Мечта остаётся

Борис Аверин
                Посвящаю моим товарищам, осуществившим мечту.

                Мечта остаётся.

              Открылись ворота контрольно – пропускного пункта. Дежурный прапорщик отдал воинскую честь, чёрная Волга выехала с территории  аэродрома. В автомобиле находились двое. Водитель - рядовой и генерал. На лице генерала лежала печаль. Он двадцать минут назад выполнил последний свой полёт на боевом самолёте. Завтра у него закончится срок допуска к полётам по прохождению врачебно – лётной комиссии. Он не убыл в Москву для её прохождения. Через полтора месяца ему исполнится пятьдесят пять лет.  Он будет уволен из состава Вооружённых Сил по возрасту.

В первых числах января в разговоре по телефону с Командующим он услышал:
- Алексей Михайлович, как подтвердите класс, сразу позвоните мне.
Выполнив завершающий полёт на перехват воздушной цели ночью, в облаках, при установленном минимуме погоды, утром доложил Командующему:
- Товарищ Командующий, я вчера закончил полёты на подтверждение класса.
- Хорошо, – услышал в ответ, – больше не летайте, Алексей Михайлович. Не дай Бог двигатель «фыркнет». Вы за свою службу столько много летали. Не рискуйте!

После разговора с Командующим он месяц ни разу не садился в самолёт. Его тянуло в небо, но он не мог ослушаться. Но вчера, глядя на календарь, размышлял:
- Через два дня выйдет срок ВЛК. Надо завтра слетать последний раз.

Впервые в своей службе он нарушил указание старшего начальника. Позвонил в ближайший авиационный  полк, что бы ему запланировали полёт на воздушный бой.
  Закончив полётное задание, при выполнении расчёта на посадку, он сознавал,  что больше никогда в жизни не будет видеть стремительное приближение взлетно-посадочной полосы через лобовое стекло кабины истребителя, что наблюдал сейчас. Зарулив самолёт на место подготовки самолётов к очередному вылету, после выключения двигателя, покинул кабину. Поблагодарил техника самолёта, пожал ему руку.

- Это был мой последний полёт на истребителе. – Сказал командиру полка, который шёл от самолёта рядом с ним.
- В плановой таблице у Вас два инструкторских полёта – ответил офицер.
- Нет, я больше не полечу
  Он не мог признаться подчинённому офицеру, что выполненный полёт, это нарушение указания Командующего, недисциплинированность.

Он очень переживал наступающую разлуку с самолётами и небом. К горлу «подступил комок». 
 В здании высотного снаряжения переодевшись в военную форму, выехал с аэродрома.
Людям свойственно запоминать важные события в своей жизни. Сегодняшний день останется в памяти военного лётчика. Сидя в автомобиле, по пути в город, он вспоминал события, связанные с его первым полётом на самолёте. Это было тридцать восемь лет назад.

 Строй мальчиков в военной форме зелёного цвета, называемой «хб», в  гимнастёрках, брюках и пилотках,  стоял на первой «линейке». Так называлось место перед палатками. Это была вторая рота 2-ой Ленинградской  спец школы ВВС, возвратившаяся с ужина.

 Гимнастёрки перетянуты ремнями с сияющими  бляхами со звездой. На плечах  узенькие голубые погоны,окантованные  жёлтой  узкой лентой.  На них блестели золотом  эмблемы в виде крыльев и воздушного винта.

 Командир роты давал указания. Учащиеся с большим вниманием слушали слова майора Александрова. Внезапно все повернули головы в сторону приближающегося звука мотора самолёта. Его не было видно из-за верхушек деревьев леса, на поляне которого разместился палаточный городок лагерного сбора.

 Звук работающего мотора быстро приближался. Над самыми верхушками деревьев спецшкольники увидели легкомоторный биплан. Все, стоящие в строю, узнали легендарный самолёт Великой Отечественной войны, По-2. Он, как внезапно появился, так же быстро и исчез, пролетев очень низко над строем учеников. Несколько секунд хватило на то, что бы на его зелёных крыльях увидеть яркие красные звёзды. Спецшкольники смотрели в сторону самолёта, скрывшегося за кронами деревьев. Командир роты так же увлёкся необычным зрелищем.

 Затихал и почти пропал звук пролетевшего аэроплана. Вскоре звук мотора стал усиливаться. По-2 возвращался. Это обрадовало свидетелей необычного зрелища. Он появился несколько в стороне от того места, где скрылся. Летел выше, чем прежде. Подлетев к палаточному городку, накренившись вправо, начал разворот. Все увидели лётчика. Это вызвало восторг и громкие ликования. Выполнив разворот на 360 градусов вправо,  то же самое сделал влево. 

 Затем, полетел перед строем, покачивая крыльями. Исчез, вновь появился, но уже над краем леса, перед строем учеников, радующихся показному полёту. От самолёта отделился неизвестный предмет. К земле летело что то, похожее на небольшое белое полотенце. Белый кусок ткани трепетал, падая в лес. По-2 скрылся за кроной деревьев, пропал звук мотора.

 Учеников, находящихся в строю, мучил вопрос:
- Что сбросил лётчик?
Майор Александров обратился к строю:
- С самолёта сброшен вымпел. Видимо, сообщение. Его нужно найти. Всем отправиться на его поиски. Разойдись!

