Свист в ночи

Тауфик Каримов
Директору и учителям средней школы № 4 имени В.И. Ленина города Гурьева...
   
СВИСТ  В  НОЧИ

...Конец пятидесятых - начало шестидесятых годов.
Поселок Кульсары Гурьевской области на западе Казахстана.
Зона полупустынь, резкий, сухой климат, бедная растительность, верблюжьи колючки, саксаул и почти круглый год дует степной ветер.
Летом - знойный, горячий, с сухим песком, зимой - насквозь пронизывающий, холодный, и тоже - с песком.
Районный центр основного нефтяного края республики.
Грязные, серые дома, мазанки из глины и самана.
Дворики огорожены частоколом из камыша и саксаула.
Нищета и убогость.
И только, словно символизируя о якобы предстоящем для всех и в самое ближайшее время светлом будущем, над всеми этими глинобитными постройками гордо высилось новое, с четырьмя колоннами двухэтажное здание райкома Компартии Казахстана с аббревиатурой на самом верху - РККПК...

Однако, несмотря на бедность, в каждом домашнем хозяйстве, дворе, тогда был еще свой скот - овцы, корова, лошадь или верблюд.
Практически каждый старался и кормил свою семью сам.
Но, вскоре в Кремле вожди наши вдруг решат, что это неверно, что социалистическое государство само может прокормить, одеть и обуть свой народ.
И по домам пойдут учетчики скота и птицы - чего и сколько разрешено и т.д.
Держать скотину станет невыгодно, несовременно, более того, противозаконно, и советский народ, за исключением своих правителей, продолжит свое полуголодное существование.
Иначе - нельзя. "Врагами народа" быть никто уже не желал.
И дворы - опустели. Вместо скотины теперь здесь гулял только ветер...

* * *

В одном из таких домов на окраине поселка в начале учебного года и поселили молодого учителя из города.
Гостиниц тогда еще тоже не было, а в общежитиях для всех мест не хватало.
Казахская семья встретила учителя дружелюбно, хотя, его пребывание, конечно, доставило для них новые хлопоты.
Но об этом тогда не принято было говорить.
К тому же, Учитель тогда еще был уважаемым и нужным человеком для общества, несший в себе знания, образованность, порядочность, а для кого-то и вообще, навыки цивилизации.
Проходил он практику  в одной из школ барачного типа.
Постепенно стал приобщаться к местным обычаям и традициям.
Жил и работал с интересом.
Потому, как тогда внутри каждого человека была Вера и Надежда.
Тем более, у молодых людей, и только, что закончивших институт.
Вера - в правильность избранного Пути, а Надежда - на доброе Начало и добрый Итог во всех твоих делах, и делах общества...

* * *

Вскоре наступила глубокая осень.
Дни стали короче, вечера - темнее, а ночи - длиннее.
И вот, в одну из таких темных ночей, когда ни зги не видать, - нет ни звезд, ни Луны, - его разбудил чей-то свист.
Выглянул в окно  -  никого нет. Хозяева спят, все как обычно.
Резкий, пронзительный свист повторился.
К тому же, с каким-то странным завыванием и переливом. Да так, что нашему учителю стало не по себе.
Свист этот так и продолжался, с некоторыми перерывами, до самого утра.
О чем только не подумал он за эту кошмарную ночь!..

И днем, уже отработав без настроения, он вернулся  домой, приглядываясь к школьникам, соседям, хозяевам.
Но, последующие ночи прошли спокойно, и он уже стал было забывать о том случае.
Однако, через некоторое время все вновь повторилось.
И, как ему показалось, кто-то с еще большей силой и яростью свистел во дворе всю ночь до утра.
Говорить об этом  хозяевам, он опять не стал, но и выходить во двор среди ночи один не решился, потому, что часто сюда, на окраину поселка, как говорили жители, забредали голодные степные волки.
Но что-то нужно было предпринимать, и учитель решил все выяснить сам.
Следующую ночь он уже ждал.
Ждал, когда появится этот злополучный  дикий свист, лишивший его покоя и сна.
И вот, все опять началось как всегда - кто-то свистел с таким же протяжным завыванием. Внимательно прислушавшись, он вдруг понял, что это свистит не человек - но тогда кто?..
И самое интересное, свист почему-то он слышал только по ночам.
А может, просто днем было не до этого - ведь ночью, все самое обычное, имеет совсем другой оттенок и смысл...

* * *

...Вернувшись из школы, он сразу начал обследовать двор.
Внимательно осмотрев низкий забор из камыша и саксаула, он быстро нашел в нем самодельный свисток из дерева, с которым, видимо когда-то зазывали в степи животных.
Свисток был слегка зажат среди камышей и при любом воздействии ветра, мог изменять свое положение.
Вот, оказывается, в чем было дело!..
Забытый кем-то из детей, он свистел даже при слабом дуновении ветра, подстраиваясь под его давлением и меняя свое направление...

* * *

...Такие вот иногда бывают случаи, которые несут в себе, необъяснимую словами, силу и тоску. Как этот, с забытым и ставшим никому не нужным свистком домашнего пастуха, своим диким свистом по ночам, старавшегося как бы напомнить людям о себе, а на деле, только наводившего страх на своих невольных слушателей...

           17 ноября 1993 года, г.Мюнхен.

               

P.S. Обратите внимание - среди учителей школы представители семи  национальностей - русские, украинец, латыш, еврей, казашка, татарка и армянка. В то же время, только в одном нашем классе дружно учились дети девяти народов - казахи, русские, болгары, немцы, татары, украинец, ингуш, гречанка и армянин. А в школьной футбольной команде из 11 игроков, ставшей в те годы лучшей в городе, вместе на равных боролись за одну-единую на всех победу те-же казахи, русские, немец, чеченец и татарин...
Хотя, на национальности, мы, тогда, в отличие от правящего взрослого партийно-советского мира, не обращали особого внимания. Это только сейчас, вспоминая те годы, вдруг видишь такое разнообразие лиц и фамилий.
Вот какие, это были все-таки времена...
А сейчас, после независимости друг от друга, все вдруг став подозрительными и быстро разобравшись в национальной принадлежности каждого, как-то незаметно разъехались - кто куда...


Из Книги "...и все цвета радуги", 2000 год