Не всё так просто

Каллиграф
  Памфлет
 

  Не всё так просто. У писателя Николая Лескова - классика русской литературы в его самом полном собрании сочинений есть герой, который добровольно отправляется на русско - турецкую войну 1877-1878 годов за освобождение Сербии и Болгарии от Османского ига и быстро возвращается оттуда обратно. Для дворянского сословия тогда это было возможным: захотел - по своей охоте отправился на войну, а захотел - сам же вернулся. Его все спрашивали:
-- Что же вы так скоро?
-- Сербы, -- отвечал он, -- белый хлеб едят и вино даже пьют! Посмотрели бы они на черные избы наших мужиков и на их мякинный хлеб!

  Можно не сомневаться, что и в Болгарии, куда герой Лескова не попал, ситуация с благоденствием местного населения была не хуже. Народ, который в своей же империи обрекали есть мякинный хлеб, а если кто не знает - это не только не из самого зерна, но даже и не из отрубей, а из мелких частей выбрасываемых колосьев - семяложа, семяножки и ещё чего-то там, то есть, полностью из отходов обмолота, заставляли сражаться и умирать за тех, кто под ярмом иноверцев ел хлеб белый! Удивительно! Потери Российской Армии составили тогда более четверти миллиона человек убитыми.

  Ещё раз такая неловкая ситуация сложилась во время Второй Мировой войны, когда советские солдаты, преследуя противника, вступили в Восточную Европу. Не то они увидели, что ожидали увидеть. С изумлением рассматривали они то, о чем сами граждане первого в мире социалистического государства и не могли мечтать: водопровод и ванные комнаты в сельских домах (вспомним старые советские кинофильмы - как жили наши колхозники перед войной - деревянный сруб с печкой и лавкой и один на всех колодец посреди деревни...), бытовая техника там же, а на полях невиданная сельхозтехника. У некоторых даже - в это трудно было поверить - собственный автомобиль в деревенском дворе!

  Это ещё не в Германии, а на тех же Балканах: Болгарии, Румынии и Югославии, а также в Венгрии и Чехословакии - буржуазных странах, которые к тому же несколько лет, как были под оккупацией! А им - нашим колхозникам внушали, что они - самые счастливые на Земле люди, а в капиталистическом мире простой народ изнывает от непосильного труда на помещиков и других собственников в условиях беспросветной нищеты.

  Этому верили, несмотря на то, что в самый начальный период советской власти эксплуатация крестьянского населения ради обеспечения невиданных темпов форсированной индустриализации достигла крайних степеней - можно сказать, своего предела, что сравнимо было только с самым оголтелым рабовладельческим строем. Хотя,.. по правде сказать, разве счастье только в материальном благополучии? А духовная составляющая?

  Большинство рядовых Красной Армии, призванных из сельских районов страны, впервые увидели электрический свет там же - в Европе, вопреки дерзкому Ленинскому плану ГОЭЛРО, поразившему некогда воображение английского писателя Г.Уэллса. Так, как чувствовали при всём этом себя советские солдаты - освободители, узревшие колоссальный Сталинский обман, можно видеть и сегодня по документальным кадрам: лица, едущих с войны в раскрытых вагонах, напряженные, налиты каким-то противоречивым чувством - нет того веселья и эйфории, которых следовало ожидать. Некоторые играют желваками. Радость от победы была омрачена открытиями, отнюдь не лестными, не только для самих граждан, но и для всей нашей тогдашней власти.

  А как же так? А вот так! Если бы не война, может и не узнал бы простой советский человек о том, как живёт на свете иностранец и не с чем было бы сравнить свою жизнь до самого пришествия М.Горбачева. Вот вам и Сталинская пропаганда! Хотя, в конце ратного пути был поверженный Рейхстаг, но то, как устроился и немецкий народ при нацистах тоже радости не прибавило. А потом снова пришлось ехать обратно через всю восточную Европу и с высоты железнодорожной насыпи наблюдать то, чего самим так не хватало: сельские дома коттеджного типа с огоньками электрических лампочек, добротные шоссейные дороги, автомобили разных марок, фермы современных построек, общую благоустроенность и хорошо одетых людей - без заплат, обносков и обмоток. Оттого и лица были у победителей такие перекошенные. Но ропота не было - слишком сильна была власть, слишком репрессивна.

