Михаил Гурьев

Тауфик Каримов
Михаил Гурьев или о Гурьеве-граде замолвите слово

      Нравится это кому-то или нет, но Историческая Правда такова, что основателями нынешнего города Атырау, крупнейшего центра нефтегазовой промышленности современного Казахстана являются ярославские купцы и рыбопромышленники Гурьевы. Именно они в 1640 году здесь, за счет собственных средств заложили в устье реки Яик (ныне Урал) основы будущего города. Города, который с 1708 по февраль 1992 года будет называться Гурьев и являться областным центром одноименной Гурьевской области. И, думается, что имена этих людей независимо от политических веяний должны знать и нынешнее, и будущие поколения атыраучан. Как принято во всем цивилизованном мире – независимо от национальной принадлежности, цвета кожи и вероисповедания – знать, помнить и уважать историю своего края, а тем более, основателей города, в котором ты родился и живешь. К тому же и материалов об интересной, и в то же время несколько трагичной судьбе этой семьи, 369 лет назад все свое состояние вложивших в строительство этого городка, и в итоге разорившихся, сохранилось не так уж и много, но они все же есть...      
      В Энциклопедии «Атырау», изданном в 2000 году, и в некоторых других материалах нашей новой истории, включая материалы местных историков и публицистов, датой переименования Усть-Яицкого городка в Гурьев называется 1734 год. Однако, в крупнейшей дореволюционной российской универсальной энциклопедии – Энциклопедическом Словаре Брокгауза и Эфрона, издававшемся в 1860-1907 г.г. и состоявшем из 86 томов, и имевшем в 1911-1916 г.г. продолжение в Новом Энциклопедическом Словаре из 29 томов сказано, что Гурьев «до 1708 года назывался Яицким городком». Другими словами, с 1708 года это был уже Гурьев.
     Кроме того, в царском Указе «Объ учреждении губерний и о росписании къ нимъ городовъ» от 18 декабря 1708 года, т.е. за четверть века до 1734 года в перечне городков, передаваемых в составе Казанской губернии городу Астрахань (Астраханскому воеводству) называются «Гурьев, Яицкой (нынешний Уральск), Красной и Черной Яры». Таким образом, во-первых, административно-территориально Гурьев относился к Казанской губернии, т.е. к Казани, а во-вторых, Гурьев уже тогда царским Указом называется как Гурьев.
     В связи с чем, не собираясь оспаривать эти даты, и, тем более, не собираясь ожидать год 2034-й, когда для моего поколения все это «порастет быльем», сюжет об основателях своего родного города я посвящаю 300-летию присвоения в соответствии с тем царским Указом Усть-Яицкому Каменному городку имени Гурьев.   

                МИХАИЛ ГУРЬЕВ

     Гурьевы являлись старинной и известной купеческой фамилией в Русском государстве XVII века. Происходили они из посадских людей Ярославля. Родоначальником семьи был Гурий Назарьев. Кроме того, известно, что его брат Дружина Назарьев активно содействовал разгрому польско-литовских отрядов Лжедмитрия II под Переславль Залесским, Ростовом и Ярославлем. И, именно после изгнания их из Москвы, в феврале 1613 года, по инициативе русского боярства Земский собор избрал на престол первого русского царя из династии Романовых - Михаила Федоровича. После его воцарения, в 1613 году, братья Назарьевы в благодарность от Царя за особые заслуги перед Отечеством получили звание Гость, заняв видное место среди московского купечества.
    
     Здесь, дабы уяснить статус и положение основателей города Гурьев в тогдашнем Русском государстве, необходимо сделать следующее пояснение.
     Если на Руси до XVI века, Гостем в основном являлся крупный купец, торговавший с другими городами и зарубежными странами, то в конце XVI - начале XVIII века, Гость – уже член высшей привилегированной корпорации купцов, каждый из которых, имел от Царя особую жалованную грамоту «на гостиное имя». Основными его привилегиями были освобождение от тягловых повинностей, свободный проезд за границу для торговли, право приобретать вотчины, подсудность была непосредственно царю. На Земских соборах Гость был представлен выборными людьми, а состав Гостей формировался по выбору правительства. Следует отметить, что в XVII веке, о котором мы ведем речь, в Русском государстве было всего от 20 до 30 человек со статусом Гость, торговые обороты отдельных из которых достигали нескольких десятков тысяч рублей в год. Кроме того, они были обязаны выполнять поочерёдно следующие т.н. казённые поручения (обычно до полутора года) - возглавляли крупнейшие таможни в Москве или в Архангельске, собирали чрезвычайные налоги, заведовали казёнными предприятиями, оценивали казенные меха в Сибирском приказе, торговали казёнными товарами и т.д. В случае недобора в казну Гость нес материальную ответственность. В 20-е годы XVIII века все они были включены в купеческое сословие.
      