 Строй мгновенно «рассыпался». Возбуждённые мальчишки побежали в направлении предполагаемого места падения вымпела.
Каждому из учащихся роты хотелось найти его.
- Что в сброшенном пакете? Наверное, что – то важное, - думали они.
Смотрели и на деревья, и под ноги, и «прочёсывали» кустарник.  Прошло 10 – 15 минут с начала поиска. Вдруг, раздалось ликование учащегося Леонида Погорелова:
- Вот он! Висит на сосне! 

Ученики собрались на восторженный голос.
- Лёха, где ты видишь его? - Восклицали подошедшие спецшкольники.
- Смотрите справа, метра 3- 4 ниже верхушки! -  Подсказывал он.
- Вижу! Вижу! -  Радовались товарищи.

 Разыскиваемый предмет лежал на ветке так высоко, что некоторые из учеников высказали сомнение в возможности его снятия с дерева.
Пётр Орлов начал разуваться.

- Я залезу и сброшу его вниз!- Возбуждённо сказал он.
Обхватывая ствол сосны руками и босыми ногами, он начал подъём по гладкому стволу. Его товарищи, подняв вверх головы, с нетерпением ждали развязки внезапной истории.

 Пётр выделялся из своих сверстников красивым телосложением и крепостью мышц. Его сила и ловкость позволили быстро достичь высоты кроны дерева. Теперь его продвижение к цели было более быстрым. Добравшись до ветки, на которой лежал предмет в белой тряпке, он начал её раскачивать.

 Вымпел полетел вниз.
- Ура а а а а!!! - Разнеслось по лесу.
Владимир Бобрешов поднял упавший свёрток. Это была небольшая коробка, завёрнутая в белую ткань и перевязанная шнуром крест – накрест. Не дожидаясь спуска с дерева Петра, обрадованные  мальчишки  побежали к палаткам.

 Майор Александров разрезал ножом шнур, развернул тряпку. В открытой коробке лежал тетрадный лист. На листе был текст, написанный чернилами.
Командир роты начал читать вслух:
- Командованию лагерного сбора 2 ЛСШ ВВС.
17 июля к 10.00 на площадку в 8 километрах юго-восточнее станции Кирилловское прилетят два самолёта для выполнения ознакомительных полётов с учащимися спецшколы. Количество пассажиров должно быть не более 25 человек. В последующие дни, при наличии хорошей погоды, эти самолёты будут прилетать через день. 
 Командир отдельной авиационной эскадрильи майор К. Евсеев.
16.07.55.

Раздалась команда:
- Становись!
Командир роты объявил построившимся учащимся:
- С завтрашнего дня, и в дальнейшем через день, для учащихся нашей роты будут выполняться ознакомительные полёты.  Завтра после подъёма,  без физзарядки, первому взводу второй роты следовать на завтрак. После завтрака, под командованием командира взвода старшего лейтенанта Ясина, выйти в район станции Кирилловское. К десяти ноль-ноль прибыть  на  площадку, с которой через день, в условленное время, будут выполняются ознакомительные полёты  учащихся. Расположение лётной площадки командиру взвода известно. В процессе похода отработать движение по азимуту.

 После построения «спецы» (так называли их мальчишки и девочки простых школ) обсуждали предстоящие полёты.
- Какая будет высота и скорость полёта? – Сказал Олег Самсонов.
- Метров 300, скорость километров сто. Максимальная скорость у По-2 сто двадцать километров в час. –  Ответил Алексей.

 Он был очень увлечён авиацией. Много прочитал научно – познавательной литературы. Знал рекорды героев-лётчиков. С раннего детства мечтал стать лётчиком-истребителем. Где – то раздобыл Инструкцию по технике пилотирования самолёта Ут-2, Техническое описание самолёта По-2. Изучил эти лётные документы. Тайно от руководства школы занимался в парашютной секции городского авиаспортклуба. Спецшкольникам, во-избежании травм, запрещались парашютные прыжки. Товарищи считали его знатоком авиации.

- Интересно, - добавил Олег Самсонов, - мы будем летать с парашютами?
         - Сомневаюсь. – Ответил Алексей.
         Беседа продолжилась. Ни кого из ребят, предстоящие полёты не оставили равнодушными.

 Утро было ясным и тихим. Из леса слышалось птичье щебетание и кукование далёкой кукушки. После подъёма, позавтракав, взвод построился перед столовой. Командир взвода старший лейтенант Ясин проинструктировал спецшкольников, отправляющихся в поход под его руководством.

 Он, участник Великой отечественной войны, штурман бомбардировщика Ил-4. Имел большой опыт полётов в тыл врага для уничтожения важных вражеских объектов. Руководством спецшколы ему была доверена учебная дисциплина «Военная топография». Несколько дней назад он провёл занятия на тему «Движение на  местности по азимуту».  Теперь тема должна быть отработана практически.
 Пройдя пешком по лесу часа  три, учащиеся вышли на большую поляну. Расположились на отдых. Кто лёг, кто  сел на траву. Вскоре услышали звук приближающегося самолёта.

