Джипы Виллис. История легенды

Евгений Хацкельсон
Авторская версия очерка "Преград - нет", опубликованного в журнале "Машины и механизмы", № 7, 2012 г.

Этот автомобиль стал для советских людей почти таким же символом победы в Великой Отечественной войне, как  автомат ППШ, средний танк Т-34, штурмовик ИЛ-2 и минометные установки, прозванные «Катюшами». Но в отличие от них, сконструирован он был не в СССР, а за океаном. Поставки по ленд-лизу этих машин, наряду с поставками цветных металлов, паровозов и истребителей, даже в разгар холодной войны советской исторической наукой признавались существенной помощью нашего союзника по антигитлеровской коалиции. Это означает, что значение их переоценить невозможно. Речь идет, конечно же, о знаменитых и легендарных джипах «Виллис».   
 
История создания этого великолепного вседорожника весьма запутана, и даже само происхождение слова «джип» («Jeep») вызывает споры и различные догадки. Торговая марка «Jeep» была зарегистрирована фирмой Willys-Overland 13 июня 1950 года, сейчас она принадлежит концерну   Chrysler Jeep Automotive S. A., который к появлению этого автомобиля не имел никакого отношения, но, тем не менее, считает себя правопреемником фирмы – создателя знаменитых «виллисов».   Интересно, что само слово «джип»  стало официальным названием модели вседорожника после Второй мировой войны. До  этого момента оно было всего  лишь прозвищем армейского вездехода, выпускаемого как фирмой Willys-Overland, так и Ford. Но прозвище это стало настолько популярным, что превратилось в название не только модели, но и всего класса легковых  вседорожников.               
По поводу того, откуда вообще взялось это слово, версии существуют разные. По основной из них армейский вездеход как многоцелевое транспортное средство отнесли к классу автомобилей общего назначения – GP (General Purpose). Аббревиатура «GP» звучит как «джи-пи», отсюда по созвучию и родилось словечко «джип». По другой версии автомобилю дали прозвище по имени популярного в те годы героя газетных комиксов – довольно странного и непонятного существа по имени Джип Юджин (Eugene the Jeep), умевшего летать, ходить по стенам и потолкам, лазать по горам и деревьям. Одним словом, персонаж этот отличался непревзойденной проходимостью, потому его именем и прозвали уникальную автомашину. И, наконец, по третьей, самой простой и правдоподобной версии, слово это произошло все-таки от аббревиатуры "GP", но не от  «General Purpose», а от названий однотипных вездеходов "Ford-GP" и "GPV", которые собирались по военному  заказу на конвейерах компании Ford.

      Проектные работы над созданием многоцелевого надежного и неприхотливого полноприводного армейского автомобиля, которому не нужны дороги, начались в США еще в 1938 году. До этого полноприводные машины хоть уже и существовали, но не могли похвастаться маневренностью, скоростью и живучестью, были сложны в управлении и обслуживании, тяжелы и неповоротливы. Одним словом, на роль военного вседорожника не подходили, да и массового производства таких машин не было. Новый автомобиль должен был быть легким, простым и живучим. Изначально он задумывался как транспортное средство для доставки офицеров и приказов в армейские части.

     В 1940 году командование американской армии объявило конкурс на создание армейского компактного полноприводного автомобиля, предназначенного для передвижения по пересеченной местности. На тот момент свои наработки имели три фирмы - Willys-Overland, American Bantam Car Co's и Ford Motor Company. Конкурс формально выиграла фирма Bantam, которая взяла обязательство за 75 дней поставить вооруженным силам 70 автомобилей массой 1300 фунтов (590 кг), с грузоподъемностью 660 фунтов (299 кг), колесной базой в 80 дюймов (2032 мм) и двигателем с максимальным крутящим моментом 85 фунтов на фут (11,7 кгс м).  Компания Willys-Overland возмутилась и принялась доказывать, что надежный автомобиль с заданными характеристиками и массой всего в 1300 фунтов построить просто невозможно. В ответ ей было предложено построить свой прототип вне конкурса. Такое же предложение получила и другая проигравшая сторона.  Таким образом, борьба была еще не окончена. В сентябре того же года  фирма Bantam создала свой прототип, получивший название Blitz Buggy. Автомобиль во время испытаний произвел сильное впечатление на инженеров  Willys-Overland. Его компактность и маневренность были поразительны. Вице-президент Рус дал команду на доработку «Виллиса», причем инженеры его фирмы получили в свое распоряжение … копии чертежей  Blitz Buggy. Сейчас это звучит почти, как фантастика. А тогда командование американской армии, не задумываясь о таких пустяках, как интеллектуальная собственность, передало их обоим конкурентам фирмы Bantam с тем, чтобы поскорее получить самый лучший автомобиль. И тут фирма  Willys-Overland не оплошала: 11 ноября 1940 года в военном лагере Холаберд были продемонстрированы два великолепных прототипа, получивших название   Quad.  Автомобили имели отключаемый полный привод и  были снабжены рулевым управлением всех четырех  колес. Ford Motor Company  тоже представила свой прототип, в котором были использованы новаторские решения Blitz Buggy.  На крики Bantam никто не обращал ни малейшего внимания, сравнивали совокупность  характеристик   представленных прототипов от всех трех фирм. В итоге оказалось, что  автомобиль Willys-Overland единственный не только соответствовал, но даже превышал тяговые характеристики, указанные в техническом задании: его двигатель Go Devil обеспечивал крутящий момент в 105 фунтов на фут (14,4 кгс м). Всем был бы хорош «Виллис», но он существенно превышал требования по массе. Автомобиль весил 1088 кг при заданных 590 кг. Выполнить это требование, не ухудшая существенно другие характеристики, было невозможно, и военные признали это, подняв планку до 2160 фунтов (980 кг). И тогда фирма начала бескомпромиссную и беспощадную  борьбу с излишним весом своего творения.   Quad был разобран до винтиков. Каждую деталь изучали на предмет возможности ее изготовления из более легких материалов. В результате новый прототип превышал новую планку всего лишь на 198 граммов. Победа была полная. И тем не менее, командование заказало каждой компании по 1500 автомобилей, чтобы проверить их в деле. Они назывались соответственно Willys MA, Ford GP, и  Bantam BRC 40.  В 1941 году после проведенной программы испытаний вездеходы всех производителей были унифицированы и модифицированы, причем за основу взяли именно конструкцию  Willys MA. Машина имела рамную конструкцию с открытым лёгким кузовом, подвеску на продольных полуэллиптических рессорах, двойной привод, причём передний мост можно было отключать,  трехскоростную коробку передач, снабжалась пуленепробиваемым стеклом с бойницами.  На шоссе автомобиль мог развить 104 км/ч, на полном бездорожье мог передвигаться со скоростью 8 км/ч., машина могла брать трех пассажиров, средний расход топлива составлял 11-12 л на 100 км.               
       
