Коммент 4. Демократия

   Определение демократии.
Демократия (др.-греч. ;;;;;;;;;; — «власть народа», от ;;;;; — «народ» и ;;;;;; — «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. (Yandex.)

     Б.Акунин: "ДЕМОКРАТЫ – ЭТО ДРУГАЯ КРАЙНОСТЬ. ВЫ ХОТИТЕ НАРОДУ-РЕБЕНКУ  РАЗОМ  ПРЕДОСТАВИТЬ  ПРАВА  ВЗРОСЛОГО  ЧЕЛОВЕКА. НИЧЕГО  ХОРОШЕГО  ИЗ  ЭТОГО  НЕ  ПОЛУЧИТСЯ.  НЕ  МОЖЕТ СУЩЕСТВО  С  НЕРАЗВИТЫМ  УМОМ,  НЕ  ХОДИВШЕЕ  ДАЖЕ  В НАЧАЛЬНУЮ  ШКОЛУ,  САМО  РЕШАТЬ  СВОЮ  СУДЬБУ."
Может. В смысле так бывает. Что из этого получается, "в истории мы тьму примеров сыщем…". Тем не менее, с этим утверждением Б.Акунина нельзя не согласиться. Но в нём есть некоторая недосказанность. А именно. Первое - "разом". А что, разве "не разом" ребёнку можно предоставить возможность самому решать свою судьбу? Или нужно ждать, пока ребёнок повзрослеет? Тогда возникает вопрос, возможно ли взросление "народа" в принципе?
    Я думаю, что нет. "Народ" – это текущая во времени река, в которой каждая капля проходит, грубо говоря, три этапа.
Первый этап начинается с рождения человека; это исток реки – верхнее её течение, в истоке капля – примитивный зверёк. Цель этапа (и смысл жизни в этот её период) – физическое и биологическое взросление. На финише первого этапа – физически сформировавшаяся половозрелая особь. Руководят процессом взросления, в основном, гены через механизм инстинктов.
В среднем течении реки капля преследует две цели, соответственно, смысл жизни в этот период раздваивается. С одной стороны, капля решает задачу биологического продления своей жизни в детях (здесь продолжают работать инстинкты), с другой стороны, капля решает задачу становления в окружающем её обществе, играя, при этом, по его правилам; т.е., формируется как элемент социума под воздействием окружающей среды. Обе задачи тянут каждая на себя общий довольно ограниченный жизненный ресурс капли. В среднем течении реки капля настолько озабочена решением текущих задач, что на осмысление ситуации и на соучастие в обустройстве общества у неё нет ни сил, ни времени. И, всё же, среди равнодушных к проблемам социума есть два исключения. Кое-кто из капель среднего течения реки  времени "интересуется" проблемами социума с позиции своих личных, человека-эго, интересов. Или ратует за сохранение существующего общественного строя, или за его переустройство. Первые, как правило, преуспевают в жизни и  именуют себя "патриотами", вторые, как правило, - аутсайдеры, они именуют себя "оппозицией" и реализуют свою гражданственность через скулёж на личной и марши "пустых кастрюль" на общественной кухнях, скандируя: "общество плохо устроено ".
Патриоты и оппозиция в среднем течении реки составляют меньшинство. У большинства сверхзадача – цель жизни, прорваться в патриоты. Все капли среднего течения реки рассматривают кормило власти в качестве "кормушки", а не как "кормовое весло" в руках кормчего.
О социальном составе среднего течения (капель, допущенных "демократией" решать  судьбу реки) можно сказать следующее. Десять его процентов (Здесь и далее  цифры в видении автора. Желающие могут подставить свои.) составляют капли, перекочевавшие без изменений из верхнего течения и сохранившие его идеологию. Их круг интересов навсегда замкнулся на сексуальных проблемах. Пять процентов составляют патриоты и оппозиция, борющиеся за власть. 85 процентов, те, кто активно завидует патриотам, но не очень-то активен в личной и общественной жизни.
Когда капля обустроилась в существующем обществе и дети "стали на крыло", второй этап завершился. Цели достигнуты, смысл жизни испарился. В лучшем случае, остаётся отдушина – внуки, да и то не всегда и только в пределах первого этапа жизни внуков.
Наступает третий этап – нижнее течение реки. Здесь она полноводна, в смысле богата информацией полученной в верхнем и среднем течениях. Но, увы, как правило, в некоторой части устаревшей. (Река-то – течение времени, и ситуация меняется.) У капли на третьем этапе появляется возможность оглядеться вокруг, и оказывается, что "не всё благополучно в датском королевстве". Что правила, по которым она играла, не самые лучшие и ведут "не туда". Возникают новая задача - переустройство общества, новая цель и новый смысл жизни. У капли есть опыт, есть материальная возможность (капля в обществе-эго состоялась), появляется иногда желание задуматься о своей последующей жизни в детях и внуках, задуматься, в каком обществе предстоит жить им. Бывает, капля приходит к выводу, что конкуренцию нужно заменять сотрудничеством, и делает телодвижения в этом направлении. Введём для такой капли аббревиатуру "КС" (капля социальная). Не вызывает сомнения, что КС – это именно тот контингент, который готов и способен  наиболее успешно организовывать взаимоотношения в обществе и совершенствовать их. И, всё же, хотя КС мало (по оценке автора, не более 0,1 процента), и обладают они определённым недостатком – инерционностью мышления (не каждая из капель успевает отслеживать меняющуюся обстановку), надо полагать, в интересах социума, чтобы представители именно КС занимались организацией жизни  общества. (В этом свете положительно выглядит институт совета старейшин на Кавказе.) Но не все, а только те из них, кто пришёл к заключению, что "пора подумать о Боге", в смысле "Бог есть любовь". То есть, о социуме как о вышестоящей над человеком ступени Мироздания, объединяющей людей в систему сотрудничающих, а не конкурирующих элементов. Оставшаяся  часть капель среднего течения продолжает корячиться в проблемах конкуренции.
Перемещение капель в реке времени в социальном плане объективно связано с их возрастом; не сказать, чтобы жёстко, но существенно. Теперь посмотрим, сколько людей по возрасту доплыли до нижнего течения, если биологическая продолжительность жизни около 100 лет, а реальная – около 60-ти. То есть, нижнего течения достигают, в лучшем случае, 4-5 процентов. Но почтенный возраст обуславливает предпосылки перехода в нижнее течение, отнюдь этот переход не гарантируя. Возраст только раскрывает возможности, но не обеспечивает их реализацию. Часть людей-эго в старости продолжает сохранять свою среднетеченческую сущность людей-эго, так же, как часть половозрелых особей, достигнув совершеннолетия, осталась в статусе сексуал-демократов. В общем, картина социальной зрелости общества  выглядит, как показано на схеме