На поляну, с интервалом в несколько минут, приземлились два самолёта. В одном из них ребята узнали самолёт По-2, с которого был сброшен вымпел. Другой не похож на  По-2: одно крыло, под ним кабина с дверью .
- Это Як-12! – Воскликнул Алексей.
- В этом самолёте, как в легковушке. - Продолжил Лёня Погорелов - Интереснее слетать на По-2. В открытой кабине почувствуешь воздух.

 По приказанию командира взвода ученики построились в две шеренги. Он распределил учащихся по самолётам и определил очерёдность вылетов.
Алексей был назначен в первую группу на Як-12. Это огорчило его, потому что ему хотелось слетать в открытой кабине  и видеть землю не через плексиглас остекления кабины.

 - Досадно, что не полечу на По-2. Занять бы место справа от лётчика! Приборная доска перед глазами и можно видеть, как он управляет самолётом. –  Думал Алексей.
Но ему досталось место сзади, за спиной пилота.
В кабине кроме запаха бензина присутствовал и какой-то незнакомый, ранее никогда не ощутимый, особый запах крылатой машины.

 Заработал мотор.  С увеличением оборотов вращающегося воздушного винта вибрация самолёта передавалась телу.
- Сейчас я увижу землю сверху! Раньше видел такое только в кино. – Думал Алексей.
Разбег по травяному покрову лесной поляны и вот, земля удаляется вниз. Мелькают верхушки деревьев, самолёт набирает высоту. Расширяется горизонт, вокруг огромный простор.

 Вид картины, возникшей из кабины Як-12, поразил пассажиров.   Раньше они видели в небе маленький самолёт. Теперь – наоборот! Размеры его крыла, шасси, те же, что были  на земле, а внизу, на поляне маленький дом,  рядом с ним пасущаяся, крохотная корова. Пейзаж огромного леса и озёр, плывущий внизу, вызвал чувство радости в душах мальчишек.

 - Разрешите, - обратился Алексей, наклонившись к пилоту, - попробовать управление самолётом!
- Попробуй, бери ручку управления! – Услышали пассажиры громкий голос на фоне шума работающего мотора.

 Алексей встал на ноги, что бы через правое плечо лётчика дотянуться до ручки управления. Вот она в руке! Он чуть – чуть потянул её на себя. Самолёт послушно начал поднимать носовую часть, линия горизонта начала уходить вниз.

- Достаточно вверх, теперь нужно вниз, - подумал Алексей и плавно начал перемещать ручку управления от себя. Он создавал самолёту небольшие крены влево и вправо. Летательный аппарат был послушен движениям руки.

- Здорово! Спасибо! Берите управление, я отпускаю! – Сказал Алексей пилоту.
          Вскоре посадка, небольшая тряска от неровностей земли. Полёт закончился. Выйдя из кабины, мальчишки были возбуждены. Своими ощущениями от полёта делились друг с другом и теми ребятами, которые ждали своей очереди подняться в небо.

          Полёты завершались. Учащиеся, последние по очереди, были в воздухе. К месту нахождения спецшкольников подъехал грузовик, на котором ученики должны были уехать в расположение лагеря.

Алексей с интересом наблюдал взлёты и посадки самолётов. Смотрел на них, когда они удалялись от импровизированного аэродрома и вдалеке становились очень маленькими. Интересовался   впечатлениями ребят, слетавших на По-2. Слушая их восторженные рассказы, ему очень хотелось взлететь на этом самолёте.

- Я почувствую всю прелесть полёта, когда меня будет обдувать воздух. Обзор из кабины биплана, должно быть, позволит прекрасно  видеть и небо,  и землю. Этому не помешают ни пассажиры, ни фрагменты кабины, как было на Як-12.  -  Рассуждал Алексей. - Как это сделать? Если обратиться к командиру взвода, то тот откажет, потому что я уже выполнил полёт. Нужно лётчика По-2 попросить, что бы поднял меня в небо.

 Он видел По-2, заходящий на посадку.  Решительно направился к месту его заруливания. Алексей подошёл спереди крыла, что бы его видел пилот. Из задней кабины, под контролем механика,  вылезал пассажир. Выключив мотор, лётчик поднял взгляд из кабины и  увидел мальчика.

- Товарищ лётчик! Прокатите меня! Я командир отделения. В прошлом году, когда все младшие командиры убыли сюда для полётов вместе со старшей ротой, меня командир взвода оставил в лагере для командования взводом. Я очень прошу Вас слетать со мной!

 Вид и слова Алексея убедили пилота.
 Механик самолёта помог парню расположиться в задней кабине. Показал и помог застегнуть привязные ремни.
- Опусти отвороты пилотки и натяни её глубже на уши, что бы ни потерять. Если будет сильным скоростной воздушный поток, то наклоняйся ближе к козырьку кабины, будет легче дышать. – Сказал механик.

 Алесей выполнил всё, о чём ему было сказано. Заработал мотор самолёта, увеличивался шум,  в лицо Алексея ударил сильный поток воздуха.
Короткий разбег и земля медленно начала удаляться. Перед глазами раздвинулся горизонт. Алексей с интересом смотрел влево, вправо, вперёд. Однообразный пейзаж:  кругом лес, имеющий темные и светлые оттенки, кое – где небольшие поляны. Справа, вдали, он увидел водоём, имеющий вытянутую форму.

