Лизонька

Ирина Санникова
Невыразимо люблю эту маленькую проказливую девчонку с каштановыми косичками, торчащими в разные стороны.
-Как тебя зовут, девочка?-спрашиваю.
-Иза.
-А сколько тебе лет?
-Два,- и показывает два пальчика. Совсем недавно она говорила "онин" или "пять". Наверное, она так хотела или остаться маленькой, или стремилась повзрослеть.
-Лиза, мне нужно прополоть картошку- видишь, она цветет, а трава цветет тоже!
-Пойдем играть,-не терпящим возражений тоном ответила Лиза и потянула за руку на коврик, постеленный на поле старой земляники, которую уже который год собираюсь перекапывать. Но она плодоносит,хотя ягоды со временем становятся все мельче и мельче. А в этот год, проблемный как по жаре так и по недостатку полива, ягоды засыхают на кустиках - сразу засушенные.
-Я- Сноник,ты- нонорог. У меня есть хобот. А у тебя на носу-рог.
-Хорошо, у меня рог.
Лиза наклоняет голову и воображаемым хоботом пытается меня спихнуть с коврика. Но я же носорог, и поэтому отвечаю ей рогом. ...

Наконец-то тоненькой струйкой лениво потекла вода. Лиза берет шланг и поливает морковку. Потом вспоминает что-то и говорит:"Я-зайчик прыг-скок. Я люблю морковку. Мне надо морковку!" Выдергивает морковку и грязную, в редкой земле, пытается откусить.
Я полила помидоры, Лиза гуляет по грядкам, разглядывая листья. Это ее задание - мы будем рисовать следующую картину- листья. В своем разнообразии.
-Помидорка, отдай мой тапок!- слышу Лизин голосок. Это Лиза зашла в помидоркин домик.

Лиза любит горох. "Я пасусь..."-говорит она, стоя среди горохового "поля", посаженного вокруг винограда, который раскинул свои лозы в разные стороны. "А это можно есть?"-спрашивает Лиза, показывая на стручок, уже раскрытый. Я не понимаю:"Что? Это же горох!"-горох мы рисовали в прошлое лето, когда ей было всего 1 и 6 месяцев. Акриловыми красками по шелку. Занятно. Лиза показывает на требуху от горохового стручка. "Вкусно!" -говорит она с видом искусного дегустатора. Пока я раздумывала, можно ли есть эту шелуху, ребенок попробовал. Так она пробовала ягоды жимолости, в конце мая осыпавшие кустик за дачей. После мы рисовали их акварелью. Правда, они получились размером с яблоко, но цветом и формой походили очень. Лиза рисовала сама. Я ей уже не помогала. "Я-большая!"-говорила по-деловому, смешивая краски кисточкой.
Потом, разглядывая варакушку- "аракушка"- пробовали иргу, на которую садятся эти птички."Пойдем есть синие ягоды!"-просила Лизонька, но жимолость быстро отходит. Ели иргу.
Лиза увидела зеленые сливы:"Что это?" "Это сливы"
"А почему зеленые?"
"Потому что еще не зрелые. Их кушать нельзя."
"А когда будет можно?"
"Когда они станут синими."
"А-а-а."-понимающе произносит Лизонька, поднимая и  опуская подбородок. Глаза у нее смышленые и взрослые.
Часто, наблюдая за ней, ловлю себя на том, что  это уже большой человек, только в маленьком тельце и не до конца выучивший наш разговорный язык. Внимательно прислушивается к разговорам взрослых. И в садике научилась капризничать.

-Это мой дом?-спрашивает Лизонька.
-Конечно, здесь все твое,-отвечаю я.

-Лиза, смотри как растут перцы! Можешь сорвать!
Лиза срывает верхушку перца с четырьмя перцами, два сразу отгрызает. А два еще зеленые, остаются висеть.

Любит дарить цветы :"Онананчики!"

И сама как маленький желтый одуванчик!

ЛИЗОНЬКИНЫ ИГРЫ


-Я -Лошадь. А ты кто?
-Я- Осел.У меня есть хвост. А у тебя есть хвост?

-У меня есть хвост.
-У меня есть копыта. У тебя есть копыта?

-Да, у меня есть копыта.
-У меня есть уши. У тебя есть уши?

-Да, у меня есть уши.
-У меня есть глаза. У тебя есть глаза?

-Да, у меня есть глаза.
-А сколько у тебя глаз?
-Ать,два!

