Адмирал Владимирский

Тауфик Каримов
Одним из самых легендарнейших наших земляков, уроженцев казахстанского города Атырау, с 1640 по февраль 1992 года в честь своих основателей называвшегося Гурьев, является известный военно-морской деятель Советского Союза, адмирал Владимирский Лев Анатольевич.
Сегодня имя этого знаменитого флотоводца как будто бы не забыто в Атырау – одна из небольших улиц в микрорайоне Авангард носит его имя. 
Пусть и очень коротко, значительно меньше, чем о любом местного значения партийно-советском функционере, но написано о нем и в энциклопедии «Атырау»…
Казалось бы, что-то сделано. Однако, во всем этом нет жизни, т.е. нет живой Памяти вокруг этого имени, и потому оно сегодня абсолютно не известно ни нашим жителям, ни, тем более – молодежи. А ведь именно такими, действительно славными именами, как адмирал Владимирский, может и должен гордиться и Атырау, и Казахстан. На его жизненном примере можно с успехом воспитывать не одно поколение будущих флотоводцев, людей, которые найдут свое будущее, пусть и не обязательно в морском военном ремесле, а, например, в романтике морских и океанических путешествий, в исследовании этого уникального и колоссального водного пространства Земли…
И, согласитесь, что для Памяти потомков, многого ведь от нас и не требуется…

    
АДМИРАЛ  ВЛАДИМИРСКИЙ

   Посвящается 100-летию со дня рождения
    
В самом начале XX века, в 1903 году, в небольшом и провинциальном тогда евра-зийском уездном городке Гурьев, и появился на свет будущий адмирал  Владимирский Лев Анатольевич.
Отец будущего адмирала, Анатолий Владимирский, прекрасно зная казахский язык, работал учителем в Гурьевском уездном двухклассном русско-киргизском (казахском) училище, открытом в последней четверти XIX века, в котором готовились переводчики, волостные писари и учителя русского языка.
        Здесь следует отметить, что это двухэтажное здание было передано дореволюционным властям Гурьева-городка известными тогда меценатами братьями Ахмировыми, построившими также одну из первых в городе мечетей. Обо всем этом писал еще в 1864 году В.Фосс в книге «Гурьев-городок», и Атаман Уральского казачьего войска и коман-дующий Уральской отдельной армией, генерал-лейтенант В.Толстов в своей книге «От красных лап в неизвестную даль (поход уральцев)», изданной в Константинополе в 1921 году. И именно в этом училище, и именно в 1903 году получили образование будущие руководители в последующем установления Советской власти в Прикаспийской степи – Чукеев М., Кенжалин А., Каржауов М. При этом только заметим, что участь мечети была решена в годы Советской власти (снесена), а второе здание школы №2 имени Куйбышева, т.е. того самого училища, было приватизировано уже нынешними нуворишами…   
 
        Однако, вернемся к нашей теме.
Детство маленького Льва Владимирского, хорошо знавшего казахский язык, как и у всех у нас, гурьевчан, прошло на реке Урал – купался, удил рыбу, бегал по аккуратным улочкам деревянно-красно-кирпичного городка на его самарской стороне...
Вскоре, эхо Октябрьского переворота 1917 года, докатилось и до нашего городка.
Советская власть установилась здесь в январе 1920 года с приходом в город эскад-рона красного командира из знаменитой 25-й чапаевской дивизии В. Бубенца, разгромив-шего белогвардейскую армию уже упоминавшегося нами атамана Толстова.
Новая власть, как и все новое, увлекла за собой и семнадцатилетнего Льва Влади-мирского, в годы гражданской войны оказавшегося в составе войск Красного Туркестана и воевавшего с движением басмачества на Востоке.
Следующей важной вехой в его жизни стал 1921 год, когда он начинает службу в рядах только что начавшего формироваться военно-морского флота молодой Советской Республики, с которой в дальнейшем и свяжет всю свою последующую жизнь.
Нет сомнений, что все те навыки, которые он приобретал на берегах Урала и Кас-пия, включая и свой, особый гурьевский характер, свойственный жителям нашего края, сослужили ему добрую службу…

И, нужно особо отметить, что в дальнейшем вся биография нашего земляка, можно сказать, удивительным образом сложилась как образцово-показательная.
Так, образование получит Лев Владимирский в Ленинграде в период с 1922 по 1925 годы в знаменитом военно-морском училище имени М.В. Фрунзе. Первый выпуск которого вместе с ним закончили многие известные впоследствии флотоводцы, как один из трех адмиралов флота Советского Союза Н. Кузнецов, адмирал В. Трибуц, адмирал В. Алафузов, вице-адмирал И. Елисеев и многие другие.
Курсант Владимирский уже тогда выделялся своей военной выправкой, браво маршируя в строю, и являясь любителем стремительных пеших прогулок. Следует заме-тить, что этой своей привычке он следовал на протяжении всей своей жизни, где бы не находился, даже на кораблях, каждое утро начиная с палубных прогулок...
 
