Армянские мотивы

Голубая Каравелла
(Фото из интернета)

«Я всегда испытывал огромную симпатию к драматическому образу Чехова»
Номинация: «Эссе»

***

Для меня Армения - это актер Владимир Мсрян и его творчество, в первую очередь роль в фильме «Николо Паганини»..Когда художественный фильм о великом скрипаче к его 200-летию вышел на голубые экраны я училась в 9 классе. Это была любовь с первого взгляда. Я смотрела фильм на одном дыхании, с замиранием сердца. Актер влюбил и в себя, и в главного героя.
Как говорил сам актер о своей роли(газета «Ноев ковчег»):
«Есть такое понятие – «актерская биология». Актер должен увидеть своего героя до дна, до какой-то последней сокровенной сущности. Я поначалу задавался вопросом: как донести до зрителя образ гения? Ведь это так высоко, приподнято... Постепенно для себя уяснил: главное – «заземлить» образ, сделать его жизненным, показать самые человеческие его качества, все хорошее и плохое... Да, Паганини с его неспокойной, демонической натурой помог мне вскрыть в себе мощное желание созидать: итальянская кровь музыканта запульсировала и в моей.»

Любовь к Н.Паганини-это тема другого рассказа .Здесь хотелось бы остановиться на актере Владимире Мсрян.

Его мистическая внешность завораживает, грустные с поволокой глаза затягивают в пучину страстей, трагический шарм влечет за собой и не оставляет равнодушным .Во всем облике чувствуется великий потенциал творчества, интеллекта.
После фильма мне хотелось больше узнавать об актере и обо всем, что связано с ним, его Родине-Армении; это были бессонные ночи и девичьи слезы в подушку. В одной из библиотек, я нашла была заметку об актере, из которой узнала, что он работал в Ереванском драмтеатре Г. Капланяна, сыграл в «Игроке» Достоевского. Тогда я перечитала и само произведение «Игрок», и книгу Виноградова о Паганини.
Прошло 30 лет после фильма, да и мне уже за сорок, но образ главного героя актера и его самого до сих пор остаются моим идеалом в жизни, творческом пути.
Раньше интернета не было и, живя далеко от Армении, трудно было находить информацию, да и с распадом Союза, сложно осуществить мечту- побывать в Армении. Одно время я даже выписывала армянскую газету.Когда у нас дома появился интернет, я с жадностью искала все ,что было известно о любимом актере и его творчестве .С радостью узнавала, что Владимир Мсрян также, как и я , очень любил писателя А.Чехова:
«Я всегда испытывал огромную симпатию к драматическому образу Чехова, не говоря уже о том, что, наверное, являюсь одним из немногих армянских актеров, умудрившихся сыграть за свою жизнь такое обилие чеховских персонажей: Войницкий из «Дяди Вани», Лопахин в «Вишневом саду», позже – «Лебединая песня», «Медведь», «Палата №6»... Одним словом, Чехов всегда был очень близок мне по духу. Тяжело болея с детства, он продолжал лечить людей. Возможно, этим обстоятельством объясняется внутренняя трагичность его внешне веселых произведений?.. Нет, мы придерживаемся несколько иного мнения. В нашей картине предстает другой,.. подлинный Чехов. Он живет бурной и интересной жизнью: спорит до хрипоты со Станиславским и Немировичем-Данченко, беседует с Суренянцем, Айвазовским и Спендиаровым... Вместе с этим он встречается и со многими персонажами своих произведений, которые чудесным образом появляются и исчезают на протяжении всего фильма.
Перечитываю на всех форумах отзывы об актере, интервью- помню о нем.Очень понравились слова той же газеты» Ноев ковчег» Армении:
« Он, как никто другой, умел играть людей, рожденных под знаком особой судьбы и под знаком проклятья. Скрытая магнетическая энергия, может быть, главное, что было у Мсряна. Главный талант - в особом умении ее ощутить, ею овладеть, ее обнаружить. Обнаружить неукорененность поэзии в обыденной жизни...
Он умел играть гротескные, почти карнавальные маски - и тайную человеческую боль. Умел в одиночку играть симфонию недоговоренности, когда слова играют роль пауз, а тирады – пауз затянувшихся, и в потоке фраз создать обитель молчания – молчания от стыда, молчания из деликатности, молчания не от нечего сказать, а от невозможности высказаться.»
Или вот с другого источника:
«Вспомнилось, как совсем недавно он говорил, обращаясь к молодежи: «Не держите в сердце зла, смотрите на мир положительно!».
Очень тяжело осознавать уход этого актера из жизни, ставшей и личной трагедией, не только его страны. Мое эссе быть может скупо и немногословно, от того, что слишком интимная страница души затронута.
А песня «Дорога без конца» из фильма всегда звучит в моей душе.
Спасибо Армении за великого актера!
Опустела без него Земля...