-А сколько у тебя ушей? У меня- два.
-Два.

-А у кого уши длинней?
Лиза в замешательстве- раньше мы играли "больше" или "меньше", а сейчас - новое слово "длинней".
-Длинней- это значит больше,- подсказываю я голосом Осла. Распределением ролей всегда занимается Лиза.
-У Осла.

-Давай поиграем в загадки,-предлагаю я -Осел.
-Давай.
-У кого длинная шея?
-У жирафа,-отвечает Лиза. Ее внимание устает и она бросает Лошадь, из большого розового контейнера для игрушек долго выуживает желтого Жирафа.
-Теперь я загадываю загадку,- говорит Лиза и становится на четвереньки и рычит.

-Ой, я боюсь,-кричит Осел,- Это Тигруля!Лиза, спаси меня,он меня съест!
Лиза перестает рычать:
-Это Тигруля, он не страшный, он хороший!
 
-Моя очередь,-заявляет Осел,- у кого пушистый хвост?
-У лисы.

Мы играем. В ходе игры замечаю, что у Лизы достаточно большой словарный запас. Иногда она неправильно произносит окончания, но почти все незнакомые для нее слова понимает.Это равнозначно изучению иностранного языка.
Очень чутко ребенок улавливает настроение взрослого. Знает, в какое мгновение можно запросто заскочить на спину и просить поиграть "в барашка"- игра, в которую играл со мной мой отец.

Невольно вспоминаются слова "вся наша жизнь- игра".

***

Лиза выбежала мне навстречу:
-Ты видела мою кису?-глаза большие и грустные. Плакала - под глазами темные круги.
-Видела. Какая-то другая кошка. А где твоя прежняя?

-Тортиллу задавила машинка. Киса выбежала на дорогу, и черная машинка проехала по ней.
-Чья машина была?

-Чужая.Черная.
-А эта откуда взялась?-спрашиваю у Лизы, взглядом показывая на обычную серо-полосатую кошку с вытянутой мордой. Кошка как кошка. Ничего необычного.

-Ее тетя дала.Давай будем играть! Новыми игрушками!- Лиза убегает и возвращается с пакетом, доверху набитом игрушками. У Лизы очень много игрушек. Если их всех вытащить из различных контейнеров и сундучков, и расставить на полу, предварительно убрав всю мебель, то игрушки заняли бы все свободное пространство во всем доме.

-Смотри! Это лошадь,-Лиза вытаскивает из пакета игрушку- все как у лошади, за исключением двух кругляшков у пары задних ног.

-Это Конь.
-Почему?-спрашивает Лиза. Когда-то мы играли во всадников и скакунов. Всадники ездят верхом на спине лошади, а скакуны перемещаются галопом, то есть очень быстро и в одиночку.

-Смотри, видишь, -я акцентирую внимание ребенка на том, чем, собственно, отличается Лошадь- мама от Лошади-папы.
-А-а-а,- протягивает Лиза, поднимая подбородок.

-А у Кисы есть сосок!- говорит Лиза, вытаскивает из пакета Единорога и ставит в кошачью корзинку.-Играй! -дает мне в руки две лошади:маму и папу.

-Сосок,- говорят Лошади и залазят в корзинку, останавливаясь около дремлющей кошкиной головы. Я оставляю лошадей в корзинке.
-Нет, играй!-протестует Лиза и уже готова обидеться.
-Это не Киса, это Лошадь,- заявляет во всеуслышанье Коричневая Лошадь.
-Это Киса,- утверждает Лиза и вместе с ней Единорог.
-У нее есть лапы?
-Есть.
-Четыре?
-Четыре.

-У нее есть морда?Есть хвост?, есть глаза и уши?-спрашивает Лошадь. Лиза сперва отвечает, что есть, а потом готова расплакаться. Но мне важно натолкнуть ее на общие и отличительные характеристики. Мы, взрослые, никогда не путаем кошек с лошадьми. А Лиза?

-Вот так, это- Лошадь,- заявляет Лошадь. Лиза не плачет, глазки заблестели, по ней видно, что она что-то соображает. Но что?
-Нет, это- Киса!-отвечает Лиза. Уже не думает плакать.-У нее вот какой хвост!- и поднимает у спящей кошки полосатый хвост. -У Лошади не такой!

-Мда-аа, - задумывается Коричневая Лошадь,-а может, это собака? У собаки такой же хвост!
-Нет, это- КИСА!