В 1926 году он служит вахтенным начальником на крейсере «Червона Украина» на Черном море. Затем, через два года, в 1927 году Лев Владимирсий заканчивает специальне курсы командного состава, окончательно связав свой жизненный путь с военно-морским флотом. Ну, а дальше, у нашего земляка началась жизнь, насыщенная и революционной романтикой, и отвагой, и драматизмом, и патриотизмом.
1932 год – Лев Владимирский успешно служит в качестве командира сторожевого корабля типа «Шторм» на Черном море, зарекомендовав себя прекрасным моряком и ис-кусным командиром судна.
В 1936 году на Пиренейском полуострове происходит переворот, в результате ко-торого в Испанской Республике приходит к власти фашистский диктатор Франко, под-держиваемый аналогичными режимами Германии и Италии. В свою очередь, Коммуни-стический Интернационал и правительство Москвы также не остаются в стороне от этих событий, для противостояния нелегально направляя туда боевые группы воинов-интернационалистов.
После вступления в 1937 году в ряды ВКП (б) – Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков), Лев Владимирский получает первое серьезное партийное  поруче-ние. Это было ответственное и опасное задание – в 1938 году на французском транспорте «Бонифацио», наш земляк осуществляет снабжение вооружением и боеприпасами комму-нистические войска в Испании, продолжающие борьбу с диктатурой Франко…

В те далекие годы, наиболее высокими скоростными качествами отличались италь-янские корабли. И поэтому, несмотря на то, что в Италии господствовал фашистский ре-жим Дуче Муссолини, советское правительство в 1937 году решило сделать заказ италь-янским судостроительным заводам на изготовление высокоскоростного лидера эсминцев.
И вот, вновь, уже в сложнейшей международной и внутриполитической обстановке 1939 года, именно гурьевчанину Льву Владимирскому поручается возглавить выезд в фашистскую Италию и принять новый лидер, названный в честь столицы тогда одной из союзных республик СССР – «Ташкент». Впоследствии, «Ташкент» станет одним из самых современных боевых кораблей того времени.
По воспоминаниям участников того перегона в Одессу, для того, чтобы пройти че-рез турецкий пролив Босфор, экипаж «Ташкента» вынужден был замаскировать свой бое-вой корабль под пассажирский. Для чего между рубками, был натянут специальный бре-зент с нарисованными на нем окнами и другими атрибутами пассажирского судна, запре-тив на палубе перемещение личного состава.
Это был подлинный лидер эсминцев, поражавший изяществом форм и скоростны-ми качествами, сразу же ставший гордостью всего Черноморского флота. Следует отме-тить и то, что лидер «Ташкент» советским правительством был выкуплен без вооружения, которое потом будет установлено в Николаеве.
По возвращении из Италии в СССР, Л.А. Владимирский назначается командиром бригады крейсеров - командующим эскадрой Черноморского Флота.
А в это время в Европе уже полыхал пожар Второй мировой войны, начатый со-вместными усилиями двух антагонистов-диктаторов – национал-социалистом Гитлером и интернационал-коммунистом Сталиным сентябрьским 1939 года разделом Польши между двумя союзными государствами – фашистской Германией и коммунистическим Совет-ским Союзом...

Так случилось, что именно в июне 1941 года, в возрасте 38 (!) лет, Владимирскому присваивается очередное воинское звание – контр-адмирала, что в сухопутных войсках аналогично званию генерал-майор. И именно в июне того же года Гитлер, действуя на опережение Сталина, наносит внезапный и мощнейший эшелонированный удар по Советскому Союзу на всем протяжении ее границ от Балтики до Черного моря.
Начинается Великая Отечественная война, в ходе которой окончательно раскрыва-ется талант флотоводца Льва Владимирского, честно исполнившего свой долг по защите Родины и своим отношением к делу спасшего от гибели десятки тысяч человеческих жиз-ней простых советских граждан…