 - Это, наверное,  Нахимовское озеро? Там расположен лагерь Нахимовского училища. О нём рассказывал командир взвода. – Подумал Алексей. 
Близко от самолёта, чуть выше, висело облако. Оно было плоским снизу и клубящимся вверху.  Его низ значительно темнее верха.
- Красиво! Как плавен в облаке переход белого цвета в серый цвет, - улыбался от удовольствия мальчик.

 Глядя вертикально вниз, он видел, что Земля плывёт очень медленно. Казалось, что самолёт висит в воздухе. Это удивило его.  На приборную доку он не смотрел. Был занят рассматриванием земли. Воздушный поток был сильным.  Воздух выбивал слёзы из глаз и затруднял дыхание. Алексей наклонился к козырьку кабины. Стало легче дышать. Повернув голову влево, он увидел поляну, с которой взлетел самолёт. На ней были выложены белые полотнища в виде буквы «Т». К линии полёта «Т» находилось под углом девяносто градусов.

- Значит, сейчас самолёт будет заходить на посадку! – Решил Алексей. – Очень хочется, что бы лётчик выполнил несколько фигур сложного пилотажа. Попрошу.
Переговорного устройства на самолёте не было. Алексей видел только голову в чёрном шлеме и плечи пилота в коричневой кожаной куртке.
 Левой рукой он дотянулся до плеча и легко похлопал. Тот повернул голову. Половину его лица закрывали большие полётные очки.

 Меняя положение ладони левой руки  так, что бы видел лётчик, паренёк сигналил о желании увидеть пилотаж.
Лётчик помотал головой влево – вправо. Это означало отказ!
 Алексей решил:
- Значит, пойдём на посадку. Жаль, что не увижу ни одной фигуры.
Изучив Инструкцию по пилотированию учебного самолёта Ут-2, он знал названия фигур пилотажа и имел представление о действиях рулями при их выполнении.

 Вдруг, он увидел, как земля накренилась влево и начала быстро крутиться. Самолёт «застыл» на месте и вращался вокруг точки в лесу, куда проектировался край правого крыла. Неведомая сила прижала его к сидению.  Он подумал:
-Это глубокий вираж вправо.
Вираж продолжался несколько секунд. Убран крен, линия горизонта и лес начали энергично подниматься перед самолётом.
- Пикирование. - Решил Алексей.

 Его прижало к сидению, руки к коленям, ноги к полу кабины. Пейзаж, наблюдаемый из кабины, начал энергичное обратное движение. Линия горизонта ушла под самолёт, перед глазами появилось голубое небо.  Перегрузка, вжимающая его в сидение, пропала. Алексей ощутил необыкновенное состояние отсутствия веса  тела, рук и ног. Он будто проваливался вниз. Звук мотора стал тихим.

 Затем, перед глазами снова появился горизонт, огромный лес. Всё, что он видел впереди самолёта, начало подниматься над носовой частью самолёта. Перед глазами возникла быстро приближающаяся земля. Снова рёв мотора и вдавливание тела в сидение. Пейзаж, наблюдаемый из кабины, начал обратное движение.

- Колокол! Пикирование! Как здорово!- пронеслась мысль в голове мальчика.
Вскоре самолёт уже выполнял разворот для выполнения расчёта на посадку. Алексею казалось, что разворот выполнен очень близко к  посадочному «Т».
- Крутая будет глиссада, посадка получится с перелётом «Т».

 Самолёт  снижался с левым креном. Воздух обдувал кабину  сбоку, от его силы за козырьком уже не было спасения.
Перед землёй самолёт выровнялся и приземлился напротив «Т».
К остановившемуся самолёту подошёл мужчина в лётном шлеме и кожаной куртке, такой же, какая была на лётчике По-2.

- Пилот самолёта Як-12! – Узнал его Алексей
- Коля, мы откатали всех. Ты можешь улетать домой один. Я заберу Ивана, он собирает полотнища.  –  Обратился он к своему коллеге.
Алексей самостоятельно отстегнул привязные ремни и вылез из кабины. Мотор был выключен. Тишина лесной поляны и отсутствие сильного воздушного потока возвратили спецшкольника в привычную земную обстановку.

Им овладело огромное чувство радости от состояния, испытанного несколько минут назад. Ему очень понравился полёт. 
Из передней кабины вылез пилот. Очки были подняты вверх. Улыбаясь Алексею, он сказал:
- Как самочувствие, лётчик? Голова не кружится, не тошнит?
- Нет, всё нормально! – С восторгом ответил мальчик. - Я понял. Вы выполнили глубокий вираж, пикирование и колокол. Расчёт на посадку выполнили левым скольжением. Мне очень было интересно. Большое Вам спасибо!

- Правильно ты назвал выполненные фигуры. Молодец! Я вижу, в пилотировании ты уже хорошо разбираешься. Кто тебя учил? Кто – то до меня тебе показывал это?
- Нет, сейчас с Вами я видел это впервые. Я сам изучил «Инструкцию лётчику самолёта Ут-2». В ней написано, как выполняются фигуры пилотажа. У меня есть «Техническое описание самолёта По-2».  По нему знаком с конструкцией По-2.

