Письма из Америки. О благотворительности

Шульман Илья
  Полировщица Анна, нетерпеливо, словно породистая лошадь,  переступая крепкими ножками,  ждала команды на старт. Худенькая Хезер, секретарша директора, наконец вскинула тонкие ручки и что-то пропищала. Народ недружно побежал по кругу, в центре которого поверх складного столика были навалены призы. Ювелирша Лорелай, влюбленная в свой «Харлей Дэвидсон», по мотоциклетной привычке кренилась на поворотах. Я закурил и неспешным шагом двинулся по уже примятой траве.  Позади меня надсадно пыхтел толстый штамповщик Майк.
 
  За каждый круг Хезер выдавала один лотерейный билетик. Пока я добирался до финиша, Анна успела получить четыре штуки. Майк поравнялся со мной и возмущенно просипел:
  - Ты не должен здесь курить!
  Я меланхолично выпустил паровозный клуб дыма:
  - Почему?
  - Мы против рака!
  - Я тоже против.
  Он растерянно замолчал и прибавил скорость.
 
  Бросив в специальное пластмассовое ведерко честно заработанный билетик, я двинулся к огромному тенту, раскинутому прямо на паркинге,  где добровольцы выдавали страждущим хот-доги и кока-колу. Рядом со мной за столом пристроился полировщик Роджер. Лицо его светилось счастьем. Вот ведь доброе сердце, - умиленно подумал я. – Сдал денежку на благое дело и радуется от  души.
 
  - Пятница-а! – блаженно протянул Роджер. – Орел покакал!
  Я повертел головой. Какой еще орёл?! Наши активисты живого орла притащили? С них станется.
  - Дурень ты, - Роджер вдумчиво намазал сосиску горчицей и кетчупом. – В старые времена зарплату долларовыми монетами выдавали. На одной стороне президент, а на другой – орел. Так и говорили: орел покакал. Зарплата сегодня. Кто куда, а я после работы прямиком в бар. Ты пробовал коктейль «мексиканский цыпленок»? Виски с текилой.

  Надо сказать, благотворительность у нас на работе не прекращается круглый год. То мы собираем деньги на борьбу с раком, как сегодня. То на подарки неимущим семьям к Рождеству. То на детскую больницу. То на защиту редких рыб в озере Эри. Чаще всего устраиваются так называемые «лотереи пятьдесят на пятьдесят»: половина выручки идет на призы, половина на пожертвования. Или просто подписываешься, и часть зарплаты переводится в фонд «Общий Путь».  Можно и натурой. Лорелай с друзьями-байкерами бесплатно ремонтирует обветшалые дома тем, кто не в состоянии заплатить. Это нормально и никого не удивляет.

  Однажды, давным-давно, когда поборы, как мне казалось, достали меня окончательно, я заявил, что денег у меня нет, потому что я помогаю бедным. Это я так пошутил. Это была ирония. К моему изумлению, иронию не поняли и слова мои восприняли всерьез. Уважительно похлопали по плечу и вручили большой круглый значок с надписью «Помоги бедным!». Значок от стыда я спрятал в дальний ящик своего рабочего стола и, похоже, впервые осознал простую истину: благотворение – такая же общечеловеческая ценность как послушная собака и ласковый кот.

  После хот-догов мы запускали синие воздушные шарики. Каждый прицепил к длинной ленточке узкую бумажку с отпечатанными словами «В пямять о...». Я вписал имена Сережи, моего друга, настоящего русского богатыря из Кливленда, музыканта и поэта, сгоревшего от страшной болезни быстро и нелепо, и Тани – моей однокурсницы, доброй, смешливой, тихо угасшей в далеком Питере. Имя Сережи я написал английскими буквами. Тани – русскими. Шарики взмыли в прозрачное летнее небо и быстро исчезли.

  На мой единственный скромный билетик я выиграл керосиновую лампу. И для чего мне в двадцать первом веке нужна керосиновая лампа?.. Повесил ее над кухонным окном – для красоты и памяти.

  А курить я бросил. Не хочу стать именем на синем шарике.