Краткий ликбез по истории нашей радиолокации

Сергей Дроздов
Об одной «теории». Краткий ликбез по истории нашей  радиолокации.

Коллегой Серафимом Григорьевым были опубликованы выдержки из совершенно бредовой «версии» г-на  Осокина, про начало Великой Отечественной войны, которую тот опубликовал в «Московском комсомольце».
http://www.proza.ru/2012/07/03/183

Вкратце стОит прокомментировать это мифотворчество.

Даже в приведённом фрагменте, что ни абзац – то «открытие»:
1. Сталин, стало быть,  в ноябре 1940 г. «договорился с Гитлером» о совместной высадке в Англии. (Надо полагать своих сухопутных войск у Гитлера в 1940 году недоставало, решил у «недочеловеков» их подзанять. Откуда сия сенсация высосана, Осокин скромно умалчивает, как и о том, что Сталин не встречался с Гитлером в ноябре 1940 года. Можно вспомнить и о том, что СССР никогда не имел границ с Ираком, куда злодей Сталин намеревался-де  подкинуть гитлеровский  вермахт, по дружбе. Для начала, Гитлеру пришлось бы завоевать Иран, или Турцию, что ли...
2. Следующий перл Осокина: «Черчилль приказал выкрасть единственного заместителя Гитлера по партии ГЕССА и через него договорился с Гитлером о нанесении совместного удара по СССР на рассвете 22 июня 1941 г.» - ну,  это и вовсе просто было сделать: загипнотизировать Гесса так, чтобы он сам написал прощальное письмо фюреру, забрался в истребитель, долетел до Шотландии и сиганул там с парашютом. Так, по мнению Осокина, и организовываются «похищения» государственных деятелей...

Не буду разбирать остальные новации, жалко времени на это.
Основывается сия сенсация на взятых «с потолка» рассуждениях  о том, что Севастополь-де 22.06.1941 года, оказывается, бомбила... английская авиация, да ещё с баз на Кипре и Ираке!!! 
Непонятно, вообще ПОЧЕМУ налёт небольшой группы неизвестных (по Осокину) бомбардировщиков, привел бы к нападению СССР на Германию-?! Да этого, как известно всем и НЕ ПРОИЗОШЛО. Напал-то Гитлер на СССР! При чем же тут мифический «налёт» Черчилля?!
Рассуждения Осокина о советской ПВО, на чём и основывается его теория  – вообще  поражают наивным дилетантизмом.
 Хоть бы это его «открытие»: «Мне удалось установить, что 22 июня советские силы ПВО имели 25–30 радиолокационных станций РУС-2.» Источника этих удивительных сведений, автор «версии», ясное дело, не указывает.

 Ещё в 2006 году на сайте dv@rusarmy.com была опубликована прекрасная статья участника ВОВ, одного из первых операторов РУС-2,  Г. Гельфенштейна. Рекомендую её почитать здесь: http://www.rusarmy.com/history/Gelfenshteyn/redut.html
Если бы это сподобился сделать г-н Осокин, то не стал бы писать очевидных несуразностей о том, что мы имели тогда  «Две наземных РУС-2 на береговой батарее мыса Фиолент, защищавшей вход в Севастопольскую бухту. Кроме того, в Крыму была еще одна РУС-2 на мысе Тарханкут»).

Увы, радиолокационные войска ТОГДА в СССР только ЗАРОЖДАЛИСЬ. Имевшиеся опытные станции размещались в основном,  под Ленинградом и Москвой.
«В Ленинградском военном округе был создан 72-й Отдельный Радиобатальон ВНОС, на вооружение которого должны были поступать станции системы РУС-1 и в дальнейшем РЛС типа РУС-2...
ПЕРВЫЕ два серийных радиолокатора типа РУС-2 были получены в наш 72 Отдельный Радиобатальон ВНОС прямо с завода-изготовителя через 5-6 дней ПОСЛЕ  начала Отечественной войны».
Слова «первые» и  «после» я выделил специально для историков типа г-на Осокина.
ДО этого у нас в ПВО имелось несколько стационарных, опытных и крайне несовершенных станций типа РУС-1.
"Радиоулавливатель самолетов" РУС-1  включал в себя одну передающую и две приемные станции, выстраивавшиеся в линию. Пересечение "завесы" самолетом фиксировалось по биению линии на бумажной ленте при сравнении прямого и отраженного сигналов. Длина "завесы" - 60-80 км.
Грубо говоря,  могли лишь определить, что мимо них «что-то пролетело», ни о каких координатах цели и направлении полёта и речи не было. Несколько именно таких станций и было развёрнуто перед войной в Крыму.
Более совершенными станциями были  РУС-2
Импульсный "радиоулавливатель" РУС-2 уже был настоящей радиолокационной станцией  кругового обзора.
Передающая и приемная её станции с антеннами типа "волновой канал" собирались во вращающихся кузовах на шасси ГАЗ-АА, специальное устройство синхронизировало вращение. РУС-2 позволяла непрерывно определять дальность, азимут и скорость полета цели. Дальность обнаружения - до 95 км при высоте цели 7500 м и 30 км на 500 м, отображение информации - на ЭЛТ, точность определения дальности - 2-3 км. Станции производились заводами №339 Наркомавиапрома и №703 Наркомсудпрома.
Этот локатор, как видим,  уже мог определять некоторые координаты целей, НО появился он в войсках  под НАРВОЙ (!) в конце ИЮЛЯ 1941 года!
Под Севастополем, да ещё в июне 1941 года  их не было и быть НЕ МОГЛО. Там м.б. дислоцированы «радиоулавливатели» типа РУС-1, которые НИЧЕГО из координат целей НЕ ОПРЕДЕЛЯЛИ. Так что все рассуждения Осокина о «маршрутах полёта» «неизвестных» бомбардировщиков – обычная ахинея.