- Похвально, что ты интересуешься авиацией.
- Я хочу стать лётчиком – истребителем. Это моя мечта с первого класса.
- Это не просто! – Ответил пилот.
- Я буду добиваться. – Заключил Алексей.
Лётчик протянул мальчику руку.
- Желаю, что бы твоя мечта осуществилась!

Алексей направился от самолёта к месту, где находились ученики в ожидании очереди на полёт. Снял пилотку, натянутую на уши. Приводя её в «нормальное» состояние, увидел, что иголок с нитками, заколотыми в отогнутую часть пилотки, нет.
- Воздушным потоком выдернуло.  –  Подумал он.
Посмотрел вперёд. Место пребывания учеников было пусто.
- Где все? И автомобиля нет. – Рассуждал он мысленно.
На краю поляны он увидел грузовик, въезжающий в лес.
- Взвод уезжает без меня. Кричать? Поздно, не услышат!

- Я не спросил разрешения у командира взвода на этот полёт. Не сказал ни кому из товарищей о своём намерении. Когда взлетал По-2 со мной, старший лейтенант решил, что самолёт взлетает для возвращения на свой аэродром.

 За спиной он услышал шум авиационного мотора. Оглянулся. По-2 стоял с работающим мотором, в Як-12 садился пилот и механик.
- Сейчас самолёты улетят. - Размышлял мальчик. - Как возвратиться в расположение лагеря?
По-2 и Як-12 поочерёдно взлетели. Не стало слышно шума их моторов. Тишина окутала Алексея.
Мальчика, стоящего на большой лесной поляне охватила паника.
- Куда идти?

 Путь через лес, каким взвод шёл на эту поляну, он не запомнил. Запомнить было не возможно, пройдя по нему один раз.
Он быстро успокоил себя:
- Без паники! Спокойно.  Есть два варианта возвращения в лагерь. – Решил он. – Первый: идти по дороге, по которой поехал автомобиль. Второй: выйти на железнодорожную станцию, в районе которой расположена поляна.

- Дорога, по которой уехал взвод, может вывести, - размышлял Алексей, - к нашему лагерю. Но, по пути, наверняка, будут развилки. Куда сворачивать? Можно уйти от лагеря в другую сторону.

 Верный путь, путь через станцию Кирилловское. Оттуда, прямой путь на стацию Заходское, где расположен наш лагерь. 
 Командир роты вчера давал указание прибыть на поляну в районе станции Кирилловское. - Вспомнил спец школьник. - Мне нужно выйти к станции. Она должна быть, где то недалеко. Это будет более надёжная дорога.  Но, в какую сторону идти?

 Нужно определить направление на железную дорогу. Выйдя на железную дорогу, по шпалам можно выйти на станцию. С Кирилловской, на поезде, доехать до Заходской. – Рассуждал паренёк. - День длинный, светлого времени много. Главное, сейчас, определить, где железная дорога.

Он стал прислушиваться к звукам.
- Паровозный гудок укажет направление движения. - Решил он. Пока не услышу гудка, не двигаться. 
Он сосредоточенно вслушивался в тишину. Простояв несколько минут, сел на траву и слушал, слушал тишину.

 Время шло. Ни каких звуков, кроме пения птички, жужжания шмеля, он не слышал.
- Может быть, звук паровозного гудка здесь не слышен? – Встревожился он. - Как быть? Значит нужно идти по дороге, по ходу соображать, обдумывать свой путь.

 Он встал и начал движение по слабо видимой колее от колёс автомобиля, примявших траву поляны.

 В лесу дорога стала более заметной, хотя  была плохо накатанной. Он подумал, что по этой дороге очень редко ездят автомобили.
Алексей быстро шёл по лесной дороге и вспоминал сегодняшние  полёты на самолётах.

- На По-2, как и предполагал, интереснее, чем на Як-12. На Як-12 кабина закрыта, нет напора воздуха, обзор из кабины хуже, чем на По-2. Обзор из кабины По-2  хороший. Воздушный поток мощный. Даже размотал нитки на воткнутых в пилотку иголках и вырвал их. Интересно, как долго они летели до земли?

 Дорога не была прямой, Она извивалась.  Вокруг был густой лес.
 Вдруг до слуха Алексея донёсся звук паровозного гудка.  Звук был слышен справа.
- Нужно идти на этот звук. По железной дороге я попаду в свой лагерь!

           Без компаса направление движения выдержать в лесу очень трудно. Нужно ориентироваться по солнцу. - Решил он.

Сориентировавшись по солнцу, как был научен на уроках топографии, он  свернул с дороги  в лес.
Идти по лесу было труднее, чем по дороге. Не забывал о необходимости следить за направления движения относительно солнца при выходе на небольшие лесные полянки.

 Путь его утомил и он сел на землю, прислонившись к стволу сосны.
- Ребята из взвода сейчас едут на машине. Скоро, наверное, прибудут в лагерь.  Когда я доберусь до  станции, к которой иду, и  будет – ли оттуда поезд на Заходское?