-А почему?- спрашивает Лошадь.
-Усы!-радостно выкрикивает Лиза. Про усы мы не играли и я понимаю, что Лиза догадалась сама.

-Мда-а-а,у нее морда другая.-поддакивает Лизе другая Лошадь, та, что папа.
Лиза веселится, берет свой пакет, достает Козу.

-А ты кто?- спрашивает Коза Лошадь-папу.
-Лошадь.
-А ты кто?-спрашивает Единорога.
-Единорог,- отвечает Лиза.
-А может ты- Коза?- спрашивает Коза.
-Нет, у меня один рог.
-А борода есть?
-Нет.
-Значит, ты не Коза...- разочарованно произносит Коза.

-Пойдем  играть!- Лиза тащит к нашему Острову Сказок, где по волшебству разливаются моря с рыбками, вырастают диковинные растения и прыгает громадный Тигр- основатель и прилетает Зеленый Дракон.

-Я кто?-спрашивает Лизу Лошадь-мама или Коричневая Лошадь.
-Ты- лошадь!

-Нет, я - бабочка!-заявляет Лошадь-мама.
-У тебя нет крыльев! Ты не можешь летать!- категорично заявляет Лиза.

-А я возьму крылья у Бабочки!-говорит Лошадь-мама.

Лиза достает из большой шкатулки дюжину разноцветных Бабочек.
-Какие тебе крылья?- спрашивает у Лошади Лиза.
-Красивые и большие,-отвечает Лошадь.

Лиза достает зеленую Бабочку с желтым глазом на крылышке.Садит Бабочку на спинку Лошади.
-Теперь можешь летать!
-У меня есть крылья! Я Бабочка,-вопит Лошадь.

-Ты-Лошадь.А крылья у тебя Бабочки.

Лошадь улетает, на нее нападают злые Волки. Другая Лошадь бежит за помощью к Лизе, Лиза вызывает Белую Корову, которая незамедлительно прилетает на большой красной Бабочке, которую Лиза называет "самой большой".
-Надо делать укол,- говорит Корова с Лизой, они ставят укол, забинтовывают прогрызенную волками коровью спинку. Приходит Жираф- Волки злые прыгнули и погрызли шею. Лиза лечит Жирафа.
-Да, там были еще медведи,- говорит Лиза очень серьезно и бинтует спинку Жирафа.
Она знает,что только у Жирафа такая длинная шея.Она может спокойно скормить бабуина медведю. Накормить зеленой травой свое стадо.

Подходит время сна - скоро Лизин отпуск закончится, придет пора снова идти в садик и поэтому режим дня соблюдаем.Сон-час должен быть!
-Все, Лиза, пора спать!- говорю я, имитирую поголовный сон всех игрушек, участвующих в сегодняшней игре и сама тоже отправляюсь спать. Но конечно, лежу с закрытыми глазами, я не сплю, а прислушиваюсь к тем шорохам, которые раздаются из детской кроватки.

Слышу- Лиза с кем-то разговаривает, кому-то рассказывает нашу игру про Бабочки-крылья и про Свинью, которую зовут Сун(Лиза назвала), и которая умеет летать.

У Лизы в кроватке Белая Кошка, маленькая симпатичная игрушка.


***
-Где коша Вафа?- спросила Лиза, подходя к корзинке из ивовых прутьев.
-Кто? Кошка Ласка?- так назвали новую кошку, которую привезли вчера, обзвоня с полдюжины владельцев кошек,желающих передать своих питомцев "в хорошие руки", по объявлению. Пришлось обзванивать, потому что та кошка, у которой Лиза высмотрела торчащий сосок, оказалась многодетной мамашей, матерью четырех котят.

-Нет, кошка Вафа,- ответила Лиза.
-Вафля?
-Вафа.

-Кошка осваивается. Смотрит,где будет кушать, где отдыхать,- отвечаю я.

Кошка пришла и залезла в корзинку, улеглась на связанный специально для кошек шерстяной кошачий коврик.
Лиза пошла в свою комнату и вернулась на кухню, неся свой пакет с игрушками.

-Это Лошадь,- достает Лиза Лошадь-маму из пакета.-Это Конь. Это свинья Сун, она умеет летать!Это Осел(говорит без"ё", через"е"). Это Единорог. А ты- Коша Вафа.

-А почему Вафа?
-Ну так -Вафа,- объясняет Лиза.