      Продолжим. Понятно, что богатство Гурьевых произрастало на торговле, которую они вели с захваченными русскими еще не столь давно городами бывшего Сибирского, Казанского и Астраханского ханств. И вполне естественно, бывая в Астрахани, которая уже тогда славилась осетровыми породами рыб и черной икрой, Гурьевы не раз могли воочию убедиться в аналогичных запасах ценных по-род рыбы в еще необжитом устье реки Яик (ныне Урал).
      И в 1640 году, в 16 верстах от впадения реки Яик в Каспийское море, втайне от яицких казаков, ярославским купцом Гурием Назарьевым и его сыновьями, одновременно с сооружением крупного рыбопромыслового хозяйства для ловли красной рыбы - учуга, при поддержке астраханских воевод были поставлены и укрепления из деревянного частокола. Причем в самом начале реализации данного проекта, уплатив дань Ногайскому ханству в Сарайчике, находившемуся в 32 верстах вверх по Яику.

     Вновь сделаем пояснение. Первое, почему втайне от казаков. Потому, что казаки в тот период представляли собой в основном беглых крепостных крестьян и беженцев-переселенцев от притеснений, голода и нищеты, и в определенной степени полукриминальный люд, оседавших здесь, на окраинах Руси. И на первых порах ведших «воровской» разбойный уклад жизни, затем систематизировавших и упорядочив свою жизнь здесь, исходя из местных условий, занимаясь рыболовством, бахчеводством и охотой. В то же время, яицкие казаки, в большинстве своем были выходцами с Волги и Дона, бежавшими через Волгу и Каспий к устью реки Яик.
     Уже позднее, царизм решит использовать это, фактически сформировавшееся здесь новое сословие для охраны своих колониальных рубежей. Но тогда, деревянный острог, для действовавших от имени царя купцов, был необходим для охраны промыслов от «калмыцких и казачьих погромов»…
     Вообще нужно сказать, что первопричиной зарождения и развития казачества явилась сама политическая система Российского государства тех лет. Вот что написано Ахиллом Бонифантьевичем Карповым в книге «Уральцы», изданной в 1911 году по этому поводу.
     «Все документы того времени ясно показывают, что народу жилось плохо. Непосильные требования государства, взяточничество, лихоимство начальных людей, несправедливость судей, полная рабская подчиненность простого народа и, наконец, никоновская церковная реформа - все это вместе взятое тяжелым гнетом лежало на простом народе… В народе укрепилась вера в то, что и сам царь бессилен обуздать алчность бояр и более проницательные из народной среды стали понимать, что управление государством ведется не столько царем, как боярами… Причины народных мятежей 1648 и 1662 годов – новые непосильные налоги, беспрерывное взяточничество и притеснения от приказных людей… Бунтующих усмиряли, тысячами гибли они от стрельцов и от казней. За одну только порчу медных денег, приравненных к серебряным, было переказнено больше семи тысяч человек да больше пятнадцати тысяч наказано отсечением рук, ног, ссылкою и отобранием имения в казну. Но недовольство народа нельзя было уничтожить ни казнями, ни пытками, ни тюрьмами. Не имея выхода из своего мучительного положения, они бежали на окраины государства - в далекую степь, в дикое поле, на Дон, Яик и Терек, где знали, что его не выдадут и где они не встретят ни бояр, ни приказных людей… Тысячи недовольных, голодных и озлобленных людей наводнили Дон. Но дон своего хлеба не имел… Оставался один путь – идти за зипунами, переброситься на Волгу и ею выплыть в Каспийское море погромить тамошние басурманские берега…» 
Это к вопросу о появлении казаков на берегах Каспия и Яике.
      Второе. Учуг – специальное рыболовное устройство, состоявшее из стана (небольшого городка), с деревянным забором поперек русла всей реки из деревянных бревен или свай (чегеней) с ловушкой (избой) для красной рыбы со стороны течения реки. Стан, со всеми другими вспомогательными приспособлениями для складирования, вяления, посола рыбы, охранялся стрельцами, ограждался высоким забором и укреплялся рвом. От этого татарского слова, означавшего «забойка», т.е. ловушка для рыб и возникло в те годы, по мнению профессора Гурьевского государственного педагогического института Мухаметова Х., параллельно с русским и казахское название этого крепостного поселения – Уйшык. И которое не имеет никакого отношения к переводу данного слова «игрушка» или «домик», как объясняют сегодня некоторые это название среди местного населения. Также поясним, что у казахского народа такие приспособления для ловли рыб, по данным Саламата Мукашева и Калтая Мухамеджанова, назывались «каза».
     В то же время, надо сказать и о следующем. Так, в отдельных исторических источниках («Славянская энциклопедия XVII век») наряду с Гурьевом, упоминается и калмыцкое название этого городка – Узян-Балюзин.
     Кроме того, это был тогда далеко и не городок, потому как даже в 1920 году Гурьев насчитывал всего лишь около 10 тысяч жителей, а в те далекие годы не достигал он и ста постоянно проживающих здесь человек... 
     А во времена, когда Астраханское ханство еще было независимым от Московской Руси государством, т.е. минимум за восемьдесят лет до этого, по указанию местных татарских ханов в дельте Волги и были сделаны эти учуги с целью «не пропускать рыбу вверх Волги россиянам»…
     Таким образом, в начале 60-х годов XVII века на нижнем Яике было два учуга – верхний и нижний. Нижний учуг принадлежал Гурьевым и был сделан в самом начале колонизации Яика на одном из его рукавов – реке Подстепной, Верхний находился уже недалеко от крепостных стен самой крепости.
Это все было к вопросу об учугах.