 Его взгляд привлёк необычный рельеф местности. На ровном месте был  невысокий бруствер, заросший травой.  Алексей подошёл к месту, заинтересовавшему его.
За бруствером была не глубокая канава, заросшая травой. Осматривая её,  увидел в траве солдатскую каску. Она была ржавая с большим  неровным отверстием по  краям. Рядом лежала винтовка с трёхгранным штыком.

- Это окоп. Здесь был бой! Интересно в Финскую, или в Великую Отечественную войну? Отверстие в каске, наверняка, пробито осколком снаряда. Значит, боец погиб. – Решил Алексей.
Мальчик шёл по осыпавшемуся и заросшему окопу. Он нашёл ржавый ручной пулемёт и ржавую винтовку.

 Найденное оружие он сложил. Ручной пулемёт в середину между двумя найденными винтовками. Сверху, на оружие, положил пробитую солдатскую каску.
Постояв, молча у созданного «мемориала», продолжил путь.
 
 Изредка он слышал паровозные гудки всё громче, и громче.
Лес закончился. Перед ним лежал железнодорожный путь. Осмотрелся. Минут через двадцать он был на станции.

Станция, это громко сказано. Фактически, это не большой железнодорожный разъезд с одним маленьким одноэтажным  строением.
Алексей подошёл к зданию. Его интересовало расписание поездов в сторону Ленинграда. Расписания он не увидел.  Обратился к железнодорожнику, вышедшему из дома:
- Когда будет поезд,  в сторону Ленинграда, с остановкой на станции Заходское?
- Завтра. Сейчас только ушёл. Тот, который останавливается на всех станциях, проходит раз в сутки. – Ответил мужчина.

- Как же быть?
- Пройди туда, - железнодорожник показал рукой в сторону товарного состава, стоящего метрах в трёхстах от здания. – Воинская часть грузит технику, и поезд пойдёт до станции Заходское. Просись, может быть возьмут?
Паренёк побежал к товарному составу.

- Погрузка, видимо, закончена, - решил он, потому что на открытых платформах стояли пушки. Воле одной из железнодорожных платформ увидел двоих солдат.
- Возьмите меня с собой. Мой лагерь, лагерь спецшколы, находится по другую сторону железнодорожного пути относительно вашего лагеря.
- Спрашивай командира батальона.
- Где он?
- Наверное, в хвосте поезда. Спеши. Поезд скоро отправится.

 Спецшкольник бегом побежал вдоль состава. Нашёл командира батальона. Объяснил ситуацию, в которой оказался.
- Нет, нельзя! Мы на учениях. Посторонних в поезде быть не должно! – Офицер с погонами майора был неуклонен.

 Состав тронулся и ушёл со станции. Алексей остался ждать другого попутного «товарняка».
 Ожидание вскоре закончилось. На стацию пыхтя и подавая гудки, въезжал паровоз. Он тянул длинный товарный состав, состоявший из вагонов и открытых платформ. На платформах горками возвышался гравий, массивные двери товарных вагонов были закрыты.

 - Будет – ли остановка в Заходское? -  Размышлял Алексей.
Поезд остановился. Было безлюдно. В хвосте поезда Алексей заметил человека, спрыгнувшего с площадки  вагона.
 - Наверное, он главный. Знает: будет – ли остановка на моей станции.
Алексей побежал к нему.

- Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, Ваш поезд остановится на станции Заходское?
- Не знаю! Мне всё равно: остановится, или нет! Ездить нужно на пассажирских поездах, а не на товарниках.

 Алексею стало горько от услышанных слов и тона, в котором они прозвучали.
 - Нужно найти вагон с такой площадкой, с которой спрыгнул на землю начальник поезда. - Может быть остановится. Нужно ехать! – Решил он.
   Пробежав вперёд,  нашёл нужный вагон. Встал напротив площадки вагона.
- Когда поезд тронется, впрыгну на ступеньку, поднимусь на площадку. Поеду. По ходу буду решать -  как действовать.

 Паровоз, прогудев три раза, тронулся. Алексей запрыгнул на нижнюю ступеньку. Поднялся на площадку, сел на пол, опустив ноги на  ступеньку лесенки. Поезд набирал скорость. 

 - Между станциями километров пятнадцать – двадцать. Значит, минут через двадцать должна быть моя станция.

Через некоторое время он встал и, свесившись с площадки, посмотрел вперёд. Встречный поток воздуха ударил в лицо, вагоны, железнодорожные платформы, раскачивало, колёса стучали. Рельсы уходили вперёд, как в туннель, стенами которого был лес.

 Он сел на пол, ожидая замедления движения поезда. Скорость не снижалась. Перед ним мелькали запомнившиеся приметы станции Заходское. Алексей видел крышу столовой и развевающийся на мачте лучистый авиационный флаг. Поезд с огромной скоростью мчался по станции Заходское.

 - Где же остановится этот товарняк? Следующей станцией будет станция Победа, потом Рощино. Мы ехали от Ленингада в Рощино электричкой. Там пересаживались на поезд с паровозом, когда две роты спецшколы перебазировались в лагерь. – Думал Алексей.

 Железнодорожный состав, немного сбавив скорость, не останавливаясь, проехал станцию Победа. Это встревожило его. Он решил: если товарняк проследует без остановки и Рощино, то нужно будет спрыгивать, когда поезд сбавит скорость.