  Поехавший в 1945 году в Ленинград поступать в институт муж моей тётки был сильно удивлен тем, как непозволительно вел себя, возвращавшийся с войны личный состав Советской Армии. Город на Неве стал одним из перевалочных пунктов. Горланящие толпы в полевом обмундировании, ещё не очищенных от окопной пыли, задирали и избивали прохожих, грубо приставали к женщинам, громили магазины и предприятия общественного питания. Желавшие получить высшее образование вламывались в институты, где потрясая орденами и медалями, а если надо, то и пистолетом, требовали немедленно выставить им положительные оценки за вступительные экзамены.

  У многих фронтовиков имелось наградное или трофейное оружие и как следствие этого отмечались даже случаи огнестрельного поражения среди должностных лиц и простых горожан, с которыми, ещё не остывшие от жестоких баталий фронтовики, устраивали разборки отнюдь не по правилам мирного времени. Оправдывались всё единственно тем, что "пока мы там клали свои жизни за родину, вы - тыловые крысы тут прохлаждались!" Объяснить разгоряченным головам, привыкшим за несколько лет ходить между жизнь и смертью, что человек такой-то работал на военном заводе, обеспечивая своим трудом фронт, не всегда удавалось. Индульгенцию имели только инвалиды войны, демобилизованные по ранению.

  Говорят, сам Сталин дал указание победителей пока что не трогать, хотя считается, что и справиться с ними одно время было некому: в виду широкомасштабной мобилизации в стране находилось ограниченное количество сотрудников органов внутренних дел. Во всяком случае, как рассказывал тот самый человек, вся милиция в городе попряталась.

  Таким образом Сталин, которого В.Мессинг называл хитрецом, сам, наверное, пустил такой слух, что было вызвано, думаю, не столько притворным желанием вождя наградить временной вседозволенностью героев войны, сколько для того, чтобы позволить им выпустить тот самый пар, который накипел у них после всего, увиденного за границей! Отец народов при этом, скорее всего чувствовал себя виноватым и ругал за всё агрессора, вынудившего его приоткрыть плотную завесу, до сих пор надежно скрывавшую весь остальной мир от взора советских людей, которых не выпускали за границу ни по туристическим путевкам, ни по визам. За исключением дипломатов и моряков дальнего плавания, которые, как правило, всегда находились под плотной опекой отечественных спецслужб или же сами были их сотрудниками.

  Чего-то фашистам всё-таки удалось добиться. Погубив жизнь десяткам миллионов советских людей, остальным они открыли глаза. Народ перестал слепо доверять властям и исправить это положение было уже трудно, что и стало одним из главных факторов последующей десталинизации и расшатывания всей системы, приведшими в конце концов к её гибели.

  Не будь войны - кто его знает, может советская власть существовал бы и поныне - правда, без общедоступного интернета, индивидуальных спутниковых "тарелок", но с массивными тяжелыми мобильными телефонами марки "Красная Заря" производства завода им. Молотова, выпускаемых согласно плану очередной пятилетки с опережением графика и выдаваемых гражданам в порядке очередности с преимущественным правом приобретения у руководящих работников, академиков, героев соц.труда, журналистов-спецкоров, заслуженных связистов и матерей-одиночек-героинь.


                --------------------------------


  Однако, во всём этом можно найти и свой плюс: кто же по-настоящему воевать будет в случае чего, если в стране всем будет хорошо? Не правда ли? Это ведь тоже реальность! Вот у американцев - сколько денег на армию выделяют! С ума сойти! У нас в бывшем СССР и цифр таких нету... А что толку? Если поглядеть на то, как справлялись в Афганистане и Ираке - 20% суммы еле отработали... А в Российской империи при крепостничестве и после, в СССР и во всем СНГ всегда была и есть самая дешевая и грозная армия - лишь бы народу жилось плохо - он за это потом на враге отыграется!

  Все с него взыщет: и нерадивость своих властей, и недоедание, и нужду, и вечные коммунальные проблемы, а заодно и неурядицы своей личной жизни! Только пусти - он все обиды на противнике выместит: и бедную жизнь свою и бытовую неустроенность и недопонимание в семье и даже огромный чирей, выскочивший неизвестно по какой причине на самом непредвиденном месте. Перед таким враг не устоит и побежит без оглядки.

