Всеобщий призыв или профессиональная армия?

Михаил Ошеров
Когда граждане государства перестают быть готовы отдать за него жизнь - это признак предстоящего падения этого государства. Так погибла Римская империя, - когда свободные граждане Рима стали изнеженны, и империя  стала нанимать наемников,  у которых были другие стимулы.  И потом они обратили оружие против дряхлеющей империи.  Так чуть позже погибла Византийская империя. В борьбе народов выживает то народ, который больше готов жертвовать своими детьми для своего выживания.

Когда жизнь гражданина становится важнее, чем государство, такие государства разрушаются.

Наемники, профессиональная армия - это временный выход для сынов богатых, для сынов элиты, которые не хотят служить в армии и защищать свое государство, но это - путь к уничтожению государства. Это также ведет к потере элитой государства, не служившей в армии, своего патриотизма. Как пример, сын Нетаньяху (Бениамин Нетяньяху - это нынешний премьер-министр Израиля) служит в самых боевых частях – в пресс-служба армии. Воюет с журналистами.  Очень тяжелая солдатская доля. Никакого риска для жизни.

Вопрос о службе в армии социальных слоев (харедим), чуждых государству и крупных  этносов, не включенных в государственную идеологию (арабов) важен как и для государства, так и для таких социальных слоев и этносов. Служба в армии подразумевает некий патриотизм и готовность во время службы отдать свою жизнь за государство. Это означает, что только  призыв государством граждан из такого рода слоев и этносов, только рекрутирование, без включения этих слоев и этносов на полноправных условиях в общую жизнь государства, будет только социальным и этническим насилием. С другой стороны, исключение из обязательного призыва больших групп населения отрицательно влияет на желание служить в армии остальных основных групп населения и усиливает социальную напряженность в обществе, поскольку ведет к неравноправию и к фактическому ущемлению в правах законопослушных граждан.

В 2011 году лишь 47% мужчин в возрасте 18-40 лет проходят срочную или резервистскую службу. Ситуация будет только ухудшаться: на долю ультраортодоксов ("харедим") приходится сегодня 27% первоклассников в еврейском секторе, и они в своем большинстве не станут призываться через десять лет. На долю арабов приходится треть тех, кому исполнится 18 лет в 2020 году. Вместе с идейными уклонистами, инвалидами и прочими, процент людей, не служащих в армии, составит к 2020 году 60%. Ежегодно число уклонившихся от призыва под предлогом учебы в иешиве увеличивается на 5000 человек. 50-60 тысяч ультраортодоксов отказываются от любых вариантов службы в армии. Даже в семьях ультраортодоксов, которые служили в армии, все больше и больше детей уклоняются от призыва. Ортодоксам чужда субкультура ЦАХАЛа, у них совершенно иные ментальность, поведение. Чтобы избежать конфликтов, армия должна организовать для них подобие гетто.

Вторая проблема — субординация. Для ультраортодокса высший авторитет — раввин, а не командир, и это порождает немало проблем с поддержанием воинской дисциплины. Ультраортодоксальные солдаты на какой-то торжественной церемонии отказались слушать женский хор израильской армии. Просто встали и демонстративно вышли из строя. Почему они не попали под трибунал — не знаю.

Третья проблема — армия никогда не будет привлекательной для элиты ортодоксального общества. Призовутся лишь те, у кого нет иного выбора. Иными словами, это будет единственный сектор, который делегирует в ЦАХАЛ не элиту, а аутсайдеров.

Для службы всего населения государства в армии само государство должно стать "государством для всех" и обеспечить всем слоям и народам как равноправие, как отсутствие тех или иных привилегий, так и общую государственную доктрину. В случае взаимоотношений с арабами это означает общий гимн, общую историю Палестины,  признание Накбы как составной части этой истории, взаимное прощение, создание общего, общегосударственного нарратива, создание общей истории двух народов. Как  успешный исторический пример такого рода политики я хочу напомнить об Австро-Венгерской империи после революции 1848 года, давшей права всем народам, жившим на ее территории. Гимн Австро-Венгрии после 1848 года исполнялся на 11 языках, в том числе на иврите.

Что же касается харедим, то то тут нужно говорить не об уравнивании в правах, а об уничтожении привилегий, присвоенных этим непроизводительным сектором, паразитирующем на израильском обществе. Ни в одной стране мира нет такого массового религиозного социального сектора. В США ровно такие же харедим прекрасно работают и прекрасно несут все важнейшие обязанности граждан США. Паразитирование ультраортодоксального сектора в государстве Израиль может привести в экономической сфере к снижению уровня жизни всех остальных граждан Израиля, а в политическом - к талибанизации страны и к уничтожению всего живого, что было свойственно еврейской культуре на протяжении нескольких последних веков. Для уравнивания в правах всех остальных граждан Израиля по отношению к ультраортодоксальному сектору надо в первую очередь уничтожить его социальное паразитирование и включить его в производительные трудовые отношения, а также в армейскую службу. Без всего этого дальнейшее выживание Израиля как государства будет все дальше и дальше все более проблематичным.