     Продолжим. В 1645 году русское царское правительство, заинтересованное в колонизации Прикаспийского края, выдало Гурьевым Указ, по которому разрешило построить каменный городок и освободило на семь лет промыслы от оброка (около 18 тысяч рублей). Указ Царя на возведение каменной крепости под названием Яицкой, был дан 18 апреля 1645 года, в котором говорилось: "На реке Яик устроить город каменный мерою четырехсот сажен... Четырехугольный, чтобы всякая стена была по сто сажен в пряслах между башнями... Сделали тот каменный город и в ширину и в толщину с зубцами, как Астраханский каменный город..."
     Гурьевы обещали построить каменную крепость за счет своих средств, в то время, как казна обязалась ежегодно поставлять до 600 строителей. Местом для городка был выбран остров в устье реки Яик и между двумя ее рукавами Платовой и Быковкой, как говорится в источниках. Строительством, начавшимся 6 июня 1647 года, руководил Иван Остриков, участвовавший в возведении "каменного городка" в Астрахани.
     Таким образом, начавшись в 1647 году, строительство продолжалось с перерывами до 1662 года, т.е. пятнадцать лет. В результате, медленно, но деревянный частокол был заменен каменными ограждениями с башнями, которые охраняли уже стрельцы. Строительством же и рыбным ловом занимались нанятые ими сотни работных людей. При этом, именно здесь, в устье Яика, впервые в России и был создан прообраз нынешней рыбоохраны, охранявшей реку, как от вырубки береговых кустарников, так и несанкционированного лова рыбы. 
     Вот как описаны эти события и дана оценка в Жалованной Грамоте российского Царя и Великого Князя Федора Алексеевича Романова Михаилу Ивановичу Гурьеву, данное на освобождение его от разных податей и повинностей: "...дед же его родной Гурий с детьми своими, а с его дядями Михаилом да с Андреем, да с отцом его Иваном, радея Нам, Великим Государям, и ища Нашей Государской казне во всем прибыли, завели вновь и устроили за морем на реке Яик своими деньгами город каменный и для рыбной ловли сделали учуг…"
     Данная запись находится во втором томе Полного Собрания Законов Российской империи, охватывающей период царствования Государя Царя и Великого Князя Федора Алексеевича, под №782.
     Новое поселение было названо Усть-Яицкий Каменный городок. Потому, как выше, в верховьях реки, уже находился другой, почти одноименный - Яицкий город, будущий губернский город Уральск, один из первых и старейших российских форт-постов на территории современного Казахстана, возникших при движении русского царизма в новые для нее восточные земли...
     Вот что написано тем же Карповым в его книге «Уральцы» (стр.193-194) со ссылкой на работу известного географа и краеведа Петра Ивановича Рычкова «Топография Оренбургской губернии» от 1887 года (стр.250-251). 
     «В 1640 г. яицкие казаки, гулявшие по морю, были смущены появлением на устьях Яика астраханских стрельцов с гостем (купцом) Гурием… И на пустынном устье Яика вырос «Яик-каменный городок»…
     Рычков со слов яицких казаков пишет, что Гурьев был построен купцом Михаилом Гурьевым, в то время, когда еще существовал Сарайчик и Яиком владели татары… и что вначале они платили дань татарам, жившим в Сарайчике, пока не укрепили город…»