 Поезд, подъезжая к станции Рощино, замедлил ход, но ехал достаточно быстро. Паровоз дал протяжный гудок. Появились железнодорожные рельсы справа от пути, по которому ехал поезд. Паровоз свернул на этот путь. Алексей представлял себе, что станция близко, потому что земля рядом с рельсами была ровной, лес дано остался сзади.
         - Остановится, или проедет и эту станцию без остановки? – Тревожился он.

 - Может быть, так до Ленинграда без остановки? Когда же я, в таком случае, попаду в лагерь? Командир взвода заметит моё отсутствие, начнёт волноваться.
Пассажир товарного вагона свесился с площадки, что бы увидеть приближение станции.  Появились огни светофора: зелёный и жёлтый. Что обозначали они, Алексей не знал.

 - Зелёный, значит, не остановится. Нужно спрыгивать! – Решил он.
Спустился на нижнюю ступеньку и сосредоточился на выборе момента прыжка при безопасной, на его взгляд, скорости.
- Пора! – Пронеслась мысль.

 Он с силой оттолкнулся от ступеньки вперёд по ходу движения поезда и соединил ступни ног  вместе,  ожидая столкновения с землёй. Приземлившись, он не удержался на ногах и упал. Сила инерции тащила его по земле.

 Он лежал вниз лицом, рядом с ним мелькали и стучали колёса вагонов. Не поднимая головы, ждал, когда проедет состав, что бы выступающие части вагонов не ударили его.

 Товарняк промчался, удалялся стук колёс. Можно встать. Он начал подниматься с земли и почувствовал резкую боль в правой ключице. Снова лёг.

 - Но нужно идти на станцию. Я должен подняться с земли! – Размышлял Алексей.
Он с трудом, превозмогая боль, медленно встал, выпрямился. Колени брюк были порваны и вымазаны землёй, на ладонях были огромные ссадины. Кроме боли в ключице, он почувствовал жжение подбородка. Достал из кармана гимнастёрки зеркальце. Посмотрелся в него. Лицо было измазано землёй, на подбородке была кровь.

 Вытерев носовым платком кровь на лице, медленно пошёл вдоль железнодорожного пути, по которому уехал товарный поезд. Впереди, метрах в трёхстах, он видел железнодорожную будку. Возле неё стояла женщина в синем платке.

- Стрелочница. – Подумал Алексей. – Нужно подойти к ней, может быть можно будет умыться?
Женщина, заметив мальчишку в военной форме, с разбитым лицом, забеспокоилась:
- Что случилось? У тебя на лице кровь!
- Спрыгнул с товарняка. – Ответил Алексей.

 Железнодорожница вынесла из будки чайник с водой и мыло.
- Я полью, а ты вымой руки и умойся.
Алексей с мылом вымыл руки и лицо. Поблагодарил стрелочницу, и осторожно ступая, направился в сторону вокзала. Прочитав расписание движения поездов в сторону своей станции,  он понял, что поезд будет только через шесть часов. В кассе купил железнодорожный билет.

 Время было обеденное. Хотелось есть. Он зашёл в помещение с надписью «Магазин».   Кроме банок с консервированными огурцами, селёдки и бутылок водки, других продуктов не было. Из магазина он отправился под огромное тенистое дерево. Лёг на лужайку.

 - Здесь буду ждать поезд . -  Решил парень.
Несмотря на то, что он лежал, ключица продолжала болеть. Что бы отвлечься от боли он вспоминал сегодняшние полёты.

 В памяти всплыла картина полёта на самолёте Як-12. После взлёта открылась необычная панорама: внизу кроны деревьев леса и маленькая поляна, на ней одиночный дом. Возле дома пасущаяся корова. Она была под левым колесом самолёта. Впереди и по сторонам лес до самого горизонта. Ручка управления в руке. Крылатый аппарат приятно лёгок в управлении.

 Как не обыкновенны ощущения от фигурного пилотажа на По-2! Неожиданным было изменение положения земли.
- Почему мне казалось, что вращался не самолёт, а поворачивалась земля? - Спрашивал сам себя Алексей, и не находил ответа.

  Воспоминания о полётах настроили его на представление своего будущего.
-  Буду военным лётчиком, буду летать на реактивном  истребителе.

 Ему, непременно, хотелось летать в ленинградском небе, защищать родной город.
Он представил себе вид Ленинграда с большой высоты. Далеко внизу извивающуюся, узкая, голубая лента Невы, маленькие мосты, крошечная Петропавловская крепость со сверкающим шпилем. Прошло время ожидания поезда. Поезд прибыл в назначенное время.

 Возвратился Алексей в  лагерь вечером. В столовой шёл ужин. Он вошёл в столовую, осторожно ступая, что бы скрыть боль. Сел за свой стол. Поинтересовался: обнаружил – ли командир взвода его отсутствие? Ответили, что нет. Алексей коротко, не вдаваясь в подробности, рассказал товарищам, что с ним произошло.

 После ужина, не дожидаясь отбоя,с разрешения зам ком взвода  лёг спать.
 - Посплю. Утром, может быть ключица болеть не будет. Жизнь пойдёт как прежде: учебные занятия до обеда, тихий час, занятия в спортивных секциях. - Думал мальчик.
 Проснувшись по команде: «Рота подъём!», он почувствовал, что боль в ключице не прошла. 