Уже в то самое первое утро войны, в 3 часа 15 минут, раньше, чем на других участ-ках границы, немецкие бомбардировщики атаковали главную военно-морскую базу Чер-номорского флота – Севастополь. Следует отметить, что еще около полуночи Народный комиссар ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов привел все флоты и флотилии в в полную боевую готовность (№1), что, в отличие от других фронтов, позволило достойно и организованно встретиь врага. И еще, именно от командующего Черноморским флотом вице-адмирала Ф.С. Октябрьского, Москва получила первое сообщение о начале войны.
В ответ врагу, уже 25 июня командование флота формирует ударную группу и на-правляет два лидера, два эсминца и крейсер для нанесения удара по румынскому порту Констанца, являвшегося крупнейшей базой обеспечения сил противника. Здесь были сконцентрированы нефтехранилища, железнодорожные пути и составы с боеприпасами.
Атака лидеров «Москва» и «Харьков» достигла цели, но с серьезными потерями с советской стороны. Так, на мине был подорван и погиб с экипажем лидер эскадренных миноносцев «Москва», с серьезными повреждениями вернулся другой лидер «Харьков».               
Хотя, в то же время было другое, но не принятое руководством Флота, предложе-ние командующего эскадрой Л.А. Владимирского, о нанесении обстрела с динамичного и более мобильного крейсера «Ворошилов», обладавшего к тому же и более мощным воо-ружением…

Война набирала обороты. И корабли эскадры контр-адмирала Л.А. Владимирского, взаимодействуя с наземными войсками Приморской Армии участвуют в самых трудней-ших операциях на Черном море – в обороне и эвакуации Одессы и Севастополя, в прове-дении десантных операций в Крыму – руководит кораблями высадки в Керченско-Феодосийской операции 1941-42 годов, имевшей огромное значение для дальнейшей обо-роны Севастополя.
Действиями Черноморского флота по обороне Одессы руководил Главный морской штаб, хотя Ставка Верховного Главнокомандующего нередко обращалась прямо к Г.К. Жукову. Так, именно в тот период корабли эскадры контр-адмирала Л.А. Владимирского сделали более 150 выходов в море, поддерживая войска артиллерийским огнем.
В сентябре 1941 года Военный совет Черноморского флота принял решение - с боевых кораблей Черноморского флота (крейсеры «Красный Кавказ» и «Красный Крым») в районе Григорьевки высадить десант.
Общее руководство было возложено на командующего эскадрой контр-адмирала Л.А. Владимирского.
Во второй половине дня 21 сентября корабли с десантом вышли из Севастополя.
Однако, в районе Тендры пикирующие бомбардировщики противника Ю-87 пото-пили эскадренный миноносец «Фрунзе», на котором находился контр-адмирал. Личный состав миноносца был спасен и помещен на буксир ОП-8.
Но вскоре и буксир был потоплен (!) вражеской авиацией вблизи Тендровской ко-сы. И  самолеты противника начали обстрел плывущих уже в море, сбрасывая на них бомбы…
В этом бою, который мог стоить ему жизнь, контр-адмирал Л.А. Владимирский проявил подлинное мужество и героизм – получив ранение, он последним был поднят из морской воды на торпедный катер. Прибыв в Одессу, после перевязки, уже в ходе высадки десанта, он вновь взошел на капитанский мостик, но уже другого боевого корабля – крейсера «Красный Кавказ».
И в ночь на 22 сентября внезапно высаженный десант в районе Григорьевки при поддержке корабельной артиллерии начал стремительное наступление. В результате со-гласованных совместных действий сухопутных войск, авиации и флота, уже к концу дня противник потерял около 6 тысяч солдат и офицеров…

Здесь следует отметить, что, несмотря на массовый героизм и самопожертвование, проявленные армией и флотом во время этих совместных операций, советские войска также несли тяжелые потери. И главным образом, из-за того, что флот, имевший преиму-щество на море, не располагал десантными средствами, недостаточными были вооруже-ние и имеющиеся силы ПВО и авиация.
Именно поэтому, ситуация на черноморском побережье вскоре складывалась уже таким образом, что задержка с эвакуацией осажденной немецкими войсками Одессы, не-гативно сказывалась на обороне Крымского полуострова и Севастополя.
И Ставка ВГК приняла решение об эвакуации Одесского оборонительного района. При этом, спасение людей было возможно только через море. И вот, начиная с 1 октября по 16 октября 1941 года, из Одессы морским путем боевыми судами Черноморского флота было эвакуировано и спасено более 100 тысяч человек…

