Ромашковое поле или не плачь, мама

Голубая Каравелла
 (Фото из интернета)                ***
     Если вспоминать свое голопузое украинское детство и что связано с мамой , то, прежде всего перед глазами встает широкое ромашковое поле- в вазе на обеденном столе, цветочном  венке на голове;   целительных отварах для блеска волос, в которых играло солнце; душистом чае при простудах, во дворе  сельского дома. С годами и не заметила, как ромашки стали и моими любимыми цветами, вызывая недоумение у городских парней, не воспринимающих скромные придорожные  ромашки за желанные и подарочные цветы. А для меня ромашки- это зов родной земли.
     Курносое и босоногое детство и мама- это карнавальные новогодние костюмы снегурочки, украинки и матрешки, вышитые руками сорочки и выпускное платье, кульки с мандаринами и  шоколадными конфетами под подушкой,  домашний Дед Мороз , вечерний « кинозал» с просмотром диафильмов по фильмоскопу, мягкие самодельные куклы- засыпанки, катания на санках со снежной горы, качели на абрикосовом дереве,  крепкий сон во дворе под открытым небом и  беззаботный отдых на покрывале под прохладной кроной  зеленых фруктовых деревьев, «чеховский» вишневый сад и цветочный палисадник с пионами, георгинами, кустами роз, тюльпанами и бархатцами ; купания- плескания в ванной с резиновыми уточками под солнцем, салат из зеленого лука с вареными яйцами для цыплят, семейные  обеды двух поколений рода за столом во дворе возле летней кухни. Детство и мама-это аппетитная краюха черного хлеба, посыпанная солью и натертая чесноком; горячая печь и груба, ломоть  мягкого белого хлеба, смоченного водой и посыпанного сахаром; твердый кусок рафинада,  сочные вишни с хлебом, в сладком сиропе  вареники с вишнями и домашней сметаной, парное коровье молоко, оладьи из картофеля и ароматные булочки, испеченные на тлеющих углях в печи, это песни «Катюши»- в мотоцикле с коляской в поездке к морю, пятиконечные звездочки сирени за пазухой .
     На дальней  Камчатке  беззубое и конопатое детство первоклашки в белых бантах и мама- это  семейные походы в лес по грибы(белые, грузди, опята) и ягоды(жимолость, красная смородина ; много сладкой сгущенки, фиников, арбузов,  рябинового варенья; соленая рыба и красная икра; уже магазинные игрушки из натурального меха, войлочные сапожки с узорчатой тесьмой, огромный торт в день приема в пионеры, пошивы платьиц и семейные фотосъемки в ателье Дома быта; лимонад из пищевкусовой фабрики и песочные коржики из ресторана. Живописной природе Севера, Ключевской сопке и горе «Спящая красавица» - подаренными родителями ярким картинкам детства, можно посвятить отдельный рассказ.
     Нас у мамы было трое, три сестры. Старшая - погибла в четырнадцать лет в автокатастрофе от милицейской машин, хоронили в платье невесты, на школьной парте целый год стояли свежие цветы в вазе . Милиционера виновного выпустили уже через два года, хотя мама была на приеме  у Генсека Л. И.Брежнева и писала письма Валентине Терешковой. Особенно когда врачи признались, что старшую сестру можно было спасти от черепно-мозговой травмы, но осталась бы инвалидом на всю жизнь - у мамы сдало сердце. Потом развод с отцом, который выпивал, избивал и изменял маме. Потом отец попал под колеса уходящего поезда в рабочей командировке, остался без руки и ноги - мама постоянно находилась рядом с ним в палате в институте травматологии и ухаживала за всеми больными. Маму звали Марией, а отца – Александром, как на  Руси-«Иван да Марья».
Потом у мамы началась острая невралгия с «блокадами», болезни спины. Потом они достраивали дом и в сорок восемь лет у мамы обнаружили рак на четвертой стадии, с метастазами в позвоночник- мама ушла за год болезни, не подымаясь с постели . Описывать все ее  адские мучения на морфине,  не выдержат нервы. Мы были рядом.
     Что я знаю о своей маме? Она родилась в годы войны, и ее отец погиб на войне. В школу они ходили пешком- в другое село , с тряпочными портфелями; ели макуху и кисель из посльона.
Мама окончила финансовый техникум и всю жизнь проработала бухгалтером. Во время маминой болезни и во время похорон нашу семью очень поддерживал коллектив маминой работы. Мама умерла молодой, в 48 лет.
     Мама очень любила  задушевные песни «Белая сирень» и «Белые лебеди» Евгения Мартынова ; Людмилы Зыкиной, Людмилы Сенчиной и Анны Герман. Ее любимой книгой было произведение украинского автора «Хіба ревуть воли, як ясла повні» и поэт Тарас Шевченко. Портрет «Кобзаря» мама так и не успела довышивать зимой, не хватило белых ниток....умерла в светлый праздник Рождества.
     Когда мама проходила по улице поселка, перед ней останавливались машины, а мужчины снимали головные уборы и отдавали честь- перед ее жизненным мужеством, стойкостью и авторитетом.
     Как сложилась наша жизнь ,здесь рассказывать не стоит(я посвящаю этот рассказ только маме), маме это и так видно с высоты небес .Каждый год мы ездим на кладбище , проведать и убрать на могилах родителей .Только имея уже своих детей, и потеряв родителей, по- настоящему начинаешь понимать суть родительства и ценить их заботу и внимание. Но поздно, слышат ли памятники наше прощение и раскаяние?
     Сейчас я и сама онкобольная ,не подымаюсь с постели восьмой месяц. Мне 45 лет. Однажды мне приснилась мама, я ей пожалелась, что у меня начались метастазы в кости .Мама ничего не ответила, а только плакала. Я не могла смотреть на мамины слезы и, желая успокоить маму, пообещала ей утвердительно, хотя и сама со слезами:
-Я обязательно выздоровею!
Не плачь, мама!