урок

Борис Аверин
                Урок
 
    В комнате было неуютно от холода. Пожилая дама, сохранившая женскую привлекательность, укутанная в шерстяную шаль, стояла у окна. Она грелась у батареи и вглядывалась в темноту. Тусклый  свет от лампочки над подъездом освещал палисадник и часть двора.

    Уже два дня, как пришла непогода. Холодный ветер, раскачивал ветки лип, посаженных её покойным мужем. Скрежетало железо, оторванное ветром с крыши кафе  в соседнем доме. По стеклу окна барабанили капли осеннего, холодного дождя.

    Созерцание ненастья из окна прервал телефонный звонок.  Она услышала голос соседки:
- Извините, Татьяна Павловна, Вы проживаете одна, может быть, сдадите комнату моей знакомой?
- К сожалению, нет! – Ответила женщина.

    Татьяна Павловна возвратилась к окну, к тёплой батарее. Автомобиль, проехавший по двору, осветил фарами  голые кусты,  заборчик вдоль клумбы  под окнами дома.

    Она думала о работе в школе, которая   была смыслом её жизни.   Неведомая сила тянула    к ученикам, к коллегам. Во время отпуска  ждала дня выхода на работу.
 
    Татьяна Павловна любила своих учеников. Вкладывала в каждого  душу. Некоторые из её воспитанников, окончивших школу, помнили о ней, поздравляли с  праздниками.

    Оформив пенсию, продолжила работу, и этому была очень рада. Кроме того, зарплата стала прибавкой к мизерной пенсии.

    К завтрашним урокам она  подготовилась, но решила просмотреть  учебный материал ещё раз. 

     В этом учебном году, в связи с проводимыми школьными реформами, преподаваемый ею учебный предмет перешёл из числа «важных», в число «второстепенных». Но это обстоятельство не  снизило её требовательность к личной подготовке.

    Прожитые годы, напряжённая работа, горе – потеря мужа, сказывались на её здоровье. Она была вынуждена отказаться от классного руководства и перейти на не полную рабочую неделю.

    Ей второй день нездоровилось, хотелось лечь, но, приняв лекарство, села за письменный стол. Она сосредоточилась над раскрытой тетрадью и книгой. На стену от света настольной лампы легла не чёткая тень женской фигуры. С улицы доносился металлический скрежет и шум осеннего дождя.

    Завершив подготовку к  рабочему дню, Татьяна Павловна сложила в сумку учебный материал. Перед сном  выпила лекарство с надеждой на улучшение самочувствия.

     Проснувшись, ощутила  улучшение самочувствия.   Быстро позавтракала, оделась и вышла на улицу.

     Шёл холодный, мелкий дождь.  Сильный ветер вырывал из руки раскрытый зонт и выворачивал его. Идти было трудно.

    На остановке, как всегда в утреннее время, было много людей.  Простояв  не менее получаса,  поехала в школу.

    Выйдя из автобуса,  увидела   директора школы Алексея Анатольевича, и они пошли вместе.
- Доброе утро, Татьяна Павловна! Как хорошо, что мы встретились.
- Я хочу продолжить разговор по повестке вчерашнего заседания педсовета, – сказал директор.

    - Вчера в выступлении Вы говорили о том, что первой задачей школы является воспитание школьников. Обучение Вы поставили на место после воспитания, – сказал  он.   
    - Да, Алексей Анатольевич, - ответила Татьяна Павловна.
    - Моя многолетняя педагогическая работа убедила меня в сказанном. В работе  с учениками на первое место необходимо  ставить воспитание, а не обучение.  Вам известен арест чиновника в нашем городе? Он пойман с поличным на многомиллионной взятке.
    Мы видим, как в общественном транспорте  юноши и девушки  не уступают место  пожилым людям,  женщины стоят перед сидящими  мужчинами.
 
   - Нет сомнения в образованности  чиновника,  - продолжила учительница. - Он имеет высшее образование и высокую профессиональную подготовку. Но, он  бесчестен.   У пассажиров, которые не тактичны в общественном транспорте,  не воспитана культура поведения.

    Алексей Анатольевич  внимательно слушал, и, соглашаясь, кивал головой.
      - Таких, и других примеров о невоспитанности наших людей можно приводить много, - говорила Татьяна Павловна.  Важная роль в воспитании человека принадлежит школе.

      Продолжила, - воспитание, это совместная работа учителя и ученика. Ученик в силу различных обстоятельств может отвергать, не принимать усилия учителя, влияющего на его сознание. Кроме того, влияет на сознание ученика среда, в которой он находится. Что бы ученик был аккуратен, чистоплотен, нужно, что бы он видел постоянно вокруг себя чистоту, аккуратность учителя. У нас же, кажется мелочью, стереть мел на классной доске рукой, или сухой тряпкой. После чего, из-за меловых рук бывает в мелу  стол, учебники и одежда. Ученик привыкает быть не аккуратным.

      Мы убеждаем учащихся во вреде  курения.  А на переменах ученики курят в десяти метрах от крыльца школы. Почему ни кто из коллектива учителей не противодействует этому? Потому что формально подходим к тому, в чём убеждаем своих подопечных и не имеем обратной связи с ними, даже в стенах школы.

