Распределенная родина - состояние и цели на соврем

Михаил Желамский
Я родился на псковской земле, а вырос и живу - на ленинградской. В данном случае место рождения и проживания  не совпадают. Так бывает, и таких людей очень много - будем рассматривать именно такой случай.  Вынужденная миграция населения в середине прошлого века разбросала народ.
     Но есть место, где и сейчас живет много людей с моей фамилией, и где долго жили мои предки. Им повезло больше, миграция не коснулась.
     Итак, мы – люди, имеющие одинаковую, но редкую фамилию, разбросаны судьбой по земле в разные края. Мы есть в Петербурге, в Москве, в Сибири, на Украине, много на псковщине, в других местах. Наше «родовое гнездо» находится в  псковской области. Там жили многочисленные предки, включая родителей, а теперь там живет лишь малая часть нашего рода. Большинство наблюдает за этими местами со стороны. Рассмотрим отношение между аборигенами и уехавшими из данной местности.
     Когда я родился, мне сказали что я русский. Сначала родители, затем в школе под Ленинградом, где я учился и вырос. Затем в учебном институте я заполнял пункт анкеты «Национальность», и на первой работе тоже, еще при советской власти.  В старом паспорте тоже было написано, что я русский. Теперь такой строки нет, но сути это не меняет. И я хочу понять – что это значит быть русским?
     Национальность в русском понимании – принадлежность к определенной этнической группе  - родственной по языку и близкой по культуре общности людей. Кстати, национальность не входит в определение этноса. И это правильно! Я готов активно общаться с любой национальностью, если у нас будут общие язык и культура. И примеры этому есть – мои друзья лакцы подтвердят. А если не будет общего языка и культуры, то я готов мирно и уважительно сосуществовать с такой нацией. Вот такая  моя национальная политика. В Европе под национальностью понимают гражданство.  По гражданству я россиянин. Но по нации, по этносу – русский.
     Этническая история русского народа – составляет предмет науки этнографии, и подлежит изучению и непрерывному уточнению в каждом локальном смысле, как наш род, например. Русский этнос – большой, а мы лишь его малая часть, но со своими особенностями. Я – псковский русский, из поляков, вроде. Фамилия,  по крайней мере – польская. Мы не такие, как все. У нас – псковских русских, есть ярко выраженные особенности как в антропологии, так и в бытовых традициях, уже не говоря об истории – псковщина всегда была на пути всех крупных событий.
     Людей в этносе объединяет - язык, религия, культура. Есть русская литература, русская музыка, русская наука, театр, балет, кино, русские обычаи, русская кухня и др. Рассмотрим,  что же нас объединяет. И объединены ли мы?
     Есть национальные государства, а у них – свои территории, национальные гимны, флаги, правительства. У французов – Франция, у англичан - Англия. Россия – многонациональное государство. Россиян сейчас около 140 миллионов, русских – 80%, но в России  более 190 национальностей, многие из которых имеют свою землю, столицу и правительство. У чеченцев есть Грозный и своя земля. У татар – Казань, и тоже своя земля.  Если у меня также как у них есть национальность, то должна быть и своя земля, своё правительство, столица. Разберемся!
 
Родина официальная
     Начнем с земли. Что такое «своя земля»? Юридически у меня есть 7 соток приватизированной земли под Питером, на даче. Еще будет 2 квадратных метра «своей» земли на кладбище, в обозримом будущем.  Также городская квартира в доме стоит на земле, на моей земле. Это моя земля?
     Но почему меня тянет к другой земле, к месту рождения, в деревню? Конечно, Питер для меня родина. И Россия родина тоже, иначе не может быть. Мой отец и дед воевали за СССР, и дед погиб. Отец строил СССР всю жизнь, и я строил его более 20-ти лет. В Питере полно традиций и памяти – там родители похоронены. Поэтому, моя родина  – вся Россия.
     Но еще есть деревня, где я родился. И это тоже родина и отечество. Из благополучного мегаполиса меня тянет в глухую, заброшенную деревню. Почему?
     Официальное  определение родины таково – «Страна, в которой человек родился и гражданином которой является».  Если я родился в России, то я россиянин. Но я не только россиянин, т.к. и предки мои были русскими, и я хочу быть похожим на них. В какой стране рождались русские? Нет  такой страны.  Таким образом, государство не может полностью определить для меня – русского, понятие моей родины.
     Нет русской земли, нет русской столицы, правительства.  Почему?  Была Киевская Русь, Новгородская Русь. Сейчас  Россия есть сумма Руси и еще 190-та национальностей, но Руси – родины русских людей, как таковой, не существует. Таким образом – все запутано и ничего не понятно.
     Путин будет у власти, или другой человек – невелика разница. Русской земли не появится. Я еще при Сталине родился, и всякую власть видел – Хрущева, Брежнева и всех остальных. И утверждаю – разница непринципиальна. Они сами себя выберут, не беспокойтесь. Государству я плачу налоги, и исполняю законы. Достаточно!  А вот с родиной разобраться нужно, ибо существующее определение недостаточно описывает положение вещей.
 
