Бронетёмкин. Апрельские сны. 70-лет Победе!

Алекс Чех
                Бронетёмкин

   Я стоял на каменистом,высоком берегу моря...Вечерело...-«типический романтический» летний вечер...
 От степей справа веяло остывающим душистым зноем...Слева,c моря,тянул влажно-липкий,но прохладный ветерок...
 Ленивый закат,как светящийся апельсин,медленно падал за горизонт..,освещал небольшую бухту,покропив её волшебными красками...
 На зеркале залива отчётливо выделялся силуэт небольшого старомодного корабля...,с непривычно-большими трубами и мачтами...(Для парусов...?!)Казалось,что я стою сейчас в совершенно другом мире,времени и месте...
 Миролюбивый профиль корабля навеял мир Марка Твена,из прошлого столетия...Кораблю не хватало только колёс по бокам... (вооружённая баржа-подумал  я...)
Корабль ещё состоял на вооружении флотилии,но использовался уже только как «учебка»,для младшего плавсостава.В рамках гр.обороны,ещё до войны,ему придумали –«План уничтожения стратегических
объектов.Прикрытие  эвакуации гражданского населения»...
 Вооружение было немного модернезировано...,иначе,орудия до сих пор,стреляли бы наверное ядрами...
Команда в основном была из местных.Они,в мирное время, «шланговали по-чёрному»(валяли дурака),но судно всегда было в  идеальном и боеспособном состоянии...
 Если бы не упрямый запах тревоги(гари , пороха...), и не выделяющиеся орудия на носу и на корме корабля... ,то подумал бы опять,что ЭТО сказочный сон...
  Матросы прямо с берега,что-то вручную грузили в шлюпки...Поодаль стояли,судя по чёрным силуэтам,
офицеры..Их группу, как букет полевых цветов украшали женские фигуры в простых летних платьях...Они вполголоса о чём-то спокойно говорили...-(жёны,подумал я...)
  Всё это время,около  меня молча, как в тени,покуривая,стоял капитан корабля...Я не разглядел его лица-
он стоял от меня в контр-ажуре,на закат.Было тихо...Лёгкий прибой и вечерние птицы робко нарушали это умиротворение...
  Идилию нарушил упорный рокот мотора штабного «Козлика»...,подкатившего одкуда-то из степей, «прямо
под ноги»...Из него выступил,судя по фуражке-офицер(уставший,наверное давно не спал...)
 По запылённой форме,и в сумерках,я не понял, в каком он звании...(для майора больно ловкий,для лейтенанта из штаба-«староват»...)Но,он «козырнул» мне просто,как старому знакомому-небрежно -формаль-
но,шлёпнул/подал  сухую крепкую руку...
 -Тут приказ из штаба,карта,коды...,сказал он, протянув мне планшетку...
  Послали тебе радиста...,рация-в полном комплекте, с запасными батареями на "всякий пожарный"...»
  Радист...-из «полного комплекта» на нём был только ремень,вроде штык-нож,выгоревшая гимнастёрка без знаков отличия...Он подошёл ко мне неторопливо,как «основной»,(где-то я его уже видел...)протянул руку,глядя спокойно в глаза-
 -Сёма...(«зэк»,кощей-туберкулёзник,«партизан»-подумал я...)Он как бы угадал мои мысли,сказал сам:
  -Срочная,плюс 10 лет дисбата...»
   (Отлично,подумал Я...)
 Из Газика вывалились и сразу построились бойцы...- "Морские пехотинцы, взвод охраны,...,больше дать не можем..."-выдавил виновато офицер...
  Я оглядел бойцов...-Мдя...уж(Какие там красноармейцы...-банда "дембелей",анархисты-махновцы,подумал я)
Правда...,все были подтянуты и хорошо вооружены-на поясе гранаты,штык-ножи...А главное-у всех тельняшки
"борзо" глядели наружу...
 Такую вольность в регулярной армии позволят не всем...("дистрофией не страдают,рахитом тоже"...-
-это «парни»,вспомнив медкомиссию,подумал я)
 Из «тени» вдруг  вышел капитан корабля...Сказал спокойно: «Отпусти бойцов...,нам охрана не нужна...-у меня на борту своих 20 "чертей"...»
 Я переглянулся с офицером,посмотрел на бойцов...-те слегка напряглись...Я только кивнул в знак согласия...
  Офицер расслабился-уфф...Бойцы бойко полезли обратно в Козлик...(Как они там уместились...?)Офицер пожал нам  руки,посмотрев как-то серьёзно в глаза...(Я заметил,что его глаза были уставшие,
грустны,полны...скорби,как буд-то он прощался с нами навсегда...)
 Он что-то ещё сказал,но в заурчавшем гуле мотора расслышал только-«ситуация,удачи...»
 Подумал- спросить капитана-в чём  «прикол»-то,что за «ситуация»...?Он сам сказал-«узнаешь всё сам...»
  Я хотел открыть Приказ...
  Он-Не открывай сейчас,я знаю что там...А «прикол»,как ты говоришь, в том,что мы-
«камикадзе»...-вызываем огонь на себя,прикрываем отход Наших,а наш «отход» -в «вариантах»...
 Хоть я и понимал,что...,что «всё может стать»...,но в этот момент на грудь что-то надавило,
перехватило дыхание...Капитан это заметил...,хлопнул меня весело по спине,сказав: «Ёще не вечер...!»
 Тут от заката в ровном нудном гуле появились самолёты... Я невольно перевёл взгляд на корабль...-был как