«В конце июля или в первых числах августа 1941 года прямо на боевой позиции под Нарвой радиолокатор "РУС-2" нам заменили на новейший радиолокатор типа "РЕДУТ", который пригнали к нам прямо с завода буквально сразу же после окончания его изготовления. Это был самый, самый первый радиолокатор типа "РЕДУТ"!»
«Вся аппаратура на "РЕДУТЕ" располагалась в одном типовом неподвижном аппаратном фургоне, закрепленном на шасси грузового автомобиля ЗИС-5. Во время работы вращалась только одна антенная система на крыше фургона. Одна и та же антенная система использовалась для передатчика и для приемника».
А вот в РУС-2 (это было громоздкое многокабинное устройство, вращалась НЕ АНТЕННА, а  САМА КАБИНА (вместе с операторами). Попробуйте, ради эксперимента,  покрутиться непрерывно 4 часа вокруг своей оси и поймёте – какое это было «удовольствие».
«В приемной кабине было два рабочих места... Не каждый из операторов мог выдержать почти непрерывное круговое вращение и рыскание кабины при пеленгации целей в течение долгих четырех часов дежурства. На меня это круговое вращение кабины никак не сказывалось, и я полностью отдавался работе. Моим помощником оператором-телефонистом в то время был Павел Шакалов. Во время работы он чувствовал себя плохо - его укачивало. После смены, после четырех часов непрерывного кругового вращения (один оборот кабины в минуту), мне приходилось вести его в землянку отлеживаться…
Когда я впервые после РУС-2 сел за экран на "РЕДУТЕ", я сразу почувствовал, что это новая техника прекрасна! Даже сравнивать ее с РУС-2 невозможно было!
Все это происходило в начале августа 1941 года под Нарвой. С того времени мы стали успешно использовать ее в нашей повседневной работе».

  Теперь об упомянутой станции на крейсере «Молотов». Действительно, 15 июня 1941 года на нём был принят в эксплуатацию корабельный вариант одноантенной РУС-2, имевший наименование «Редут-К».
  Крейсер сразу же ушёл на учения в Черном море, которые продолжались до  21 июня 1941 года.
Сама по себе техника, да ещё новая, не изученная, ничего обнаружить не сможет. Даже в 70-80 г.г на куда более совершенных локаторах далеко не каждый оператор мог уверенно отличить на экране ЭЛТ отметку от цели от «местника», засветки от облаков, или от стаи птиц. А уж на станциях 40-х годов это было ОЧЕНЬ непросто сделать.
Операторов для первых советских РЛС готовили в 28 Радиополку ВНОС, в городе Баку.
Г. Гельфенштейн, обучавшийся в нём, вспоминал:
«в 28 Радиополку ВНОС в учебной роте полковой школы готовили специалистов для эксплуатации систем РУС-1. Для обучения работе на радиолокаторах типа РУС-2 в учебной роте был создан спецвзвод. Вся информация о радиолокаторах типа РУС-2 была строго засекречена. В те годы процесс обучения в этом спецвзводе был организован так, что о РЛС типа РУС-2 в других взводах учебной роты никто не мог знать ничего.
В конце марта 1941 года Г. Гельфенштейн был аттестован, как старший оператор станции РУС-2. В первых числах апреля 1941 года всю их учебную роту эшелоном переправили в Ленинградский военный округ.
Вполне возможно, что кто-то из подготовленных операторов РУС-2 и успел попасть на «Молотов», но конечно, опыта проводок целей он не имел и говорить о том, что кто-то 22.06. 1941 г. из его операторов, или уж тем более из персонала наземных станций РУС-1 мог бы определить трассы проводок «неизвестных бомбардировщиков» аж до Кипра, или Мосула – просто несерьезно.
Как несерьёзна, деликатно выражаясь, и вся версия г-на Осокина.

На рисунке - двух кабинный вариант РУС-2 (с вращавшимися кабинами)


Продолжение темы:http://www.proza.ru/2012/12/25/1095