Родина по сердцу – приемлемое определение
     От родины происходят родственники, но не все россияне мне родственники! Родственники живут на родине. Значит родина – не только Россия?
     Обратимся к другому определению – «родина – неэкономическая категория, объединяющая людей общими традициями, и предками…». Это уже ближе. В этом смысле родина – это память, общая для группы лиц.
     Предки и память о них – находятся на псковщине и связаны с ней. И туда тянет. Значит там родина? Это моя земля по факту моего рождения, а также по факту жизни там моих предков – это Родина предков! А в земле – корни!  Известно, что каждый из нас лишь на 20% определен сегодняшними обстоятельствами, а на 80% - памятью предков. Вот эти 80% и тянут к корням. Это нормально!
     Так что же я понимаю под родиной предков? Это отчий дом, и местность вокруг него. Также, безусловно, деревенское кладбище, могилы предков, память о них. Сегодняшние люди, родственники, земляки – это тоже проявление и результат родины предков.  Ну и, конечно, история, местная культура, традиции.
     Очевидно, что родины предков может не быть. Есть масса народа, у которых в силу разных причин последовательные предки жили в разных местах.
     Родина предков останется всегда, если она вообще есть у народа и индивидуума. Родина предков даже выше семьи. Уже внуки скоро спросят, если не продолжат линию родителей на полную дебилизацию – «Где наша родина, дед?». В Питере? Нет! Это неправда.  А если не спросят, то еще хуже.
     Они, предки и родители,  приготовили эту землю в свое время к моему приходу - рождению, а теперь их уже нет, и они опять готовят где-то другой мир к моему следующему переходу. И все было нормально здесь, они хорошо сделали свою работу в первый раз, и повторят её еще раз. Почему же я не должен их благодарить, почитать, помнить?  Меня тянет сделать это.
     Становится ясно, что государство к родине предков отношения не имеет, нужно в этом вопросе разбираться самим.
 
Патриотизм
     Самый наглядный пример проявления любви к родине – патриотизм. Но к какой именно? К каждой родине своя любовь. Государству – налоги, мегаполису – порядок и законность, а деревне – память, любовь и уважение.
     Здесь возникает понятие «Наши».
     Сегодня «наши» наиболее сильно проявляются на примере спорта. Фанаты – те же патриоты, они болеют за «наших» и результат. Патриотов по определению, болеющих за родину, сейчас найти труднее. Я тоже болею за «Зенит» потому, что нет футбольной команды из моей деревни Ласино. 
     «Наши» это земляки, прежде всего. Таким образом, болеть за земляков и родственников в жизни – это правильно и нормально. И это не шутки, это инстинкт, заложенный Богом.
     У меня более 50-ти друзей только «в контакте», это «наши» - они есть в Омске, в Новосибирске, на Украине. Почему я выделяю их из десятков миллионов? Потому, что корни одни! Одна родина предков. Не наука, не искусство нас объединяет в данном случае, а родина предков! Про науку еще поговорим, она не может сейчас объединять, т.к. пока нет общих результатов.  На это направлена научная программа «Ласино», о которой я писал в свое время.
     Многие помнят патриотические воззвания советского периода: «Истинный патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина». Хорошее слово – Отечество – то, что досталось от отцов. Родина – это отечество. Но это не только место рождения отца, но и всех предков. А также - результаты, достижения рода, память. Такого понятия может не быть, например, у кочевых племен. Но мы не кочевые, и родина предков у нас есть.
     Отечество - более локальное понятие, чем родина. Например – Чукотка мне родина как часть России, но не отечество, т.к. наших там никогда не было.
     Таким образом, родина включает следующие категории, составные части:

    государство, определяющее гражданство – налоги объединяют всех,
    место проживания – порядок, законопослушность касаются всех,
    место рождения – определяет категорию «земляков»,
    Родина предков – редкая категория, при которой, начиная с отцов, или, в крайнем случае, с дедов все мы происходим из одной локальной местности.

     Государство у нас одно, и вынесем его за скобки сразу. Места проживания у всех разные. Место рождения тоже разное, для некоторых совпадает с родиной предков, как для меня,  для других – не совпадает.  Но единственное, безусловно общее для всех нас  – родина предков. Что и требовалось доказать! Таким образом,  будем рассматривать  отношение земляков и родственников к родине предков.
 
Состояние вопроса
     Большинство современников (как земляки, так и родственники) к родине предков интереса не имеют! Инициативы не проявляют тоже. Молчание – их удел.
     Я уже писал -  «за все время ни поступило ни одного вразумительного мнения по поводу путей возрождения нашей общей родины».  Все как у Пушкина – «народ безмолвствует…».
     Это общая тенденция для российского общества на современном этапе. Молчат все. Бизнесмены и власть. Одноклассники и однокурсники, бывшие коллеги – все предпочитают молчать. Это стиль такой, когда нечего сказать.  Дискуссия не в чести. Да и аргументов нет, чаще всего.  Навыков общения тоже нет.
     Но «наши» иногда заходят на мои страницы в интернете – это уже хорошо.  Но недостаточно потому, что нельзя рассчитывать на помощь молчащих людей. Но, в то же время, некоторые периодически приезжают в деревню, гостят у своих близких родственников. Так что надежда есть. 
     Молчат сестры, молчат младшие родственники, молчат родственники примерно одного поколения, молчат жена, дочери, внуки. Скорбное молчание…
 