     А ситуация на берегах Яика в те годы была неоднозначной и достаточно сложной. Учуги, перекрывшие Урал, в период нереста не пропускали рыбу вверх по реке, что вполне естественно вызывало возмущение всех, кто населял его берега. Но главная угроза для рыбопромысловых станов и самой крепости исходила не столько от казахского населения, ногайцев и каракалпаков, проживавших здесь, сколько от яицких, донских казаков и калмыков, оказывавших упорное противодействие и неоднократно осаждавшие эти укрепления. Это было связано с тем, что утверждение Гурьевых на Яике окончательно нарушило интересы этих вольных «воровских» казаков, как они тогда себя называли. Именно поэтому, казаки неоднократно пытались не только разрушить новый городок («идти на Яик и срыть острог до основания»), но и вообще убить всех Гурьевых. Назовем лишь те погромы, что сохранились в различных исторических источниках. 
     В 1649 году донские казаки атамана Ивана Кондырева разграбили городок, передав учуг Яицкой вольнице. После чего, строительство каменной крепости возобновилось лишь на следующий, 1650 год.
     В 1660 году (по другим данным в 1661) городок и ненавистный им учуг были вновь разорены, на этот раз казачьим атаманом Парфенком (по другим данным Паршин или Паршик), в итоге заявивший приказчику рыбных промыслов купца Гурьева, что и далее будут «Яик-реку очищать реку и учуги вырубать и станы выжигать». В ответ, специальной грамотой царь потребовал от астраханских воевод усилить гарнизон Усть-Яицкого городка, дабы "Яицкий город и учуги от всяких людей, от воровских казаков обереги".
     Думаю, современному читателю будет интересно то, что «стрелецкий голова Гурьевского городка Иов Суровцев, типичный представитель приказного строя – взяточник и лихоимец, распустил за взятки всех бывших у него стрельцов на заработки в Астрахань, других отпустил в Русь, от пятисот стрельцов оставив десять…». А потому, атаману Парфенку не составило особых проблем захватить и городок, и разорить промысел…
     Следует отметить, что все эти годы городок и промыслы подвергались постоянным нападениям и от всех других кочевых народов края. Тем не менее, строительство каменного городка в 1662 году завершилось.
     И, несмотря на все трудности и постоянные местные угрозы, со слов самого Михаила Гурьева, русская царская казна только за 27 лет (1640-1667 г.г.) получила чистой прибыли в виде пошлины и поставок икры с Яицких промыслов 500 тысяч рублей серебром, что по тем временам было огромной суммой. Не случай-но, в той же Жалованной Грамоте российского Царя и Великого Князя Федора Алексеевича отмечалось, что «…в Нашу Великих Государей казну от того их нового завода Яицкого учуга учинилось денежной казне в откупу и в икряном промысле и в пошлинах во всех городах много прибыли, и впредь та прибыль от того Яицкого учуга в Нашу Великих Государей казну столь прочна…»
     К примеру, сопроводительное письмо к одному из царских Указов о строительстве городка было подписано следующим образом: "От царя-государя и великого князя всея Руси Михаила Федоровича на Яик реку строителю купчине Михаилу Гурьеву..."
     В то же время, через четверть века после начала строительства городка, яицкие казаки составляли здесь уже довольно сильное объединение, продолжая свои налеты на Яицкую крепость, т.к. учуг по-прежнему мешал им заниматься рыболовством в верхнем течении реки.
     В самом начале 1667 года сначала яицкий атаман Васька Касымов штурмом, хоть и ненадолго, взял крепость, а затем, в июне того же года крепость была взята уже восставшими донскими и яицкими казаками, которых возглавил Степан Разин.
     Именно этот поход на наш город, всерьез обеспокоивший Москву, и стал прологом знаменитой Крестьянской войны XVII века в России. Причем, прежде чем пойти на Яицкую крепость, Разин сделал остановку на прибрежном острове Шутовы шалыги, что находится в Каспийском море в 60 км к югу от крепости, разбив там т.н. "бурдюжный городок". После стояния на островке, восставшие по реке пришли к городку и быстро взяли его, т.к. размещавшийся в нем стрелецкий гарнизон фактически перешел на их сторону. Однако, по приказу Разина была вырыта глубокая яма, сто семьдесят стрельцов было порублено и сброшено в нее, а стрелецкий голова Иван Яцын подвергнут казацкой казни - "опущению в воду", т.е. был просто утоплен в реке.
     Здесь, в Нижне-Яицком городке Разин провел зиму 1667-1668 годов. Вначале Астраханская администрация, в чьем ведении тогда находилась эта каменная крепость, вела переговоры с повстанцами, послав им милостивую грамоту. Но после того, как потерпела неудачу эта их дипломатическая миссия, по требованию царя начинается осада крепости, длившаяся с перерывами до марта 1668 года, когда Разин со своими вооруженными повстанцами на 24 стругах по Яику смог «незаметно» выйти из окружения и уйти на Каспий и далее в Персию.
После ухода Разина, в городке вновь вспыхнуло восстание, вызвавшее панику в Астрахани. Случилось это осенью того же 1668 года, когда взбунтовались стрельцы и казаки. Но на этот раз, бунт царской администрацией было жестоко подавлен…
     Позднее, восстание Разина, получившее название крестьянского, будет освещено не только в российской и советской историографии, период его пребывания непосредственно в Усть-Яицком городке найдет свое отражение и в записях А.С.Пушкина...
     Нужно сказать, что Яик в те годы был чрезвычайно богат рыбой, предания об этом сохранились и дошли до нас через века. Осетр и другая красная рыба на нерест тогда могла свободно подниматься и доходить до самого Уральска, поэтому в народе так и говорилось: «Яик – золотое дно с серебряной крышкой», а немногочисленные жители Усть-Яицкого городка занимались исключительно рыболовством. Это уже позднее, на его берегах с успехом стали выращивать виноград, яблони, сливы, вишни.
     Однако, сами Гурьевы, несмотря на приносимый ими доход в казну государства, окончательно разорились на длительной и дорогостоящей постройке каменного городка, затянувшейся на целых пятнадцать лет, и в итоге обошедшейся им в достаточно крупную сумму в 290 тысяч рублей. И в 1689 году рыбные предприятия Гурьевых, по причине их неплатежеспособности, были переданы в ведение Приказа Большого Двора…
     К этому времени городок выполнял уже не только локальные функции рыбного промысла, но являясь крайним форпостом русского самодержавия у берегов Каспия, является также и пограничной крепостью. Как свидетельствуют архивные данные, на восьми его башнях артиллерийский наряд составлял 17 пушек с ядра-ми от 2-х до 6-ти фунтов, в погребах хранились большие запасы пороха и свинца. А в 1685 году здесь будет основана и таможенная застава, способствовавшая развитию транзитной торговли именно здесь, в устье реки Яик.
     Таким образом, Нижне-Яицкий городок уже в те годы начинает играть вполне определенную роль, как в освоении рыбных ресурсов Прикаспийского региона, так и в развитии связей с соседними государствами…
     Но это уже другая история, история уже самого этого городка, пустившегося в самостоятельное плавание без своих основателей, после разорения на берегах Яика, вернувшихся в свои родные края...
    