 Каждый сделанный шаг отзывался резкой болью. Позавтракав, он направился в медицинский пункт.
         Врач осмотрел Алексея.
- У тебя, возможно, перелом правой ключицы.  Как это произошло?
- Я вчера вечером занимался в гимнастическом городке и делал на брусьях стойку на кистях.  Упал. Ударился ключицей о  жердь брусьев. – Ответил он.

Алексей не мог сказать правду. Он не хотел, что бы командир взвода имел неприятность за то, что уехал с учащимися взвода, не проверив присутствие всех, кто прибыл на полёты.

 - Поедешь в Ленинград, на консультацию в гарнизонный госпиталь. Напишу тебе направление. С направлением пойдёшь в хирургическое отделение.
Получив направление, подошёл к командиру взвода и доложил то, что сказал врач. Командир посочувствовал и разрешил убывать из лагеря.

 Алексей достал из-под матраца парадные брюки. Командир взвода научил приёму сохранения стрелок на брюках без применения утюга. Так как они лежали на нарах под матрацем, то не требовали глажки. Одевшись в форму для выхода в город, взяв свои вещи, отправился на станцию. Идти было трудно, но станция была близко.

 Приехав на Финляндский вокзал, сел в трамвай и доехал до Невского проспекта. Город жил своей жизнью. Кругом много людей. У каждого человека дела и заботы. Мчатся легковые автомобили. На троллейбусных остановках очереди. На столбах, являющихся опорами троллейбусной линии, щиты с рекламой новых фильмов.
 
 Алексею казалось, что никуда он не уезжал из Ленинграда. Будто и не было военизированного лагеря на станции Заходское, где учащиеся спецшколы осваивали азы будущей военной службы.

 Проезжая в троллейбусе мимо кинотеатра «Октябрь», он увидел световую рекламу демонстрируемого фильма «Звёзды на крыльях».
- Это про лётчиков! Обязательно нужно посмотреть! – Решил Алексей.

 Для родителей его появление дома было полной неожиданностью. Родители сочувствовали сыну и переживали за него.  Паренёк, чувствуя боль, понимал серьёзность того, что произошло.

 - Признаки перелома налицо. Наш врач сказал, что после переломов путь в лётчики закрыт. Неужели у меня перелом? Тогда я буду не годен к поступлению в лётное училище! – Сказал он.   
 - Не паникуй, - ответил отец, - завтра сделают рентген, будет точно известно: перелом, или нет.
 - Если не попадёшь в лётное училище, то ничего страшного. – Вступила в разговор мама. - Выберешь себе другую специальность. Профессия лётчика очень опасна. Риск большой. Нужно иметь такую работу в будущем, что бы жизнь была спокойной.  Ты знаешь Диму Каморина. Учится на повара. Правильно делает. Всегда будет в тепле, будет сыт и семья будет сыта. Поэтому, напрасно не переживай. Лётная специальность ничего хорошего тебе и твоей семье не даст. Одни беспокойства!

 - Нет, мама, ты не права! Я хочу быть лётчиком! Вчера я летал на самолёте. Ты, мама, не представляешь, как здорово быть в небе! Как красива земля внизу! Как далеко раздвигается горизонт! Зрелище необыкновенное! На земле такого не увидишь. Простор, голубое небо бескрайне, и самолёт послушен тебе! – Заключил сын.

 Утром он был в госпитале. Хирург внимательно выслушал рассказ Алексея о  спрыгивании с поезда. Осмотрел очень внимательно.
 - Большая припухлость, сильная боль при пальпации и движении руки. Есть признаки перелома. Но, может быть, это от сильного ушиба. Нужен рентген. На рентгеновском снимке будет видно.

 После рентгена Алексей сидел перед дверью кабинета хирурга. Ожидание было тяжёлым.
 - Неужели сейчас будет поставлен крест на моей мечте? – Сокрушался Алексей. Время ожидания вызова в кабинет тянулось очень медленно. Алексею казалось, что время остановилось.
 -Спецшкольник, войдите! – Услышал он.

 Превозмогая боль, Алексей быстро вошёл в кабинет. Врач стоял возле стены, на которой был светящийся экран. На экране Алексей увидел рентгеновский снимок. Врач смотрел на снимок и некоторое время молчал. Алексей с волнением ждал слов врача.
Значит, перелом, если долго ничего мне не говорит. – Решил Алексей.  Не выдержав длительного молчания, Алексей выпалил:
- Перелом? Я не смогу быть лётчиком?

 Врач повернулся к мальчику. Пристально посмотрел на него.
- Ты сильно хочешь быть лётчиком?
- Да, это моя мечта с первого класса. Я перешёл в десятый.

 - Не волнуйся! Перелома нет! Это сильный ушиб. Полученная травма не будет препятствием для осуществления твоей мечты! Мечта может сбыться.

          - Большое спасибо Вам! – Радостно ответил паренёк.
Алексей, ликуя, вышел из госпиталя. От радостного известия ему казалось, что травмируемая ключица почти уже и не болит. Он спешил домой, будто летел на крыльях, что бы радостью поделиться с мамой.

                Б.Аверин
                15.05.12.