По воспоминаниям участников тех октябрьских событий 1941 года, в сложный пе-риод обороны осажденного уже Севастополя, 39-летний вице-адмирал (генерал-лейтенант по сухопутным меркам) Л.А. Владимирский личным примером поддерживал героический настрой моряков на флоте. Так, неоднократно, на линейном корабле «Парижская Коммуна» он стремительно входил в Северную бухту и бил по врагу из 12-дюймовых орудий своего линкора. Отстрелявшись, только умелый маневр его тяжелого корабля в тесной бухте и на большой скорости позволял без потерь от ударов вражеской авиации возвращаться в море...
Здесь, следует остановиться на дальнейшей судьбе и лидера «Ташкент», которого в свое время доставил в страну Лев Владимирский.
Когда положение Севастополя стало критическим, лидер «Ташкент» под командо-ванием капитана 3 ранга В.Н. Ерошенко отправился туда, как оказалось, в свой последний поход. Лидер доставил в Севастополь боевое пополнение и принял на борт около 2300 женщин, детей и раненых, а также и знаменитую панораму «Оборона Севастополя».
На пути в Новороссийск, ранним утром 27 июня 1942 года, авиация противника сбросила на «Ташкент» более 300 (!) бомб, но, несмотря на многочисленные повреждения, экипаж и пассажиры держались мужественно.
Для их защиты и поддержки, командующий эскадрой Л.А. Владимирский на тор-педном катере лично вышел навстречу лидеру для оказания помощи, и вечером того же дня «Ташкент» прибыл в Новороссийск. Личный состав корабля за проявленный героизм был награжден орденами и медалями…

Боевые действия на Черном море, в которых одним из главных действующих лиц был вице-адмирал Л.А. Владимирский, продолжались.
В ноябре 1942 года для обстрела базы вражеских кораблей в румынском порту Су-лине был направлен крейсер «Ворошилов». Несмотря на ожесточенное сопротивление противника, задача была выполнена успешно и без потерь.
И далее, активно действуют на морских коммуникациях противника Варна-Констанца-Жебрияны надводные корабли эскадры под командованием вице-адмирала Л.А. Владимирского и корабли бригады травления и заграждения под командованием контр-адмирала В.Г. Фадеева. Несмотря на большие переходы (600-650 миль в один ко-нец), они обстреливали побережье и транспорты, срывая доставку военных грузов для немецко-фашистских войск.
В январе-феврале 1943 года командованием Черноморской группы войск была предпринята высадка десанта в районе Южной Озерейки. Армию поддерживали силы флота, в том числе крейсер «Ворошилов» (флаг командующего эскадрой вице-адмирала Л.А. Владимирского), возглавлявший группу кораблей прикрытия.
Однако, этот десант не удался из-за не совсем согласованных действий наземных сил, большой концентрации войск противника и штормовой погоды.
В феврале-марте месяцах 1943 года под руководством Льва Владимирского вновь предпринимаются успешные боевые действия по разрушению морских коммуникаций противника, в результате чего срываются вражеские морские перевозки между Таманским полуостровом и Крымом...

В апреле 1943 года Ставка ВГК принимает решение о назначении командующего Черноморским флотом вице-адмирала Ф.С. Октябрьского командующим Амурской фло-тилией.
24 апреля 1943 года Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин назначает ви-це-адмирала Льва Анатольевича Владимирского командующим Черноморским флотом, которому тут же ставится задача высадить десант непосредственно в порт Новороссийск.   
И в сентябре 1943 года силами войск Северо-Кавказского фронта и Черноморского флота, проводится тщательно подготовленная Новороссийская операция.
В ходе этого совместного комбинированного удара, руководимого командующим Северо-Кавказским фронтом генералом И.Е. Петровым, командующий Черноморским флотом вице-адмирал Л.А. Владимирский возглавляет десантную операцию, наземные войска – командующий 18-й Армией генерал-лейтенант К.Н. Леселидзе, а непосредствен-но высадку – командир Новороссийской военно-морской базы контр-адмирал Г.Н. Холо-стяков.
После артподготовки и бомбовых ударов, в дело вступают торпедные катера, кото-рые атакуют торпедами огневые точки противника на молах, боно-сетевые заграждения и доты на берегу Цемесской бухты. Затем, после команды Льва Владимирского, в дело од-новременно вступают морская пехота и батальоны стрелкового полка. И в результате, по-сле высадки десанта и боевых действий, утром 16 сентября город и порт Новороссийск был освобожден.
В итоге, Новороссийская десантная операция вошла в историю как одна из наибо-лее хорошо спланированных, подготовленных и проведенных совместно наступательных операций армии и флота. Освобождение Новороссийска имело значение как в битве за Кавказ, так и на всем южном фланге советско-германского фронта. В честь освобождения города, в Москве был дан победный салют…

