Игра в словесный бисер

Павел Панов
Анатолий Хребтюгов занимается жанром старым, как мир – игрой в слова. У этой игры есть научные названия: анаграммы, загадки для детишек и взрослых, и тому подобное.
На мой взгляд, данное увлечение имеет отношение к поэзии так же, как жонглирование кинжалами – к благородной дуэли.
  Тем не менее, этим ремеслом занимались, как я уже говорил, многие – от скоморохов до обериутов, грешили сим словоблудством Илья Сельвинский и немного Маяковский. Впрочем, последние чем только не тренировали свои поэтические мозги, например, рифмовали всякие глупости с именем соседки Ниной Жо. «Где живет Нина Жо? Нина ниже этажом».
  В любой игре должны быть свои правила. Из предложенной рукописи не совсем ясно – для кого пишет Анатолий Хребтюгов – для детей или для взрослых. Если для детей, то многие вещи, в первую очередь анаграммы, тяжелы и непонятны. К тому же увлечение анаграммами не совсем педагогично, многие из них сочинялись для того, чтобы сконфузить юную деву, когда она прочитает «штучку» задом наперед. А анаграмма «Улыбок тебе казак» навсегда рассорила поэтов и казачество. Прошу прощения у дам, - беллетристика-с…
  Загадки для детей здесь так же сложны. Не всякий взрослый знает, что на Борнео живет…
               
Мне говорил однажды САНЧО,
Что СОЧНА травушка на ранчо,
И что в реке живёт усач,
А на Борнео есть... – ответ: носач.

Для ребенка все должно быть конкретно. Если начал дядя рассказывать про мачту, то в рамках этой темы и должен закончить. Игра слов мачте – матче и взрослому не совсем понятна.
А уж рифм на кота много.
 
Побывал бы Стас на МАТЧЕ
И полазал бы по МАЧТЕ,
Но купить себе кота -
Это главная... – маета, суета и т.п.

Ребенку не нужно забивать голову стереотипами:


Был МАХНО не важным ХАНОМ,
А жестоким атаманом,
Наводил на всех он страх, -
Так сказал один... – правильно, монах.

Но монах вряд ли бы назвал Махно жестоким – атаман воевал не с мужиками, ни с монахами тем более.  И уж совсем ребенок удивится, когда узнает что Орден Красного Знамени под номером 2 получил именно Махно.

  Попробуйте трехлетнему ребенку прочитать вот это:

Если кот у нас УМРЁТ,
То сестрёнка заревёт,
Я и брат её поймём,
Слёзы тряпочкой... (утрем)

Да не поможет тряпочка! Маленький читатель может так из-за смерти кота расстроиться, что и сама игра слов его вовсе не позабавит.

  Можно долго перечислять смысловые неловкости в этой рукописи. Нет главного – для чего автор это делает. На детскую литературу это пока не тянет, на творческое исследование русской фонетики – так же.
  Можно было  бы посоветовать заняться политической сатирой, с такими способностями можно «сделать» какого угодно политика или общественного деятеля, особенно, если в паре с талантливым карикатуристом. Но… не рискну такого советовать. И родоначальников этого жанра – скоморохов - сажали на кол, а первый Академией признанный русский поэт Тредиаковский был бит кнутом по распоряжению князя Волынского за то, что отказался писать оду на свадьбу двух уродцев – карлика и карлицы в знаменитом Ледяном доме. Позднее он все-таки напишет эту оду – зло и хлестко, но это будет потом.

                Павел Панов, член СП России,
                член правления РМСП