345 Wilson Street

Евгения Серенко
  Виктор


  Если высшим силам нужно что-то сообщить, они найдут способ. Ты услышишь  нужные слова в разговоре случайных попутчиков; они придут во сне; или  привяжется к тебе тысячу раз слышанная песенка – и неожиданно поймешь иной   смысл... А может быть, прочитаешь подсказку на странице   пожелтевшей  «Литературной Газеты», в которую завернула бабуля связанные для  любимого Витеньки шерстяные носки и отправила через океан вместе с другими подарками.   
   
   «...Они с дочкой возвращались с тренировки. В беседке сидели ее ровесники.  Отец перехватил завистливый взгляд дочери и услышал вздох. «Не завидуй, Маша!  Они сегодня пьют пиво, и завтра его будут пить, и через десять лет. А тебе  через десять лет пожмет руку английская королева».

   Н-да... Он прочитал бросившиеся в глаза строчки и подошел к окну. Метет.  Чем заняться? Пойти выпить с приятелем пива? Как вчера. Как завтра. Как через десять лет. Нет, он, конечно, не Мария Шарапова, и никогда не пожмет ему руку  английская королева, но что-то не хочется сегодня пива... И зачем они туда   идут в такую метель? Хороший хозяин собаку не выпустит, а они идут и идут в  этот Центр.
 
   Каждый день, возвращаясь из Университета, он проходит мимо дома, что виден  из его окна. 345 Wilson Street. Как-то прочитал вывеску: Volunteer Centre Of  Toronto - Волонтерский центр Торонто.
   
   Он поднял газету - Ну, дает бабуля! Сколько же лет она ее хранила?! и увидел фотографию: на подоконник подвального этажа кто-то выставил шахматы. И ноги, ноги спешащих куда-то людей. У всех – свои дела, все торопятся. Мимо ждущего  в окне человека.
 
***
   
   Джеймс


   Четыре года назад неудачный прыжок в бассейне разломил его жизнь пополам. До - и после. До прыжка он мог ходить - не понимая, какое это счастье. До прыжка  у него была работа - вот уж не думал, что будет по ней скучать. Были друзья,  которые оказались просто приятелями. И была Джулия. Не жена. Он не спешил  жениться. Ему всего тридцать пять, успеет. Не успел. Ничего не успел. Ни дом не построил, ни на могилу матери не съездил, ни детей не завел... Нет, он на  Джулию не в обиде, она приходила к нему чуть ли не каждый день. Вначале. Потом все реже и реже. И совсем не умела лгать: не могла скрыть жалости, когда  смотрела на него, и не могла скрыть облегчения, когда уходила. На Рождество  он не выдержал: «Джулия, я хочу тебя попросить: если встретишь кого-то стоящего,  не думай обо мне. Заводи семью». «Спасибо, Джеймс, - ответила она. – А у меня  тебе тоже подарок», - и протянула дезодорант. Вот так. Слова, которые он не  решался сказать, чтобы не обидеть ее – он так надеялся, что обидит! - были  приняты как подарок. 
 
   Вот и все.

***
 
   Шахматы


 - Джеймс! Я принесла тебе такую книгу! Весь мир читает. Стиг  Ларссон...
   
 - Спасибо, не  нужно. 

 - Но почему? Ты же ее не читал!

 - Спасибо, не нужно. 

   И так - всегда. Сколько я ни пыталась его расшевелить, получала только   вежливое «Спасибо, не нужно».

   Трудно работать, когда клиента ничто не интересует.

   Так продолжалось почти два года. Но однажды, не помню, по какому поводу, я  упомянула, что не умею играть в шахматы. 

 - Совсем  не  умеешь? - спросил он, и я замерла, боясь спугнуть этот  проблеск интереса. 

 - Нет, я, конечно, знаю, как фигуры ходят... но уж лучше играть в  поддавки. 

 - Во  что? 

 - Поддавки. Неужели не слышал? 

 - Нет. 

 - Ничего себе! Такая игра замечательная, а ты не знаешь! Сейчас научу. Где у  тебя шашки или шахматы?
 
   Он всегда выигрывал. А однажды сказал: 

 - Вот если бы ты играла в шахматы...
 
   Если  бы. Но у меня нет времени учиться, да и желания тоже. Если бы кого-то  найти...
 
   «345  Wilson  Street», - подсказала память. Конечно! Там найдут человека,  умеющего играть не только в поддавки – да еще и все время проигрывающего.
 
***
 
   Я вошла в его квартиру и ахнула: Джеймс, который всегда говорил тихо, почти кричал: 

 - Да не было здесь никакой пешки! Я точно помню!

 - Была! Я тоже точно помню, - отвечал незнакомый голос.

 - Если бы она там  была, я не пошел бы конем! 

 - У тебя не было другого выхода, вот и пошел, - сказал кто-то.   

 - Юджиния, - увидел  меня  Джеймс, - я точно  помню,  что  там не было пешки!Да, познакомьтесь. Это Виктор. Он хоть и врет про пешку, но играть умеет. А это -  Юджиния.

   Больше я не встречала Виктора: он приходил по вечерам, а я днем. Через  пару месяцев Джеймс спросил: 

 - Ты  не  могла бы зайти в Индиго? Купить мне книгу по шахматам. 

 - Хорошо, - ответила я, - но какую? Я же в этом ничего не понимаю. Давай  сделаем так: я подойду к полке и позвоню тебе. Буду называть авторов, а ты  выберешь.   

 - Не  забудь, -  улыбнулся  мне  Джеймс.

***

   Я не знаю, пожмет ли когда-нибудь Виктору руку английская королева.
   
   Но я бы на ее месте пожала.