      У нас есть планы воспитательной работы. Они различные, с хорошими названиями: «План патриотического воспитания», «План эстетического воспитания» и так далее. Но нет убеждённости у воспитателей в том, что воспитание проходит постоянно, не только на мероприятиях по плану. Воспитание учащихся осуществляется ежеминутно в течение всего времени их нахождения в школе.

      По мере приобретения и закрепления в сознании школьников  необходимых человеческих качеств, ученик будет стараться работать над собой. Он будет сознательно и с большим старанием учиться. В будущем станет грамотным специалистом, и патриотом, и человеком высокой культуры.

      - Да, - подтвердил Алексей Анатольевич, - школа должна воспитывать в учениках высокие личные качества.
    
      Войдя в школу, Татьяна Павловна попала в привычную  обстановку. Дети толпились в гардеробе, было шумно, учителя спешили в учительскую.

    Прозвенел звонок на первый урок. Она вошла в класс и, как всегда, проверила по классному журналу присутствие учеников. 
    - Отсутствует четвёртая часть списка.   Это итог деления учебных дисциплин на «обязательные» и «второстепенные»,- подумала учительница. 
Прошёл урок, впереди были ещё четыре.

    На пятом уроке так же было много отсутствующих учеников. Татьяна Павловна доходчиво объясняла новый материал, используя  плакаты, развешенные на стене. Не все ученики слушали её. Кто  был увлечён своим мобильным телефоном, некоторые  вполголоса разговаривали. Юноша, в последнем ряду, сидел, положив голову на руки, сложенные на столе.

    Она замолчала для  привлечения  внимание класса к себе. Внимания учеников к изложению учебного материала хватило на короткое время. Безразличие, отсутствие интереса аудитории к тому, что она старалась донести до учеников, начало раздражать её, но она внешне не показывала этого. Учительница спокойно продолжала урок.

    Она увидела поднятую руку юноши с тёмными, длинными волосами, и разрешила  задать  вопрос.

    - Скоро праздник. Вся школа и наш класс готовится к нему. Сегодня генеральная репетиция, нам говорили, что уроки должны быть закончены раньше на двадцать  пять минут, – сказал он.

    - Да? Как же так получилось, что меня ни кто не предупредил ни из учителей, с которыми сегодня разговаривала, ни из руководства школы? Если так, то, я не имею права вас задерживать. Урок закончен. Успешной репетиции!

     Ученики быстро покинули класс. Татьяна Павловна огорчило, что плохо прошёл урок, что не успела изложить новую тему. Собрав со стола свои вещи, направилась в учительскую.

     Она поразилась тишине, которая была за дверью класса.
- Как же я задержала учеников?  Они, опоздали в актовый зал, где собрались все классы.  –  Размышляла учительница.

    Навстречу ей шла завуч школы Валентина Ивановна.
    - Тишина в коридорах. Все ученики, видимо, в актовом зале? Я  по неведению о репетиции не прекратила урок, пока мне не сказали ученики. – Обратилась Татьяна Павловна к завучу.

    - Какая репетиция? Тишина, потому что идут уроки, до звонка остаётся двадцать минут, - ответила Валентина Ивановна. 

    Кровь ударила в виски Татьяны Павловны, лицо покраснело, сердце ускорило ритм.
    - Меня обманули ученики, – тихо проговорила она.

    Валентина Ивановна, увидев изменение цвета лица расстроившейся учительницы, обеспокоилась её здоровьем.

    - Не переживайте, Татьяна Павловна. Ни чего страшного. Закончили урок раньше сегодня, продлите урок в следующий раз.

    Расстроившаяся учительница испытала чувство стыда перед коллегой.
- Меня обманули ученики. Я всегда верила им.
    Она не могла себе представить, что встретится с пренебрежением к её предмету.  Поведение учеников  восприняла, как личное оскорбление.

    - Какой цинизм! Если один, плохо воспитанный ученик, проявил неуважение  ко мне, то почему все остальные смалодушничали? Почему не нашёлся в коллективе ни один из учеников, который опроверг бы лживое сообщение?  Как я смогу в следующий раз вести урок в этом  классе?
 
    В учительской ни кого не было, она быстро оделась и вышла. От переживаний у неё разболелась голова.

    Возвратившись домой, долго не могла успокоиться. 
    - Как могло такое произойти? Обман учеником, не имеющим стыда и малодушие  класса!  Чувство обиды переполняло её.

    Домашние дела, и чтение  исторического романа  успокоили  женщину.   
- Я не правильно воспринимаю  перемены, происходящие в новом поколении школьников. - Рассуждала она. - Очень близко к сердцу  приняла сегодняшнюю выходку плохо воспитанных детей. Может быть, у меня  высокие требования к культуре поведения  учеников? Пора заканчивать работу в школе! Завтра пойду к директору  с заявлением об уходе.

    В её глазах появились слёзы.

                Аверин Б.А.               

                27.02.12.