать внимания на эти «мелочи».
        Гриша мне рассказал немного историю своей первой любви. Да я и так знала об этом. Мне тёть Мария рассказала и мне его было очень жалко. Эх, не думала я тогда, что моя жалость до поры до времени…
      Гриша до армии также как и я, учился в горном техникуме на отделении подземных разработок угля, короче на шахтёра. Призвали в армию, но почему-то вернули  на другой день и неизвестно  было, когда призовут снова. Он тогда встречался с девушкой Надей, и привёл её жить в свой  дом.    Через две недели его всё-таки отправили служить на  4 года на Тихоокеанский флот в морскую авиацию. Надя вскоре уехала в Москву работать на завод шарикоподшипниковый. Был тогда призыв молодёжный. Там у неё образовался роман и она вышла замуж вроде бы. Во всяком случае, она сообщила Григорию, что к нему  уже не вернётся. Говорят, что он очень переживал …
     Потихоньку, помаленьку мы стали привыкать друг к другу и несмотря на то, что Гриша старше меня был на 6 лет, он во всём  со мной соглашался и слушался меня во всём. Наши встречи протекали спокойно, ходили просто гуляли, не пропускали ни одного нового фильма. Прошёл почти год, когда эта идиллия слегка пошатнулась…. Нас пригласили на проводы в армию нашего соседа по улице…Толика. У меня это приглашение вызвало бурю в душе, внутри что-то перевернулось  и я всё время была, как бы ушедшая в себя, в свои мысли…
     Собрались вечером, в начале ноября, мы с девчонками и Гришей в драматический театр. В центр города едем на трамвае, я стою рядом с Григорием и слышу, что он что-то мне говорит, а я никак не въеду в смысл его слов. Понемногу до меня доходит:
     - Люб, я уже в третий раз говорю тебе, что в отпуск иду скоро и поеду в Феодосию в гости к сестре и брату.
       А у меня в мыслях крутится всё время : « Толик уезжает, Толик уезжает…»
     - Ну и что! Мог бы и раньше уехать!   Вдруг со злостью срываются слова с моих губ, даже неожиданно для самой себя.
      Разговоры весёлые смолкли, девчата стали смотреть в трамвайное окно, Гришка погрустнел, а я с трудом удерживала себя, чтобы не выпрыгнуть с трамвая и убежать…, так стало мне  неприятно и стыдно за себя. Вечер прошёл в глубоком молчании, со спектакля также вернулись молчаливые, а на другой день мы всей компанией пошли в дом к Толику, чтобы отметить его проводы в армию…
     Я почему-то очень надеялась увидеть рядом с Толиком какую-нибудь девушку, но он сидел за столом в окружении братьев и друзей. Нас усадили за стол напротив…  Весь вечер я сидела, боясь поднять глаза, так как только их поднимала, то встречалась взглядом с горящими глазами Толи. Он всё время смотрел на меня, несмотря на то, что рядом со мной был Гриша. Молодёжь веселилась, ели, пили, танцевали. Мы с Гришей тоже танцевали немного танго, но он был после работы в шахте и как-то очень быстро спился, точнее почувствовал себя уставшим и немного пьяным и попросил меня, чтобы мы ушли с вечера. Я пошла с ним. Мы дошли до его дома, жили все на этой же улице, совсем недалеко, где-то через четыре дома. Гриша пошёл спать, а я побрела на свою квартиру. Вдруг кто-то резко меня развернул и сжал в объятьях так крепко, что чуть не треснули косточки! Это был Толик. И всё… Понеслось… Мы целовались, как сумасшедшие, как изголодавшиеся друг по другу… Что-то шептали друг другу, плакали и снова целовались…Спустя какое-то время мы подошли к дому Толика, сели на скамеечку и никак не могли насытиться друг другом. Я себя такой никогда не знала, откуда такая страсть, такая нежность и неистовость…
     - Нате, накиньте фуфайку, холодно ведь… Как во сне вижу мать Толика, накидывающую на нас, обнимающихся,  какую-то курточку…
     Незаметно  пролетела ночь , а  мы всё сидели на улице на скамеечке, не замечая холода и никак не могли оторваться друг от друга. Опять вышла мама  Толика и попросила нас расходиться по домам, так как утром  ему нужно было идти на сборный пункт.
     Утром мы всей толпой, кроме Григория, он ушёл на работу, шли к автобусам, которые повезут новобранцев служить. Перед тем, как сесть в автобус Толик на глазах у всех схватил меня и крепко поцеловал в губы… Мне было очень  неловко перед  всеми и девчатами и перед  друзьями , так как все же знали, что я встречаюсь с Гришей. И когда уже новобранцы были в автобусе, Толик высунулся в окно и крикнул:
    - Люба, я прошу тебя, не выходи замуж, дождись меня, прошу тебя, умоляю! Автобус  тронулся, а Толик всё кричал, пока его командир не заставил поднять стекло.
