Вопросы предстоятелю

Николай Ветров
В местном нашем В-ском храме обратил я внимание на равнодушное отношение клира к людям и к исполнению некоторых служб.
Кто Вы, и главное, что собой представляет Ваше духовное внутреннее «я» им безразлично. А важно Ваше подчинение и равнодушное всепрощение чего угодно. А ведь никто и никогда не завещал нам, чтобы мы разучились отличать добро от зла.

Начну с лавки, расположенной в церкви недалеко от входа. Здесь часто можно услышать вопрос: «Всё?» - прямо как на базаре. Даже если Вы положили денег без сдачи, ровно столько, сколько стоит то, что собирались приобрести.
Певчие между псалмами сплетничают; младшие чины, прислуживающие в алтаре и приделах, обмениваются шутками и смеются во время чтения литургии.
Прихожане, стоящие за спиной попа (папы – лат.) – ресурс. И ладно бы те, кто несёт некое послушание. Нет, всякий. «Подай, принеси, подыми». Вроде бы и по вере люди должны помогать друг другу, вот только по согласию и велению сердца. А здесь всё просто: «Вы маленькая, достаньте из-под стола», «Вы большой, подымите». Обращение вполне внешнее. Всё просто…
Да только пословица есть такая: «Простота хуже воровства».

Храм функционирует. И функционирует вполне успешно. Но есть, наверное, разница между функцией и душой? Ищут ли прихожане в церкви отношения внешние, торговые, потребительские?
Стукнулся человек о стекло иконы во время обряда её почитания (из-за зрения или освещения стекла не увидел) – служителям весело, забыли про обряд. Приложиться к иконе собирались ещё несколько человек – не важно – свет выключается, день закончен, пора дверь храма закрывать.
(Цинизм служителей – вот чего точно в церкви быть не должно. Отсутствие благоговения во время служб. Равнодушия в пастве. Небрежность к людям. И мысль, что созданная людьми иерархия важнее самой веры).
Прихожане отвечают тем же. Лезут, толкая друг друга, вперёд. Спешат, боятся опоздать. И удивляются: «Как в магазине».
Но это цветочки. Ягодки впереди.

Во время обряда целования Креста батюшка суёт вам руку в лицо, для поцелуя. Целуем-то Крест с образом Спасителя. А его рука-то здесь при чём? И что её целовать? И Вы лично собирались?
Священники в массе своей люди женатые и не святые. Редко кто из них совершал исцеление страждущих, пророчествовал или творил чудеса. А настоящие святые даже и не подумают о том, чтобы вы целовали им руки. Они поприветствуют вас поклоном и ждут от вас того же, не более. И без всякого самомнения.
И что, если священник – то всегда прав?
И когда какой-нибудь священник не читает, а бубнит молитву, он что, полагает, что прихожанам этих слов понимать не нужно?
И если человек между причастиями не грешил, то в чём ему исповедоваться (каяться) и какие грехи замаливать?
И что бы они о себе ни думали – кто они на самом деле? Особенно те, кто бубнят, посмеиваются, требуют, и на исповеди разговаривяют с вами, как на допросе.
И чему служат тайны клира? Ведь, как известно, есть тайны непостижимые людьми. И есть тайны создаваемые людьми. И есть тайны, при ближайшем рассмотрении оказывающиеся вовсе не тайнами. Так стоит ли скрывать тайны постижимые?
Каково отношение церкви к коррупции? Появится ли в списке грехов такой грех, как взятка? Или может быть у церкви считается возможным брать налог-десятину со взяток?

Один мой знакомый прислуживает в церкви. Светское название его должности – «дежурный по храму». Такой вот он человек, что в разговорах постоянно лжёт. Хранит дома в папках кипы порнографических журналов. А сам при этом ходит в алтарь и помогает при подготовке Святых Даров. Что делать, процитировал я ему высказывание И. Христа. «Вы дети лжи и отец ваш  – дьявол». Он опешил. Произнёс: «Вы слишком строги». Страшно подумать, но работает он в одном из храмов Патриаршей резиденции, той, что именуется Свято-Даниловым монастырём. Так кого же набирают в храмовые служители?
И где христианская община? Люди в храм приходят, отстоят службу и уходят. А где общение, общность, община?

Странную скупость заметил я по ходу обряда причащения Святых Даров. Во время обряда случается иногда ложная очередь. Образуется она из людей, окруживших основную очередь и наблюдающих за обрядом.
Однажды стоял я в такой очереди, которая оказалась ненастоящей. Священники тем временем быстро закончили обряд и унесли чаши. Их не интересовало, есть ли кто не причастившийся. Они даже не задали вопроса, есть ли кто ещё из тех, кто готовился к причастию, и не причастился. Зато потом через открытые Царские Врата было хорошо видно, как священник за обе щёки съедает оставшиеся Святые Дары. И с аппетитом!
Священнослужители часто говорят: «На всё Его воля». Но при этом заметно, что делают они многое по воле своей собственной.
Обряд происходит у них так, как будто причащение – не особенное событие, и каждый человек им не важен (и душа его)… А что тогда важно?
Настоятель храма толковал не раз нам в проповедях, что хорошо бы, если бы в церковь приходило столько народа, чтобы они не умещались бы в храме, а стояли снаружи вокруг него. А зачем? Может быть, для большего дохода церковной лавки? Зачем церкви народ, если каждый человек в отдельности (и его душа) им не важен, несущественен?
И ещё: своих певчих причастили ещё до начала обряда. Сделали это в алтаре и на амвоне. То есть опять-таки: есть важные свои и есть неважные «чужие».
«Глядя на единство Святой Троицы преодолевать разобщение», - читаем мы у святых. Но можно ли преодолеть разобщение на основе равнодушия и стяжательства?