Объяснение неразумным – зачем нужна родина предков?
Первое: чтобы исполнять естественную потребность нормального человека по проявлению уважения к предкам, истории, сохранению и соблюдению традиций, по возданию благодарности предкам; чтобы  почувствовать память предков, и гордиться ею, выделить, проявить уважение к предкам и благодарить за данную жизнь.
Второе: чтобы иметь счастливую возможность развивать, совершенствовать, содержать свой кусок национальной истории и культуры, находить и сохранять общие культурные ценности, вкладывать в них свои силы и ресурсы.  Это большое счастье для нормального творческого человека.
Третье: для сохранения здоровья, т.к. родина понижает давление и продлевает жизнь. Комфортная жизнь на родине – предел мечтаний.  Многие из родственников ушли из жизни, не имея возможности общаться с родиной предков. Мой отец тому пример, и многие другие.
Четвертое: чтобы было куда приехать  – спрятаться от давления жизни при необходимости, встретиться с родственниками, приобщить внуков к родине предков.
     Альтернатива родине - путешествия по заграницам, сидение  на дачах.  Но можно иметь родину и путешествовать. Я был за рубежом – в Японии, в Америке, в странах цивилизованной Европы. И я давно пришел к выводу – комфортнее всего я себя чувствую на родине предков.
   
     Перечислим возможные варианты отношения к родине предков:

    не приезжать вообще, как многие
    приезжать иногда, периодически, как я, например,
    не приезжать, и молчать,
    жить там постоянно, как мой брат Александр, или Александр Гаврилович в Чернецово, и другие.

     К величайшему сожалению преобладает  третий вариант. Но можно сказать, что родина предков есть место плюс образ. А образ можно поддерживать и дистанционно, из мегаполиса, но для этого кто-то, все-таки, должен позаботиться о родине предков для того, чтобы она существовала фактически, как место на карте.
 
Мои цели:

    Продвинуться в изучении истории рода и местности, добавив новые знания к достигнутым уже результатам, представленным, например, в чернецовском музее у А.Г. Желамского.
    Засвидетельствовать свое почтительное отношение к предкам и к истории края  (поклонный крест в деревне – первый шаг).
    Способствовать объединению родственников и земляков. Здесь - организация сайта,   дальнейшие разъяснения по поводу истории и достижений рода, организация съездов родственников и земляков. Нужно как-то поддерживать землячества, создавать и развивать культурные центры.
    Совершенствовать быт, инфраструктуру, окружающую среду на родине предков
    Стремиться подавать  пример своим поведением и достижениями родственникам и землякам. Сюда относится будущая защита докторской диссертации, и, с Божьей помощью, дальнейшие творческие усилия.

 
Выводы:

    Наличие родины предков – большое счастье, которое дано далеко не всем людям на этой земле. Это счастье нужно беречь.
    Сегодняшние родственники и земляки свою родину предков не любят! И это – стыдно! Стыдно за родню, стыдно за себя, не умеющего доходчиво объяснить, стыдно окружающим в глаза смотреть, а особенно за рубежом. Меня там спрашивали: «Вот скажи, почему вы, русские, не можете взять кусок земли, и на нем совершенствовать всю жизнь то, что вам интересно?».  Да! Почему мы не можем? Смягчающих обстоятельств нет, и срока давности нет тоже.
    Так что значит быть русским? Пока это значит  – нет родины у большинства, нет достижений рода (кроме единичных), нет памяти у большинства родственников, нет единства.
    Конечно, далекую родину предков любить труднее. Но современные технологии позволяют это делать, хотя бы дистанционно, в сети, поддерживая общую дискуссию, по крайней мере. Можно и в мегаполисах встречаться - много мы встречаемся?  Можно и приезжать, сначала иногда… Почему ничего этого не происходит?
    Мы ничего не знаем из истории рода. Мы не знаем достижений рода. Это и моя вина.  Этим вопросом нужно заниматься.
    Есть конкретный вопрос к аборигенам: «Что же вы сделали с родной деревней, алкоголики?»  Все не ангелы, но не до такой же степени! Страшно посмотреть – одни черные пейзажи, после войны было лучше. Нужно это срочно кончать, и становиться на путь созидания. Но и помогать им тоже нужно.
    Всем нужно стараться. Тогда и достижений будет больше, и отношения станут другими.
    Один из критериев восстановления нации – возвращение понятия родины у народа. Это произойдет нескоро. Но стремиться к этому нужно. Первый шаг к национальному самоопределению русских – разобраться с родиной. Потом будем разбираться и с остальными запутанными вопросами.
    Не будет никогда развитой экономики у народа, который не в состоянии разобраться с собственной родиной. Экономику-то потруднее создавать, там с чужими людьми договариваться нужно, а здесь свои не могут друг с другом договориться. Стыдно!