     Возвращались молча, как с похорон… Меня взяла под руку его мама и всю дорогу что-то мне говорила…
     Вскоре Григорий поехал на юг к сестре и брату  в гости в Феодосию, а я пыталась прийти в себя после проводов Толика в армию… Но я уже тогда знала и чувствовала, что не буду его ждать, потому что очень  его любила, а измену так и не смогла простить. Да и не могу понять себя до сих пор – какие чувства я испытывала к Грише… Я его тоже любила, но как-то совершенно по другому, чем Толика… Мне становилось страшно за него, что если я его оставлю, то ему будет опять очень больно. Ведь его уже оставила его первая девушка, точнее его первая женщина.
     После приезда из Феодосии мы продолжали встречаться, а мысли мои  частенько улетали к Толику… И меня очень тянуло на почту, куда Толик сказал будет отправлять мне письма «До востребования». Я почти каждый день из техникума проходила мимо этого почтового отделения и старалась даже на дверь не  смотреть. А вскоре и вообще сменила свой маршрут, чтобы избежать искушения и не забежать за письмами. А письма были, мне говорила девушка, которая там работала и жила на этой же квартире, где и я.
    Весной пришёл на побывку  из армии старший брат Толика – Гена. Поразительно то, что  Толик тоже попал в ту же часть в Германии, где служил его брат Гена. Генка  сразу же пришёл к нам в гости, так как встречался с Галкой  Бушиной.  Мы жили вместе на квартире и были к тому же с одного села. И что удивительно, Гена подошёл ко мне, а я сидела на кровати с книгой, и сказал:
     - Что ты,Люба издеваешься над Толиком? Он тебе пишет почти каждый день, в конверте тебе наклейки отправляет, а ты ни разу ему не ответила! Мы слышали, что ты собираешься выйти замуж  за Григория и я пообещал Толику, что отговорю тебя. Пожалуйста, не выходи замуж хотя бы до того времени пока Толя служит, а потом разберёшься,  кто тебе более нужен и кого ты сильнее любишь!
     Я удивилась такому обороту дела и пылким речам Генки, хмыкнула и сказала, что никому ничего не обещала,  я ещё слишком молода об этом думать  даже. Рассердилась и ушла в другую комнату к хозяйке.
    … Прошло полгода, я вышла замуж за Григория, жили  с ним  душа в душу, мне казалось, да так оно и было вроде, что мы были с ним счастливы. Жить стали в доме родителей Гриши, на этой же улице. И только отношение с отцом Гриши портило нашу спокойную жизнь. Но об этом потом.
       Я готовилась к защите  диплома в горном техникуме, склонилась над письменным столом, над чертежами и выводила уступы угольного  карьера на ватмане. Вдруг в оконное стекло стукнул маленький камешек!  Я, ещё не успев поднять глаза, сердцем почувствовала - «он»!!!  И действительно за оградой, напротив окна, на улице стоял Толик в военной форме, улыбался и махал мне рукой!  А мне так стало плохо, что я не могла  ноги оторвать от пола… Справившись с волнением, я вышла из дома, подошла к калитке, но выходить на улицу не стала. Толик протягивал ко мне руки, пытаясь дотянуться до меня, улыбался так широко и радостно, что и меня заразил своим нетерпением  дотронуться до него, но я не могла.., на крылечке дома, недалеко от калитки сидела свекровь и с любопытством смотрела на нас. Гриша был на работе.
     - Люба, Любочка, Любаня  моя, прошу тебя, выйди! Давай пойдём сейчас же в ЗАГС и подашь заявление на развод! У вас с Гришей  нет детей и вас сразу же разведут!  Умоляю тебя! Я вытаращенными своими большими глазами уставилась на него:
    - Ты что, Толик, с ума сошёл! Прости меня, но прошу, уходи! Не приходи больше и не трави мне душу!
   - А так!  Значит я травлю тебе душу, значит ты всё ещё любишь меня! Любушка, уходи от Гриши!
  - Нет, Толик, поздно, я не предам Гришу, не сделаю ему больно, я просто не хочу.., уходи…
    На протяжении месяца Толик приходил к нашему дому и если его видела свекровь, то заходила в дом и говорила мне:
  - Иди, там опять твой ухажёришка  пришёл. Мне было очень неловко слышать это, но я выходила к калитке и мы стояли с Толиком и разговаривали. Я ему сказала, что если он будет так настаивать на том, чтобы я ушла от Гриши, то не буду вообще и подходить к забору даже. Он пообещал, и мы просто с ним болтали ни о чём, но в глаза боялись друг другу смотреть, потому  что если только наши взгляды встречались, то искры сыпались и становилось жарко. И вот как-то раз он всё-таки не удержался, а я за разговорами потеряла  бдительность и стояла близко к ограде, он схватил меня и впился в мои губы. Я отскочила и пошла в дом, сказав, что больше к нему не выйду… Вслед я услышала фразу:
    - Люба, ты всё равно не будешь жить с Гришей, ты уйдёшь от него! У меня всё внутри похолодело…
    - Да ну, с чего это вдруг!
  …………Его слова оказались пророческими.