     Вскоре, в начале 70-х годов XVII века, русское правительство принимает решение и передает все эти промыслы и городок в ведение Приказа Большого дворца. Название же Гурьев в честь своих основателей, как сказано в дореволюционной Энциклопедии, городок получит в 1708 году. В этой связи, не будем забывать о главе семьи Гурии Назарьеве и, конечно, того, кто построил - Михаила Гурьева. Разумеется, никаких ходатайств и прошений от них самих или их родственников, опять же по примеру нынешних «выдающихся» деятелей, по этому поводу в адрес тогдашних властей не поступало и не исходило...
     В одном из уже более поздних донесений Уральской войсковой канцелярии в канцелярию оренбургского военного губернатора о Гурьеве-городке от 25 октября 1807 года говорится: «…оный построен купцом из великороссийских городов Михайло Гурьевым для рыбного промысла, на предмет безопасности от сорочиковских татар и других народов. Ныне в Гурьеве-городке коменданта не имеется, а находится с ротою из Астраханского гарнизонного полка капитан. Власть его на рыбопромышленников астраханских и уральских ни в чем не распространяется… В Гурьеве-городке с помянутым начальником чиновников и казаков состоит сто человек. Состоящие тамо коменданты довольствуются регулярно провиантом, морем из Астрахани в Гурьев доставляемым. Сила смотрителя и тех простирается в море для воспрепятствования и недопуску к промыслу, полагая в правую сторону к Астрахани по конец Порохового бугра на 67 ;, а в левую к р.Эмбе по урочище Соляную Лопатину на 43 версты…»
    