В октябре-декабре 1943 года вице-адмирал Л.А. Владимирский участвует в прове-дении наиболее крупной десантной операции в ходе войны – Керченско-Эльтигенской, в результате тяжелых боев в которой, советскими войсками был захвачен очень важный Керченский плацдарм, позднее, в апреле 1944 года использованный при освобождении Крыма.
Нужно отметить, что в отличие от Черного моря, в узком и мелководном Керчен-ском проливе преимущество было на стороне противника, сосредоточившего здесь не-сколько десятков быстроходных и бронированных десантных барж, которым советские катера значительно уступали в вооружении. Но, несмотря на то, что приходилось «драться телегами против танков», как говорил сам Л.А. Владимирский, моряки с честью выполнили свою задачу.
Однако, на войне, как на войне, враг был силен, и не все всегда проходило удачно. И в октябре 1943 года при обстреле занятых противником портов Феодосия и Ялта, Чер-номорский флот потерял сразу три эскадренных миноносца и несколько сот моряков…

Ситуация на фронтах методично менялась, 1944 год начался тяжелыми боями, но было однозначно ясно – враг будет разбит.
И тут, совершенно неожиданно для руководства ВМФ, вице-адмирал Л.А. Влади-мирский в мае 1944 года, решением Сталина назначается командиром эскадры Балтийско-го флота. В тот же день, накануне массированного наступления советской армии и флота в Крыму, так же внезапно был освобожден от своей должности и генерал И.Е. Петров, командующий Отдельной Приморской Армией, т.е. наземными силами. Якобы, из-за не совсем согласованных действий…

Находясь уже в Балтийском море, вице-адмирал Л.А. Владимирский в июне 1944 года принимает активное участие в операции Краснознаменного Балтийского флота на Карельском перешейке против немецко-фашистских и финских войск. Корабли эскадры, которого, обеспечили артиллерийский обстрел и разрушение наиболее прочной оборони-тельной полосы противника, предшествовавшей знаменитой линии Маннергейма.
На втором этапе операции корабельная артиллерия, руководимая вице-адмиралом, обрушила на врага более 17 тысяч снарядов крупного калибра, уничтожив многие узлы сопротивления, батареи и командные пункты, после чего рубежи противника на суше бы-ли прорваны советскими войсками.
При этом, вражеский флот был также практически блокирован.
В итоге, Выборг был взят, и Ленинградский фронт начал подготовку новых успешных ударов по противнику…

На Балтике и встретит вице-адмирал Л.А. Владимирский май 1945 года и Победу в этой, самой ужасной войне двадцатого столетия.
Здесь, на БалтФлоте, прослужит он еще три года, до 1948-го года.
После чего, с 1948 по 1951 год, вице-адмирал Л.А. Владимирский работает замес-тителем Главного инспектора Вооруженных сил по ВМФ, начальником Главного управ-ления боевой подготовки ВМФ, заместителем главнокомандующего ВМФ по корабле-строению, председателем Морского научно-технического комитета.
В 1952 году в Москве он заканчивает Военную Академию Генерального штаба СССР.
31 мая 1954 года, в возрасте пятидесяти одного года, начальнику Управления Гене-рального Штаба Военно-Морских Сил СССР Льву Анатольевичу Владимирскому было присвоено одно из высших военно-морских воинских званий – адмирал (на суше – гене-рал-полковник).
С 1959 года адмирал Л.А. Владимирский находится на научной и преподаватель-ской работе.
В 1970 году уходит в отставку.
Однако, оказавшись на суше, он не забывает о своей стихии, и вскоре, в 1971 году вновь выходит в открытый океан, руководя экспедицией научно-исследовательских ко-раблей по изучению океанов.
Это последнее его плавание длилось целых полгода…

За годы своей активной жизненной деятельности, за умелое руководство флотами, флотилиями и их соединениями, и проявленную при этом отвагу и героизм, адмирал Вла-димирский Лев Анатольевич был дважды награжден высшей наградой СССР – двумя ор-денами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени и Ушакова 2-й степени, а также другими наградами Советского государства.
Его имя навечно вошло в историю Военно-Морского Флота СССР наравне с таки-ми выдающимися именами, командующими флотами и флотилиями в годы войны, как Николай Кузнецов, Владимир Трибуц, Филипп Октябрьский, Иван Юмашев, Сергей Горшков, Николай Басистый, Арсений Головко, Иван Елисеев, Иван Исаков и другие.
Высокое искусство в руководстве флотом и эскадрами при подготовке и ведении морских и совместных с Красной Армией операций и боевых действиях, проявленные военачальником адмиралом Л.А. Владимирским, особо отмечал в свое время Главноко-мандующий ВМФ, Герой Советского Союза адмирал флота В. Чернавин.
 