на ладони...-(только слепой не попадёт,подумал  я...)
 Самолёты сделали маневр...,видимо заметили корабль...(Это мазец...,вот тебе и приказ,вот тебе и
спецзадание,и «варианты»,и вечер...)Но...,солнце...-вдруг скрылось за противоположной скалой,и наступила тьма...Ворчание с неба начало удаляться...
   Вступив на борт,я заметил справа от себя пестрые фигурки,на палубе...-женщины?(Показалось наверное...)
Нас провели в кают-компанию,сказав,что можем располагаться "как дома"... Я огляделся...- вокруг была идеальная чистота...(стало стыдно за свои сапоги... Сёма сразу испарился,вместе с рацией...)Интерьер был достоин лучших домов...,лет так сто назад...-витееватые узоры на мебели(берёза,дуб,кедр..?),обивка гобеленом в золотистых тонах...-Эрмитаж...!
  Подумалось-может я опять где-то...во сне...Очнулся от размеренной гулкой стрельбы орудий...Звук шёл по всему судну...,как будто его пинал великан...
 Вошла женщина,средних лет...Удивительно обыкновенная,в скромном ситцевом летнем платье,строгая причёска,седина(не красится,заметил я...),осанистая  и стройная,для своих лет...(жена капитана, может «училка в школе»...?)Спросила меня...,точнее предложила чай...Я даже не успел ответить...-только смотрел на неё и соображал...(кто я,где я-«идея»?)Чай уже был на столике,в антикварном серебрянном подстаканнике,с долькой лимона и таявшими кусочками сахара на дне...(прям
как в СВ,в поезде...)
 Я не знал что делать-любоваться этим натюрмортом,или сначала благодарить...Она вдруг меня вернула к ситуации-«Вы,Шурик,откуда...,где же ваша семья...?»
  Она опять-«Вы говорили,что после ОСАВИАХИМА служили,потом закончили Военное училище»...
 Я только вопросительно поднял брови...(не помню,что я вчера это говорил...?!)Помешивая ложечкой в стакане...,чтобы как-то вернуться к реальности...,вспомнил,что видел вечером женщин на палубе...
 Она,как бы догадавшись-«Мы решили остаться с мужьями,капитан разрешил...,точнее сказал,что  «ни о чём не знает»»...(Жёны декабристов,подумал я...)
 Общение прервалось...-на верху завыла сирена-«воздух»,как швейная машинка,сразу застрекотал пулемёт...
  Она моргнула мне двумя глазами,схватила санитарную сумку и с девичьей проворность выскочила куда-то наверх...Уже было не до чая...
 Я,щурясь выбрался на солнце...Над кораблём кружил самолёт,напоминающий огромную серую,уродливую чайку...
...Юнкерс...,Мессершмидт...?Мои размышления прервал голос капитана прямо над ухом-«Где твоё
место...?!»-гаркнул он,и «грязно выругался»»... Я кинулся искать радиорубку...
 Там было на удивление «спокойно»...(Как в Интернет-кафе...,подумал я).Сёма и корабельный радист,сидели в наушниках,что-то бормоча себе под нос...У Сёмы в руках был блокнот,в который он что-то записывал,а «морской»,склонившись над картой, повторял как эхо какие-то числа за Сёмой,и делал в ней пометки...-
-(Морской бой ОН-лайн,подумал я...)
 Но было «не смешно»-одна бомба упала за кормой,другая прямо под «носом»...Боцман с матросами суетился на носу-заделывали пробоину...Откуда-то появился капитан...
 -Ну,поздравляю... -если продержимся до вечера,то «вариант-2»...-наша стрельба приостановила противника...
 -А какие ещё «варианты»,хотел я спросить...
 Он опять опередил-«остальные варианты-пока тайна...»Солнце падало к закату...
 Немцы,вопреки ожиданиям,в город не входили...-или выдохлись,или не хотели опять попасть под наш огонь.  Наступил вечер...Мы получили радиограмму-«вариант-2» На палубе был «праздник»...Кто-то играл на
гармошке,ловкий матросик лихо отплясывал в кругу чечётку-яблочко...Снова нам рассветил "апельсин" заката...(Как на 9-Мая,подумал я...)
 Для них это был только первый бой...А впереди ещё были годы войны...
 Наш «мини-Варяг»-Бронетёмкин в сумерках отошёл на запасную позицию...Утром,на прощание капитан
сказал нам коротко-«спасибо вам,братцы!»Пожал мне руку так,что чувствуется до сих пор...К своему стыду-
-я сейчас не помню название корабля... Мы с Сёмой сошли на берег.Из растёгнутых воротничков у
нас «гордились» тельняшки...За нами обещали послать машину.Приехал тот же офицер,на том же «козлике»...-(капитан,рассмотрел я...)Он был и повыше,и постарше меня,лет на ...,русоволос,слегка прищюренные карело-финские глаза,сухощав и строен,как спортсмен...Мы обнялись,как старые друзья...
 По дороге он рассказал,что были ещё «камикадзе»...Взвод прикрытия,отделение разведчиков при штабе,связисты-корректировщики,которые наводили наш огонь на подступах к городу-ОНИ не отошли...Благодаря им,наверное,немцы и не полезли в тот день в город...Вечная им память...
  Я за сутки,во «Сне»не сказал ни слова,может Вы это заметили...

(А.Чех,апрель 2011)