13.. Вступительные экзамены в педучилище

Тамара Белова
Вступительные экзамены

В школе то я училась не плохо. С русским языком проблем не было. Экзамены по русскому языку - диктант. Сидим по два человека.  Писала я, и не было у меня ни в чём сомнений. Но чёрт дёрнул всё- же меня заглянуть через плечо к соседке.   И усомнилась в правильности своего письма. Решила исправить «о» на «а» или наоборот. Вот директор Батор Шагдарович на следующий день проводит анализ работ, и я слышу, что я получила оценку «3». Да для меня это же трагедия! Значит, мой путь к науке закрыт! Что делать, как я скажу родителям, что провалила экзамены? Для них это будет удар.
Но тут директор говорит, что есть такие ученицы, что не уверены в своих знаниях и подглядели у соседки, что было правильным - исправили.
-Это Тамара Черняева и Шура Ушакова.

Не знаю, как я выглядела в этот момент, но, видимо, не лучшим образом.
-Тамара, какая у тебя семья? Кто родители.
Я сказала, что папа сильно болеет, а мама не работает. У нас ещё младших три брата.
-Тамара и Александра завтра в девять часов утра придёте, и я вам другой диктант дам. Только  сядете  отдельно, на разных рядах. Напишите без ошибок, будите сдавать экзамены дальше. Если опять получите тройки, то можете  ехать домой.
На следующее утро мы написали диктант на «хорошо». У меня всю жизнь наблюдается пропуск букв. Вот это была одна ошибка. С Шурой Ушаковой мы подружились, Жили все четыре года вместе. Вместе спали валетом на жёсткой односпальной кровати. Питались тоже вместе. Наша дружба продолжалась до самой смерти Александры Ивановны Ушаковой.

Позже, когда мы уже пообтёрлись, влились в студенческую жизнь, я набралась смелости и спросила у Батора Шагдаровича, почему он позволил мне пересдать экзамен при поступлении. На что он мне ответил:
-Я увидел в тебе задатки учителя. Ты будешь хорошим учителем, только старайся.
Ну, с задатками учителя, тут просто. Ведь я первая  догадалась учить маму грамоте. Как то попросила маму помочь мне решить задачку в первом классе. На что мама ответила:
-Как же я помогу, если я в школе не училась и читать не умею. Это было открытие: как это мама не умеет читать?
Мама  мне рассказала о своей жизни. Что она осталась сиротой, воспитывала младших братцев. Вот тогда мне уже запало в душу как мама трудно прожила. И тут уж я с радостью сказала:
-Мама, давай вместе будем учиться. Я буду хорошо слушать уроки в школе, и буду учить тебя.
 
Мама выкраивала несколько минут от домашних хлопот, и мы учились с ней читать. Позднее мама стала писать нам письма. Только письма были из одних согласных букв. Пишет она, например, Тамара. Пока выводит букву  «Т», тянет «Та», потом также  «ма», «ра».Ей кажется, что она написала слово,  а на самом деле, только три  «ТМР»первый раз я получила от неё письмо ещё в педучилище. Разбирали о чём написано всей группой. Сразу переписывали с добавлением гласных. Потом я  маме объяснила, чтобы она проверяла, сколько букв написала. В последствии, мама овладела письмом, даже знаки препинания стала ставить. А в восемьдесят четыре года описала свою не лёгкую жизнь, что легло в основу моего труда по составлению родословной.

К тому же я мамина помощница и надо было заниматься с младшими братьями. Они же в школу позже пошли. А я уже вполне могла проверять их домашние задания.
Да, кстати, хоть я и немного проработала в школе, но директор школы писала благодарственное письмо в педучилище. Я же вела кроме своих уроков в начальном своём классе, ещё уроки пения, рисования и физкультуры в старших классах.
А вот училась я не очень прилежно. Я, например, не прочитала в педучилище ни «Войну и мир», ни «Анну Каренину». Мне было не до того. По вечерам надо мне бежать на танцы.  Подруга моя была больна, она была освобождена от уроков физкультуры. Зато я была везде, если не первой, так второй по всем видам спорта. Мы соревновались с Зиной Юринской. Зина хоть на половину лыжи, но меня обгоняла в последний момент на старте.
Шурочка моя читала все произведения и делала записи. Короткие намётки для будущих сочинений. Я же только успевала прочитать по учебнику. Вот урок литературы. Тема такая то по произведению… .А я ничего не знаю.
-Шепчу Шуре, чтобы она дала мне черновик. Та вначале упирается. Воспитывает меня:
-Меньше на танцы бегай.
-Шура, но ведь двойка будет, тебе - же стыдно будет за меня. Мы же подруги.
Шурочка подаёт мне под партой черновик. И оценка «удовлетворительно» мне обеспечена.
Только, будучи уже мамой двоих детей, я прозрела, что малограмотна. И прочитала всю классику. Да к тому же пришлось пробелы восстанавливать в вечерней школе в Качканаре. Ну а теперь вот «писательница».

На эти воспоминания  подвиг меня звонок однокурсницы Альбины Логиновой. Пятьдесят пять лет прошло со времени окончания пед училища. Мы не разу не встречались, не собирались. А тут вдруг …Альбина дала телефон Маши Мыльниковой. С Машей мы созвонились и решили всё же встречу организовать. Оказывается уже некоторых уж нет в живых. Так вот нет уже моей соперницы по спорту Зинаиды Юринской.
 
  А о преподавателях  Агинского пед училища особый разговор. Они по настоящему готовили учителя к работе в школе, будучи сами высокой культуры и образования. Да, пятьдесят пять лет…. Много воды утекло и утекло многое из памяти. Но я всю жизнь помнила наш разговор с Батором Шагдаровичем  Шагдаровым. И следующий мой рассказ будет о них, наших Учителях.