  Когда в 90-ые к нам стали прибывать иностранные работодатели, чтобы прибрать к рукам то, что осталось после коммунистов, то правительственные компрадоры (слово уже морально обесцененное) им порекомендовали:
-- Платите нашим гражданам немного...
-- А сколько?
На ушко шепнули сколько (известно: ещё на столько же сами о себе позаботятся...).
-- Не мало будет? Может чуть больше? -- обеспокоились те.
-- Нет! Не надо! -- воскликнули компрадоры и подумали: "Кто же у нас тогда воевать будет по-настоящему? Они что, подрывать обороноспособность нашу приехали? Знаем мы эти штучки!" Это не выдумки - примерно так и было!

  Действительно, ну, допустим, сидит каждый наш призывник в своем позолоченном джакузи, рядом с ним две девицы - тайский массаж. Тут же у него шампанское, мартини, разные там деликатесы и ещё дорогой джип во дворе. В это время приходит повестка в виде рекламного буклета: "Не желаете ли повоевать? В столько-то часов по Гринвичу противник перешел все границы. Министерство обороны предлагает отправиться на фронт и в случае необходимости бесплатно отдать свою жизнь за Родину. Списки павших регулярно публикуются на интернет-портале таком-то". Может, конечно, кто и поедет. Патриотизм никому не заказан. Но не сразу, а потом как-нибудь - на своем джипе. Возьмёт с собой девицу, шампанское, да ещё потребует себе мигалку.

  А если человек стоит у разбитого корыта и в жилище свое боится войти, потому-что оно в аварийном состоянии и вот-вот обвалится, а никому - ни в ЖЭКе, ни в управдоме, ни в коммунхозе до этого дела нет, и жизнь ему так опостылела, что хоть залезай в петлю. В этот момент появляется почтальон со спасительной повесткой: "Враги напали на родину. Сам знаешь - наше дело как всегда правое, так что вставай и марш на войну!"
Так у мобилизуемого с радости все глаза запрыгают:
-- Враги? Где?! Ты только покажи! Так я им... за всё! За корыто, за хату, за трудное детство, за невеселую жизнь свою, за неудачное супружество, за непрекращающийся конфликт с начальством, за то что в поселковой амбулатории не тот зуб вырвали! Да, мало ли за что?!!

  Вот агрессор уже бежит! Он такой реакции даже не ожидал:
-- Ну, напали мы, понимаем... С кем не бывает? Теперь будете обороняться. Но что же это вы так? Что это у вас все озверели?!

  Захватчик ещё не знает в какую переделку попал, не знает, что власти загодя, почти за 30 или даже за 40 лет готовят население к вероятной войне, доводя его постепенно до белого каления! Как пружину сжимают, а потом "дрынк" - только держись! От врага народ не сразу отстает и гонит его до самого предела. Отведя душу, он снова готов терпеть всяческие лишения и несправедливости от своего родного правительства.

  Вот в чем секрет нашей непростой жизни! А будут все хорошо жить - кто же тогда воевать будет как следует? Значит, проживет твоя страна недолго. Что лучше? Конечно, пусть уровень благоденствия ниже среднего, но родина чтоб была всегда! Народ - он хоть и не понимает, почему всё так плохо, но чувствует - так надо. Так жить нельзя, но надо! Может сегодняшняя ситуация оправдает себя через 30, а может даже через 50 лет! Человек всего понять не может, а вот чувствовать всё он обязан! И он чувствует! Это так!

  Как же с Америкой будет, со Швейцарией? Вот ведь как хорошо они живут! Никудышные, значит у них армии! На что же надеются? Не знаю: может на технику свою или какое секретное оружие имеется. А вот в нашем бывшем СССР всё идет по прежнему. Оттого и чиновники так много гребут - им уже столько не надо, а что делать? А если завтра война? Вот и приходится изымать у государства и пихать вокруг себя. Главное, чтобы народу лишнего не досталось, чтобы потом нормально, как полагается, воевал. Вот такая механика! А все спрашивают: куда идут бюджетные средства, где застряли государственные дотации? Угомонитесь! Не всё так просто!