Толковал нам настоятель нередко о том, что Царствие Божие, небесное, нудением берётся, стяжать его надо. Нудным долгим обращением к небесам.
Редко на ком из служителей заметишь, что тот стяжал благодать. Некоторые священники нудят буквально. Проглатывают и невнятно бормочут чтение службы. Более того, нам предлагается верить в нудение, нудность, нудное обращение к живому Богу. И следовать исключительно этому полусонному нудению. Но по чему нужно следовать тому, что хуже? Два часа службы мы нудим, и похоже, это давно стало важнее любви, доброты, открытости, которых завещал нам Иисус Христос. Почему не открыть себя добру и вмещению в себя и вокруг себя доброты, радости, красоты мира?
В нудении нет добра. А есть возможность обнаружить себя нудным перед Богом и ангелами. А это не лучший вариант и способ обращения к высшим силам. Вспомните какого-нибудь знакомого вам нудного и надоедливого человека. Он уже всем надоел, с ним никто не хочет общаться, никто его не хочет слушать. Он жалуется на то, что его все позабыли, и он никому не нужен. В таком же положении оказываются и христиане, когда нудят, стяжают, вымаливают себе нудными просьбами Царствие Небесное и Благодать Божию. И чаще всего не получают просимого.
И за два часа служебного «нудения» и выпрашиваний у людей гудят ноги и поясница. Они выходят из церкви с чувством глубокого облегчения от окончания службы, но не с чувством благодати. Зачем мучить людей? Ведь Он завещал нам счастье!
При том, что современная церковь обещает своим служителям легкость существования, без особенной загруженности и труда.
Глубоко убеждён, что в храмах наших должны стоят сиденья и кресла, как и в храмах церквей-сестёр – католической и протестантской. Особенно, если вы хотите подолгу вынуждать у Господа благодать и рай в душе. И храмы должны быть открыты ежечасно от рассвета и до захода солнца.

Назрели изменения в нашей церкви. «Не разрушить я пришёл, а исполнить», - говорил Иисус Христос. И я призываю вас исполнить его заветы любви и доброты.

В своей пасхальной речи Патриарх сказал: «Мы ещё раз реально пережили распятие, смерть и Воскресение Бога нашего Иисуса Христа».
Но вот вопрос: где, в каком городе, и кто был свидетелем этого реального события?  (Истинное распятие, описанное в Евангелии, произошло при многих свидетелях, и было многократно письменно освещено ими)
И если эти события каждый год реально происходит, то значит, христианам не стоит ожидать второго пришествия Спасителя. Получается, что он приходит каждый год (если всё РЕАЛЬНО, как говорит Патриарх) и происходило так уже около 1980 раз, и столько же раз его мучили охранники-центурионы, распинали за нас и наши грехи на кресте, и столько же раз он спускался в ад и воскресал.
Или распинали кого-то другого? Тогда кого?
И вот ещё что хочется узнать. Если Иисус Христос был человеком, то он совершил невиданный подвиг и дошёл до высот ангельских и божественных, показав нам удивительный пример восхождения. А если он Бог, то, как известно из Библии, Бог всезнающ, всеведущ, всемогущ и вездесущ. И значит, то, что произошло с ним – это хотя и впечатляюшее и чудесное, но представление, данное нам в поучение и развитие. А инсценировка, даже и самого высочайшего уровня и замысла, все равно есть инсценировка. Да и что стоит всемогущему Богу устроить какую угодно инсценировку?
При этом говорят: подражать Иисусу в его подвиге смысла нет, поскольку Богом все равно не станем, с ним не сравнимся. Зачем зря действия подобные совершать? Не нужно ни вам, ни церкви никуда двигаться.
И давайте вспомним, сколько людей совершали подвиги, умирали мучительной смерью. Почему не объявлен святым Александр Матросов, отдавший жизнь за друзей и однополчан и спасший их жизни? Является ли ангелом лётчик Гастелло, пожертвовавший собой ради России (тогда СССР)?
Всякий ли, закончивший жизнь мучительной смертью, не будучи Богом, сравнился в этом с Иисусом Христом? А было их много и много.
Является ли более ценным подвиг простого человека, чем подобные же действия всемогущего Бога?
В чём истинное назначение постов? Мы понимаем, что это не какая-то диета, а нечто большее. И что ещё древние греки-жрецы говорили: «В здоровом теле – здоровый дух». Но почему бы не объяснить людям вполне определённо, почему нельзя есть тот или иной продукт. Или сами этого не знают?
И вопрос про сексуальные отношения. Если они являются грехом (а многие священники, объявленные впоследствии святыми, отказались от них, даже имея жён), то откуда же будут браться монахи и архиепископы? И ведь люди, отказавшись от интимных отношений, попросту вымрут как вид.
Нужно ли регулировать поведение людей до мелочей постулатами, идущими от иерархов и пастырей или всё-таки лучше оставить пастве десять заповедей и те немногие заповеди, идущие в Евангелии от Иисуса Христа и Апостолов и не изобретать новые виды грехов?

Учёные по сохранившимся древним иудейским пасхалиям выяснили, что Воскресение Иисуса Христа произошло 14 ниссана 27 года нашей эры. То есть 7 апреля по современному календарю. День вполне определённый и не зависящий от лунного цикла того или иного года. Может быть, стоит отмечать в качестве Воскресения Христова вполне определённый день?

Неужели церковные иерархи рассчитывают свои речи исключительно на людей, не желающих ни читать, ни думать, ни знать Истину?

Эти вопросы задаю я и настоятелю и Предстоятелю и всем, кому не безразлично состояние нашей души и нашей церкви.