Дорожный этюдник. Вкус Одессы

Лариса Бесчастная
                Татьяне Столяренко-Малярчук,
                с любовью...


ЭТЮД №1. Горячий шоколад

На Дерибасовской шесть часов вечера. Немноголюдно. Мы с Татьяной сидим под недавно отцветшими липами и пьём горячий шоколад с миндальными орешками.
Утомлённая зноем Одесса слоится маревом, истомой и приглушёнными звуками.
Всё размыто и вязко, как как шоколад в наших чашечках.

Шоколад заливает нас внутри и плавится и тает. Меня не покидает ощущение, что всё окрест вращается вокруг нас, потому что здесь и сейчас важна только наша встреча и единение душ, вершащееся на вспененных белыми сливками небесах.
Каждая встреча несёт в себе горечь предстоящего расставания, а разлука - надежду на новую встречу.
Сладкий шоколад с горечью миндаля - вкус этого момента. Горячее лакомство вливается в нас, и мы вкушаем его с орешком будущего.
Мои загорелые руки цвета шоколада, жара и лёгкая грусть рождают ассоциацию: я тоже шоколад с миндалём внутри, и солнце пьёт меня и мою подругу вместе с другими "шоколадками", лениво прогуливающимися по Дерибасовсой...
Мы с Татьяной наслаждаемся застывшим мгновением встречи и улыбаемся друг другу.

Горячий шоколад... Сочно коричневый, с бликом солнца - он перед нами, в нас, вокруг нас и брызгами на многочисленных пляжах Одессы.
Сладкий горячий шоколад с горечью миндаля - вкус Одессы в этот час очередной встречи родственных душ...


ЭТЮД №2. Горячий песок и солёное море

Море - Морена. Зной на измор. Разморенные солнцем облака застыли в дрёме. По окоёму, где влажным поцелуем море прильнуло к небесам, дымок марева.
Идти по пляжу босиком невозможно. Раскалённый песок покрыт лоскутами ткани, на которых раскидались тела приговорённых к морю отдыхающих. Температура воздуха - +38, воды - +23. Пока взрослые плавятся на солнце,дети самозабвенно плещутся в воде, оглушая зазывно-восторженным гвалтом современных офеней с "лотками" сладкой кукурузы, креветок и, вестимо, пива.
Вхожу в море и отдаюсь ему. Восторог смешан с отчаянием... Откуда оно?

В этом году моя встреча с морем проходит сумбурно, неоднозначно. То ли я очужела ему, то ли оно хочет о чём-то упредить меня.
А, может быть, я до сих пор сержусь на море за попытку утопить меня в Севастополе? Возможно... Но об этом я подумаю позже, а сейчас я в Одессе, в Аркадии, чей пляж мне особенно по нраву.

Сегодня море ласковое, как и прежде, но меня не покидает чувство отчуждения - и от моря, и от устилающего пляж народа.
Я понимаю, что это всего лишь ощущение момента и след затянувшейся депрессии...

            В Одессе я. Она мне дорога.
            На пляжах люд, томлёный зноем дремлет,
            А море землю страстно емлет, емлет
            И лижет и кусает берега.
            В песок вбивает властно голыши
            И падает на волнорезы яро,
            И пышет всё тревогою и жаром,
            Но всё презрев, ликуют малыши.

Стоп! Это стихи позавчерашнего дня, когда на Ланжероне штормило и меня снова накрыло волной, как в Севастополе...
Но сегодня море миролюбиво - это внутри меня штормит. Почему?

Смотрю на блики обнимающей меня волны, на пену облаков... Белая...
Белая, как эти стены, собранные из щитов, обтянутых мягким полимером. Стены, выгородившие огромные пространства пляжа для "белых людей"...
Море ворчит - почти как коренные одесситы, возмущённые захватом любимого пляжа и вытесненные на неудобья.

Я зачерпываю море в пригоршни, но оно ускользает меж пальцев, как время...
"Неужели и ты продашься, морюшко?"
Волна, обвивающая меня, отступает, отдав "иностранку" своей "сестрёнке". Я покорно принимаю волю моря и умываюсь его бирюзой. Вода горько-солёная, как мои слёзы.

Сегодня вкус Одессы горько-солёный. А завтра? Не хочу об этом думать. "Не хОчу и не мОжу" - как говорят в Одессе. Всё ещё моей Одессы?
Рядом слышу чужую непонятную мне речь.
Её заглушают крики чаек и смех детей...