Катастрофа Сухой СуперДжет-найден главный свидетел

Дмитрий Ятокин
     В последний день мая из Индонезии пришло сенсационное сообщение. Комиссия по расследованию гибели СуперДжета нашла главного свидетеля катастрофы, который сможет назвать основную причину столкновения лайнера с горой Салак.
       Предположения о промышленной диверсии США, об отказе контрафактного оборудования, о внешнем воздействии на лайнер, и другие экзотические версии, заполонившие российский интернет с сегодняшнего дня приостанавливаются. Поисковые отряды индонезийских военных обнаружили основной «чёрный ящик»  DFDR – цифровой самописец полётных данных. По заявлению индонезийских экспертов, визуально самописец  находится в удовлетворительном состоянии, следов сильной деформации и воздействий пожара не обнаружены. Из этого можно сделать вывод, что модуль памяти не пострадал и информация с него считываема.
     Согласно нормам международного права, расследованием катастрофы руководит индонезийская правительственная комиссия. Несмотря на высказывания представителей российской стороны, что в Индонезию доставлено необходимое оборудование для считывания речевой и параметрической информации, комплексным расследованием катастрофы  будет заниматься лаборатория МАК (межгосударственный авиакомитет) в Москве, имеющая всё необходимое оборудование и сертифицированных специалистов. Чтобы соблюсти статус-кво и не ссориться с индонезийскими властями, наши эксперты публично заявляют, что расследование будет вестись в Джакарте силами и средствами местных экспертов.
          Российская комиссия по расследованию катастрофы уже заявила, что «официальное обнародование предварительных причин» катастрофы будет  не раньше, чем через месяц.
      Комиссия уже имеет в своём распоряжении распечатку переговоров экипажа СуперДжет и индонезийских диспетчеров. Такие записи в обязательном порядке ведутся во всех диспетчерских службах аэродромов. Кроме того комиссия должна получить  фотографии с экранов локаторов индонезийских диспетчеров, на которых зафиксированы курс и высота перед столкновением лайнера с горой.
Внутрикабинная распечатка записи с речевого самописца, доставленного на экспертизу в Москву, уже также должна быть в распоряжении комиссии по расследованию.
     Сколько времени занимает расшифровка самописца полётных данных? Если все модули «читаемы» для компьютера, то обработка данных с выдачей результатов займёт несколько минут. Если информация в модуле памяти повреждена, то эксперты лаборатории МАК могут «колдовать» над восстановлением данных в течение месяца. И не факт, что удастся восстановить весь объём информации.
         В интернете некоторые «специалисты» выдают название самописцев как САРПП (система автоматической регистрации параметров полёта). Такие устройства устарели даже для российских авиаветеранов . Эти устройства устанавливали на самолётах Ан-24, вертолётах и некоторых военных самолётах. Российские лайнеры типа Як-42, Ту-154, Ил-86, Ил-96 оборудованы самописцами МСРП-64 и МСРП-256 . Современные ВС (воздушные суда), в том числе и СуперДжет укомплектованы цифровыми самописцами полётных данных DFDR и CVR.
     По предварительным данным, носитель СуперДжета не повреждён. Тогда почему же выводы комиссии будут сделаны не раньше, чем через месяц? Потому что комиссия должна сложить «все пазлы», нарисовать всю картину целиком. Идентифицировать голоса пилотов и диспетчеров, синхронизировать время, обработать и проанализировать полётные данные, действия экипажа, показания приборов. Кроме того, в Москву нужно перевезти все обломки, собрать их так, чтобы получился макет самолёта.
       Затем все имеющиеся данные вносятся в компьютер и обрабатываются специальными математическими программами. Иногда требуется проведение натурного эксперимента на самолёте – дублёре. Для этого будет подобран подходящий по техническим параметрам аэродром в России. К примеру, Сочи. Климат подходящий, горы имеются, высота расположения над уровнем моря примерно такая же, как и в Халиме. Если Индонезийская сторона будет настаивать, то эксперимент придётся проводить прямо в районе горы Салак. Полёт будут выполнять лётчики-испытатели ОАК Сухой.
     На такое комплексное расследование может уйти целый год. Именно о таких сроках уже заявили представители индонезийской стороны. Но опыт расследования подобных катастроф показывает, что истинные причины, хотя и в предварительном виде, бывают озвучены в первый месяц. Я постараюсь информировать читателей о ходе расследования в режиме реального времени. Следите за моими статьями в Живом Журнале
yatokin.livejournal.com
или на сайте  proza.ru – автор Ятокин Дмитрий.