     В известной книге «Гурьев-городок», изданной в 1866 году, В.Фосс, говоря о Гурьеве, пишет так: «Уральский казак Иоасаф Железнов описывает историю городка следующим образом: Теперь Гурьев-Городок – без всяких укреплений, но в старину он был окружён сперва каменною с башнями стеною, а потом, когда стена пришла в разрушение - высоким и частым палисадом. По четырём углам этого палисада возвышались каменные барбеты или фланги (по крайней мере, их так называли казаки) вооружённые чугунными пушка-ми и мортирами. В стене, а потом в палисаде было четверо ворот; из которых одни обращенные к берегу Урала, назывались Спасскими. Теперь от всего этого почти и признаков не осталось, исключая небольшой валообразной возвышенности, огибающей квадратом один квартал города с площадью - где был старый городок, да десятка полтора ржавеющих чугунных пушек.
     Настоящее свое название Гурьев Городок получил от основателя своего – рыбопромышленника, русского купца Михаила Гурьева; но в старину вплоть до XVIII столетия, он именовался Яицким городком или городком на устье реки Яика, а иногда и каменным городком. Построение этого городка относится к первой половине XVII века (между 1640 и 1645 г).
     До 1753 года Гурьев городок состоял в ведении Астраханской губернии, а в том году он перешёл в состав Оренбургской, именно в ведомство Уральских казаков. С этого времени и стали в нём селиться Уральцы; а дотоле они имели тут временное пребывание, посылаясь по наряду от войска в помощь тамошнему гарнизону, состоявшему из регулярных солдат. Гурьев городок имеет важное значение в быту Уральцев. Вот именно почему. До поступления его в ведомство Оренбургской губернии, при нём в самых устьях Урала были казённые рыбные промыслы содержавшиеся на откуп у частных Астраханских промышленников. Промышленники делали поперёк всей реки из брёвен перебои или так называемые учуги, и тем заграждали вход рыбы из моря в Урал. Из за этого у казаков с Астраханцами возникали частые и большие споры, весьма затруднявшие начальство в разбирательстве.
     Наконец по просьбе казаков и по ходатайству Оренбургского Губернатора Неплюева, право содержания учугов было передано от Правительствующего сената, на вечные времена Уральцам, со взысканием с них каждогодно, в пользу казны той суммы, какую платили Астраханцы (4692 руб. 69 к.ас.).
Это было между 1742 и 1752 годами. Впоследствии времени казаки перенесли учуг к городу Уральску. До 1775 года река Урал называлась Яиком, а Уральские казаки – Яицкими казаками.
     Всех жителей в Гурьев городке состоит 2880 обоего пола: из них: казачьего сословия 2480 человек обоего пола, иногородних русских 250 обоего пола и татар 150 человек обоего пола, почти все иногородние – торговцы. Из числа 2480 человек казачьего сословия одни принадлежат к единоверческой церкви, другие к старообрядческой, каковой в Гурьеве в настоящее время нет, и третьи – к безпоповщинской секте. Из числа 250 человек иногородных русских – староверов немного; – татары исповедуют магометанскую веру. Гурьевские староверы, хотя в церковь не ходят, но зато дома примерно исполняют христианский долг. Посты казаки и иногородние исполняют весьма строго, в особенности в отношении пищи. Табак казаки вовсе не курят и считают его много раз проклятым. Гурьевские казаки ведут жизнь весьма деятельную, постоянно находятся в трудах, свободного времени имеют они немного, дома бывают отрывками...»