       Модернизированные джипы от Willys-Overland и Ford Motor Company, масштабное производство которых началось в 1942 году, получили   соответственно названия Willys MB и Ford GPW.  Интересно, что в Советском Союзе их всех  называли «виллисами»,  хотя по ленд-лизу нам поставлялось очень много именно фордовской  продукции. Всего за годы войны компания Willys-Overland произвела 363 тысячи джипов, а Ford Motor Company – около 270 тысяч. СССР получил  50501 автомобиль. Джипы отлично зарекомендовали себя на Восточном фронте, их не пугали  леса и болота,  и они по праву заслужили любовь и признание наших фронтовиков.  Конструкция джипов была настолько удачной, что на ее основе был создан советский армейский вседорожник  ГАЗ-64, а затем и ГАЗ-69 - знаменитый «газик». Помимо джипов поставлялись грузовики «Студебекер» и REO. На базе джипа фирма Ford Motor Company сконструировала автомобили-амфибии. Эта модель получила название GPA.  Многие из этих автомашин также попали в СССР.   Джипы внесли свой немалый вклад в победу союзников в боях в Африке, Азии, Океании и Европе. Начальник Генерального штаба армии США во время Второй мировой войны назвал джипы  "наиболее весомым американским вкладом в современную войну".

      После окончания войны до начала 60-х годов все разработки компании Willys-Overland так или иначе представляли собой различные вариации армейского джипа. Гражданский джип CJ  (civilian jeep) получил новую окраску, дворники, откидываемый задний борт и крышку бензобака на заднем крыле. В 1953 году Willys-Overland  объединилась с  компанией Kaiser Fraser, которая специализировалась на комфортабельных автомобилях высшего класса. В 1954-ом был открыт бразильский филиал Willys Overland do Brasil. В 1963 году название фирмы было изменено на Kaiser-Jeep Corporation, а все автомобили стали называться Jeep. Марка Willys перестала существовать в Европе, но джипы как класс никуда не делись. В том же 1963-ем  компания «Аmerican Motors», перенявшая у Willys на них права,  продолжала выпускать автомобили повышенной проходимости, название которых таким и было – «Jeep». В 70-х в составе компании было создано отдельное подразделение, получившее название «Jeep Division». В 1972 году прекратился выпуск моделей джипов «Виллис» и в Бразилии. Великий автомобиль окончательно ушел в историю.   

         Компания «American Motors» присоединилась к концерну «Chrysler», который в свою очередь стал частью мирового автогиганта «Daimler Chrysler». Современным наследником тех самых легендарных «Виллисов» является вседорожник Jeep Wrangler.
***

Уважаемый читатель!
Предлагаю Вашему вниманию книгу "Сумрачный гений".

Книга написана в жанре художественно-документальной прозы и представляет собой сборник произведений, объединенных тематикой военной авиации XX века: творчество выдающихся авиаконструкторов, история создания и боевого применения различных образцов авиационной техники прошедшего столетия, война в Испании, боевой путь авиаполка «Нормандия-Неман», битва за Британию, история радиолокации, воздушный террор союзников и трагедия Дрездена, три звезды Александра Покрышкина, Адольф Галланд и Вернер Мельдерс, непростая судьба Вилли Мессершмитта.
 
https://ridero.ru/books/sumrachnyi_genii/