                (МКМ-2012. 5. 5. Рис. "Состав социума".).

Таким образом, идеальная демократия, по определению, обеспечивает крайне низкий уровень организации социума людей. При ней управлять обществом (равно воздействовать на исход процесса его преобразования или на его существенные стадии) должны 99,9 процентов людей либо не компетентных в данном вопросе, либо корыстно заинтересованных в его результатах. Людей, ущербных как по линии интеллектуального, так и социального развития. Не трудно представить какого качества решения могут принять правительства, созданные на основе идеальной демократии, и какая судьба уготована социумам, руководимым такими правительствами.

Но на деле реальная "демократия" далека от идеальной. У кормила власти находится далеко не среднестатистический трёхпроцентный интеллектуал, а, наоборот, весьма интеллектуально продвинутая особь. Что касается её социального уровня, то у власти оказались люди, прошедшие жёсткий конкурсный отбор на асоциальность. Достигли успеха только те, кто весь свой жизненный ресурс направлял на личное обогащение, ни крохи не уделяя обществу. В условиях реальной либеральной демократии, официально именуемый "рыночной экономикой", в руках олигархов сосредоточились деньги и власть, они возглавляют  общество-эго, принцип которого – "человек человеку волк", и находятся в  состояния комфорта, с которыми, естественно, не хотят расставаться. Цена благополучия олигархов – уничтожение среды  обитания человека, вдвое сокращенная продолжительность его жизни, войны, социальная напряжённость, наркотики.

   Так что российская интеллигенция, традиционно ориентирующаяся на демократию, взяла ложный след – нет света в конце демократического тоннеля. Вернее, будет, но слишком яркий – свет атомной войны, к которой ведут нас слишком "умные" правители и, предрекая апокалипс, осеняет церковь, для которой "всякая власть от Бога".
Свет есть в конце тоннеля в другом направлении. Это борьба за мир и экологию мирными средствами, развитие общества, цель которого - самосохранение. А развитие общества идёт через развитие индивидуумов  по схеме рис. "Схема развития человека", на которое влияют два фактора: воля самой капли и окружающая среда - общество, которое состоит из "капель", т.е., в конечном счёте, всё та же воля всё той же капли. Воистину, "спасение утопающего - дело самого утопающего".


Рецензии
...Государство это стая, а не братство, подразумевающее равенство. В стае – иерархия сильного над слабым, подчинение авторитету. В возникновении тайных обществ наличествует дуально существующая мистика. Высшим есть что скрывать от низших, чтобы не быть уничтоженными, также и другим. Обе зеркально возникающие силы объединяет насилии и сопротивление среды. Одним надо утвердить страх власти, другим снять актуальность возмездия, страх смерти. У одних результатом борьбы является абсолютный произвол от моральных устоев, других объединяет попранная человечность...
...Государство, порождая маргинальных психопатов и изуверов, этих разумных антагонистов, сталкивая их между собой, само зажигает революцию, перемены, нечто новое. Опасность искусственно построенной гегелевской диалектики истории, в идее идти до конца, завершая логическую цепочку там, где ее на самом деле нет. История становится реальностью, когда случайные события выстраиваются в законченную картину, где Рок установил предел человеческому сумасбродству... http://www.proza.ru/2007/02/05-62


Каринберг Всеволод Карлович   22.05.2015 09:21     Заявить о нарушении