      Возвращаясь же к истории этой древней русской фамилии, к династии Гурьевых, добавим следующее.
      В Ярославле до сих пор стоит православный храм, сооруженный на собственные средства уже следующими здесь их поколениями – Церковь Рождества Христова...
      В фамильном древе Гурьевых были военачальники и политики, губернаторы и тайные советники, ученые и композиторы, участники заграничных походов российской армии XVIII–XIX веков, герои Отечественной войны 1812 года и турецкой кампании...
      С представителями бывшего купеческого рода, основавшими город Гурьев, породнились такие известные представители русского дворянства, как Салтыковы, Голицыны, Нарышкины, Оболенские...
      Говоря о Гурьевых, известно также следующее.   
      Александр Гурьев – секунд-майор лейб-гвардии Семеновского полка, в XVIII веке, являясь владельцем Нижне-Синячихинского, Нижне-Сусанского и Верхне-Сусанского заводов, строит для своих работников бесплатные больницы, обучает  грамоте...
      В XIX веке дипломат Николай Гурьев, участник войны 1812 года, вносит Царю предложения о введении льгот для заводских крестьян...
      В нынешнее время, сенатором, т.е. членом Совета Федерации Государственной Думы Российской Федерации являлся промышленник Андрей Гурьев...

      Такова краткая история возникновения здесь, на берегах древнего Урала этого города, носящего сегодня имя Атырау и известного всему миру. И думается, что данью уважения к нашей общей исторической Памяти здесь явилось бы возведение на берегу Урала памятника его основателям – купцам Гурьевым. И это было бы правильно понято абсолютно всеми. Потому, как все мы стали бы богаче и в культурном плане, и в духовном, и в историческом плане. И если к истории в памятниках, которую сегодня в Атырау олицетворяют Бейбарыс, Махамбет и Исатай, Дина, Курмангазы, Халел Досмухамбетов, Каныш Сатпаев и Каиргали Исмагулов, добавятся основатель города купец и рыбопромышленник Михаил Гурьев и легендарный флотоводец адмирал Лев Владимирский, разве может от этого кто-то что-то потерять?..
      На мой взгляд, наоборот, это, безусловно, было бы лишь нашим общим  приобретением. 
     Теперь об изменении статуса города за эти годы:
(в период царизма) - острог рыбопромышленников – 1640; крепость для охраны рыбных промыслов и торговых путей на Каспийском море – 1662; пограничный форпост торговых и дипломатических связей России со странами Средней Азии – 1734; уездный центр – 1865;
(в советский период истории) - окружной центр – 1928; районный центр – 1929; окружной центр – 1933; областной центр – 1938; город краевого подчинения, центр сельской области – 1962; областной центр – 1963.
     И в завершение, приведем все известные названия нашего города за трехсотлетнюю его историю: Усть-Яицкий, Нижне-Яицкий или Яицкий городок - 1640-1708; Гурьев-городок и Гурьев - 1708-1925; Чапаев – 1925 (полгода); Гурьев – 1925-1992; Атырау - 1992-н.в.
     Перевод и значение слова Атырау в разных источниках звучит как «устье, дельта реки при впадении в море…»
     А как-то будут называть его наши правнуки?..