Гамлетовский вопрос израиля

Галина Айзенштадт
                МАРАФОНСКИЙ ТУПИК
                глава одиннадцатая

   О том, что между левыми и правыми политическими партиями Израиля практически нет разницы, я однажды написала  в одном израильском русскоязычном журнале. Стоит правым придти к власти, как они сразу начинают проводить все ту же "голубиную" политику, что и левые.
  Один из читателей, комментируя высказанное мной утверждение, спросил:" А, может, это потому, что с вершины власти все видится по-другому?". Безусловно, взгляд с оппозиционной скамьи и премьерского кресла - разный, и с этим нельзя не согласиться. Но в то же время, как можно быть настолько не принципиальным, чтобы в предвыборной гонке декларировать одну программу, придя к власти,- совершенно противоположную?
  Над этим можно без конца ломать голову, пока не начнешь вникать в историю сионизма и создания государства Израиль. Не через какие-либо учебники, а читая статьи, выступления, книги, мемуары непосредственно отцов - основателей сионистского движения и еврейского государства. И с тревогой видишь, что проблема, над которой бьется очередное израильское правительство,- так называемая палестинская проблема,- увы стара и неразрешима!
  Ей даже больше лет, чем самому государству Израиль, хотя она обострилась именно с ее созданием. Мечта евреев - вернуться на землю предков и воссоздать государство -была, что и говорить, дерзкой, и казалась несбыточной. Хотя в Книге Книг, как еще называют Тору евреи, во многих местах говорится, что Бог вновь соберет свой рассеянный народ на земле, которую дал ему в наследство.
  Но на этой земле уже много веков жили арабы. Как быть, если они воспротивятся возвращению евреев? Жаботинский писал:"Я обеими руками за соглашение с арабами. Я согласен с тем, что им должна быть обеспечена автономия. Но на чем я настаиваю, так это на том, что правительство должно быть целиком нашим. Никакой народ после долгожданного обретения родины не согласится на то, чтобы им правили другие. Весьма сожалеем. Но это не вопрос отношения еврейского народа с арабами - жителями Эрец Исраель. Вопрос должен быть поставлен иначе - отношения еврейского народа и арабского народа. Тридцатимиллионному арабскому народу принадлежит чуть ли не пол-мира. Десятимиллионному еврейскому народу - ничего. Он хочет на узкой полоске земли построить свой дом. Все, что есть на этой земле замечательного, славного, все - наша, а не чья-либо история. Арабы не согласны? То есть тот, у кого земли больше, чем у всей Европы, "не подвинется" ни на пядь, а то, кто лишен всего, так и останется обездоленным?  Мы не можем с этим согласиться. Мы - за высшую справедливость, справедливость Юбилея:с тем, у кого ничего нет, - делятся; у того, у кого излишек,- берут; тому, у кого забрали, - воздастся".
  Теоретически все выглядит разумно и убедительно. Тем более, что Жаботинский говорил это в 1919 году, спустя два года после принятия Декларации Бальфура, названной по имени разработавшего ее британского министра иностранных дел, - о создании в Палестине еврейского национального очага по обе стороны реки Иордан.
  Однако за общим понятием "арабы Палестины" стояли живые люди со своими клочками земли и домами, которые они не собирались покидать и куда-то перебираться, потому что евреи опять хотят создать здесь государство.
  К тому же, в арабских странах их вовсе не ждали, даже если бы они захотели туда переселиться. Арабская солидарность чаще проявляется на словах, чем на деле.
  Время шло, менялось и отношение Британии к Декларации Бальфура. Постепенно она стала ограничивать иммиграцию евреев в Палестину, чтобы не "раздражать" арабов,и не портить отношения с арабскими странами, имеющих  нефть, в которых Британия нуждалась, особенно, если придется вступить в войну с Гитлером.
  Явный крен англичан в сторону арабов привел к еще большей напряженности между арабами и евреями. Во время еврейских погромов, которые периодически устраивали арабы, британская оккупационная власть в Палестине редко вмешивалась, чтобы остановить арабов, и запретила евреям иметь оружие.
   Такая ситуация привела к созданию подпольных еврейских групп, которые боролись не только с арабами, но и британцами, что и привело в конечном итоге к их изгнанию.
   Когда в 1948 году в ООН было  объявлено о создании двух государств -еврейского и палестинского,- арабские страны гневно отвергли это решение. И пошли войной на Израиль, ничуть не сомневаясь, что очень быстро справятся с евреями.
   Не справились.Только что воссозданное государство сумело отстоять свою независимость и даже прирасти  новыми территориями, с которых сбежали местные арабы, кто опасаясь израильтян, а кто - добровольно, надеясь переждать тяжелое время у родственников, живущих в других странах. Они так никогда и не вернулись.
   В свою очередь, в арабских странах начали преследовать евреев, вынуждая их к иммиграции.
   Цифра палестинских беженцев варьируется от восьмисот тысяч до миллиона. Примерно столько же евреев было изгнано из арабских стран - Египта, Сирии, Ирака, Ливана и других. Произошел вынужденный, но "обмен". Однако, как ни странно, Израиль не поставил этот вопрос на повестку дня (он и до сих пор не стоит), зато арабские страны, и, естественно, палестинцы, не устают поднимать вопрос о беженцах и их возвращении. И вместе с ними Европа и США.
   Еврейские политики - увы, никудышние дипломаты. Результатами прежних победоносных войн Израиль так никогда и не смог воспользоваться в полной мере. От него все время требуют отказаться от плодов победы, и вернуться на исходные позиции.
   Началось это с того времени, когда США Израиль  заставили уйти с Синайского полуострова, ликвидировать все построенные там поселения и прекрасный город Ямит.
   Но те жертвы окупились, хоть и "холодным", но миром с Египтом. Более-менее приемлемые отношения существуют у Израиля с Иорданией. И все, остальные страны как не признавали Израиль, так и не признают.
   Кстати, уход с Синайского полуострова осуществил  "ястреб" Менахем Бегин. В юности Бегин возглавлял подпольную террористическую организацию "Иргун", которая боролась с британскими оккупационными властями, сидел в тюрьме.
   Был соратником Жаботинского. А завершил Бегин свою политическую карьеру отступлением с Синая, заключением договора о мире с египетским президентом Анваром Садатом, за который оба в 1978 году получили Нобелевскую премию мира.
   Мирный договор дал еще один положительный результат:отныне израильские суда могли свободно проходить через Суэцкий канал.
   Однако в целом мирный процесс, как был в тупике, так остается и поныне. И каждый раз его возобновление начинается с одной и той же мантры, произносимой обеими сторонами - израильтянами и палестинцами:надо начинать без предварительных условий, надо договариваться, стремиться жить в мире и дружбе.
  А воз и ныне там...