Дед Макабка

Тауфик Каримов
                "ДЕД  МАКАБКА"

...Солнечный луч из окна упал мне прямо в лицо, тепло от которого и разбудило меня.
Вставать не хотелось. Но солнечный луч, словно не отставая, слепил уже прямо в глаза.
Зажмурившись и часто моргая, я чувствовал свои длинные, хлопавшие ресницы.
Дома никого не было. Только на стене тикали механические часы.
В комнате - уютно, чисто и прохладно.
Детей обычно днем укладывают спать, вот и проснулся я среди бела дня.
Встал, прошел к выходу, открыл дверь - и тут, снова зажмурив спросонья глаза, я буквально вошел в это теплое и солнечное лето, в этот удивительный и неповторимый мир Детства...

Обычный день начала июня. Еще нет особой жары и зноя.
Палкан, спрятавшись от солнечного света спал в тени за своей будкой, не обращая внимания на воробьев, пивших, своими мелкими и быстрыми глотками воду из его миски.
Задрав голову вверх, на карнизе нашего дома я увидел двух воробьев, уставившихся на меня. О чем-то чирикавших между собой, но при виде меня - прекративших.
И тут, прямо над моей головой пролетел, прожужжав, шмель.
"Куда он летит?.."

Взгляд мой упал на небольшой кустик бледно-голубых сентябриков, посаженных моей бабушкой напротив веранды.
Я подошел, присел и начал разглядывать их.
И увидел, как в этом небольшом клочке земли и травы кипела бурная жизнь.
По зеленым стебелькам, по влажной земле быстро ползали коричневые муравьи, что-то тащившие на себе - соломинки, мух, комаров.
Божья коровка, со своими черными пятнышками на красных крылышках сидела, вцепившись в листок, выжидая что-то или кого-то...
"А где же тот шмель?.."

Только подумал, как тут же  буквально отпрыгнул, резко отпрянув назад от цветов - оттуда грозно жужжа вылетели сразу несколько огромных шмелей.
"Интересно, а что они там делают?.." - не давала покоя мысль.

Взяв в руки соломку, вновь подсел к цветкам.
Шмели, уже привыкнув к моему присутствию, принялись за работу.
Как и все насекомые в этом их мире.
Они по одному находились внутри бледно-голубых цветков, своим жалом выуживая и собирая целебный нектар.
Желтые, толстые, они легко и не спеша перемещались внутри, мирно жужжа и время от времени перелетая с одного цветка на другой...

Вдруг издали, со стороны старого дома, а теперь сарая, я услышал голос своей бабушки, Абием. Она со смехом что-то говорила кому-то.
Я не спеша пошел к ней.
Через огород, по дорожке из досок, выложенных отцом.
Справа - молодой виноградник, слева - помидоры и огурцы, только набирающие свою силу и рост.
Под тенью тутовника бабушка расстелила покрывало, клеенку, пила чай из самовара и с улыбкой наблюдала за маленькими птенчиками - цыплятами, бегавшими рядом в курятнике, обвитом вьюнами...

Я подсел к ней, и теперь мы уже вдвоем пили чай с кусковым сахаром и лепешками, обменивались веселыми репликами на родном татарском языке и смотрели на этих счастливых желтых цыплят, ошалело и с писком носившихся по курятнику, и уже взрослых курей, озадаченно глазевших через сетку-рабица на беснующихся своих потомков. Не то - с интересом, не то  - с сожалением. Понимая, как будто, что это значит для них, уже взрослых...

...Тут же рядом с самоваром лежали две книжки, оставленные моими старшими братьями, убежавшими купаться на Урал.
Быстро пролистав цветные страницы уже прочитанного Букваря, я взял в руки другую, тонкую книжицу из серии "Мои первые книжки" с интересным и непонятным названием   -  "Дед Макабка". И медленно начал читать. А там тоже  - лето, каникулы, бабушка, внук...
Да, и мне этой осенью в школу, в первый класс...


*  *  *

Книжка эта есть у меня и сейчас.
И лежит она в шкафу с документами и другими ценными бумагами.
Добрая книжка из Детства.
Только слегка пожелтевшая.
Моя Первая Книжка - мой ровесник.
"Детгиз", год одна тысяча девятьсот пятьдесят восьмой...

         
ноябрь 1993г., г. Мюнхен

Из Книги "...и все цвета радуги", 2000 год