Сказания дальневосточных аборигенов

Виталий Туманов 2
    МЕДВЕЖИЙ ПРАЗДНИК
     Айнская легенда
*********************
   Пришедшие с севера тончи расположились недалеко от айнской деревни - за сопкой, огибаемой быстрой речкой. Первым о них сказал дым костров, потом - речка, воды которой пронесли мимо рыбьи потроха: дань чужаков духам воды.
    Встревожились айны: они считали давно обжитые земли своими, и каждый желающий поселиться поблизости - по обычаям сахалинских аборигенов -обязан придти к хозяевам с подарками, заручиться их позволением.
    Однако скоро от тончей явился гонец и объявил, что его великий вождь приглашает великого вождя айнов на чхыв лернд - медвежий праздник.
    Когда Сагусаин с двумя храбрыми соплеменниками предстал перед вождём тончей и выразил надежду, что соседи станут жить в дружбе и согласии с айнами, тот надменно усмехнулся:
    -Сегодня ты можешь быть почётным гостем на нашем медвежьем празднике. Но завтра мужчины вашего племени должны уйти со стоянки, оставив молодых женщин и запасы пищи. Иначе мы уничтожим всех, до последнего младенца. Ты видишь: нас много и мы хорошо вооружены.
    Гордый Сагусаин заявил, что такого позора не будет никогда. Едва повернулся, намереваясь уйти, как стрела, предназначенная жертвенному медведю, вонзилась в его спину. Пал сраженным один из его воинов. Другому, раненому, удалось уйти и сообщить о происшествии.
    ...Сойдясь на старом зимовье, в скорбном молчании стояли суровые чернокудрые бородачи, опираясь на древки пик. Они готовы были биться насмерть.. И тогда сказал один мудрый старый айн:
    -Духи не простят пришельцам убийства гостей в праздничный день. Но враги многочисленны и коварны, силой их не одолеем. Надо действовать хитростью. Тончи нарушили обычай предков, а потому боятся гнева Пал ыса, хозяина тайги и гор. Пусть великий дух прогонит наших врагов. У Пал ыса ездовыми собаками служат медведи. Давайте сделаем так...
    И старец поведал свой замысел.
    Мужчины вывели из клети трёх медведей, оставив лишь одного, предназначенного для медвежьего праздника. Запрягли зверей в большую телегу. Самый рослый айн надел на себя лосиную шкуру с огромной рогатой головой.
    ...Тем временем после ритуальных танцев тончи освежевали убитого медведя и готовились к торжеству. Вдруг из-за сопки выехала упряжка яростно рычащих медведей со страшным рогатым чудовищем, трубящим в лубяной рог. Следом, оглушительно лая, мчалась собачья стая, стражники великого духа.
    -Беда, мы прогневили Пал ыса!-закричал вождь.
    И войско тончей бросилось бежать. Да так быстро, что на медвежьей упряжке не угнаться.
    Айны же собрались всей деревней, радуясь, что опасность миновала. Навстречу воинам из бамбуковых хижин высыпали женщины и ребятишки. Все занялись своими обязанностями, готовясь к празднику. Священного медведя кормили до отвала всякими лакомствами, какие ели сами. Потом съели и самого медведя, кости которого унесли в лес, чтобы его душа отправилась к хозяину гор и тайги,  рассказала, как они его любят и почитают. Верили, что
хозяин зверя оживит и тот снова вернётся в свой лес.
    А перед рассветом следующего дня всё племя, как велит обычай, поднялось на сопку, ближе к небу, на которое улетают души умерших, и оплакивало их, обещало быть достойным славы предков и коварно убитого врагами Сагусаина.
        *     *     *     *     *     *     *     *