А вот как написал о нем в своей книге «Курсом к Победе» знаменитый адмирал флота Советского Союза, бывший Нарком ВМФ СССР, Герой Советского Союза Кузне-цов Николай Герасимович. К сожалению, книга эта вышла в 1975 году, когда уже не было ни самого автора, ни его боевого соратника…
«В героической обороне Севастополя немалая заслуга Л.А. Владимирского.
Участие кораблей эскадры помогло отбить все три ожесточенных вражеских штурма. Плавать на кораблях, доставлявших все необходимое для защитников города – пополнение, боеприпасы, продовольствие, было тяжело и опасно. Корабли подвергались атакам вражеских самолетов, иногда и гибли со всем личным составом, но эскадра про-должала выполнять задачу.
Какое бы дело ни поручалось Л.А. Владимирскому, я всегда был уверен, что он и его подчиненные будут действовать умело и отважно…
Это был интереснейший человек. Осмеливаюсь утверждать, что Лев Анатолье-вич за свою почти пятидесятилетнюю службу на флоте оставил за кормой больше миль, чем любой другой адмирал…
Владимирский был прямым  и честным. Всегда открыто высказывал свои взгляды, смело брал на себя ответственность за все происходящее. Мягкий, добрый, он в то же время был неуклонно требователен.
Я не раз наблюдал, как он разъясняет задачу подчиненным: старательно, настой-чиво, чтобы каждый понял, что от него требуется, никогда я не слышал, чтобы он по-высил голос, высказывал какую-нибудь угрозу.
Он всех мерил своей меркой, уверенный, что каждый отдаст все силы, как всегда поступал сам. Он всю свою жизнь без остатка отдал нашему Военно-Морскому Фло-ту…»

Добавлю, что при всем при этом, Лев Анатольевич, где бы не жил, и не плавал, каких бы высот не достигал в жизни, никогда не забывал о своем родном городе – Гурьеве, свидетельством чему и является попытка создания в семидесятых годах его родными уголка в областном историко-краеведческом музее, посвященном памяти адмирала Владимирского…
Ушел из жизни Лев Анатольевич в возрасте семидесяти лет, в 1973 году в столице СССР – городе-Герое Москве…


Вот то немногое, что стало известно мне до июня 2002 года из различных военно-исторических и энциклопедических источников об адмирале Льве Анатольевиче Владимирском, уроженце города Гурьев, ныне – Атырау, всего себя посвятившего служению военно-морскому флоту и своей Родине.
К сожалению, в этих материалах обнаружить какую-либо информацию о его семье – мне не удалось. Надеюсь, что – пока не удалось…

P.S. И, действительно, после того, как 17 июля 2003 года самая популярная и читаемая в Атырауской области газета «Ак Жайык» опубликовала данный материал, раздались звонки и высказывания, которые можно разделить на три группы.
Первая, это те, кто высказывался в том плане, что вообще впервые слышит об адмирале Владимирском, вторая – кто благодарил за возвращение этого имени, и третья – кто решил поделиться уже своей информацией о знаменитом, но уже однозначно забытом нашем земляке.
И здесь первым, вновь, как и в случае с материалом «1972 год», стал полковник  Лукманов Е.Б., обладающий интересным военно-историческим архивом. Следующим был отклик от бывшей учащейся школы имени Куйбышева, где, оказывается, когда-то был даже музей адмирала…
Разумеется, всем этим людям я благодарен за откровенность и желание помочь в поиске информации. При этом только замечу, что местная власть, как и ожидалось, гордо обошла молчанием эту дату – 100-летие со дня рождения легендарного флотоводца. Резюмируя сказанное, выскажу и свое пожелание.
Будь моя воля, то я поставил бы в городе памятник своему знаменитому земляку и назвал одно из самых современных боевых судов формирующегося ВМФ Казахстана на Каспии, именем «Адмирал Владимирский»...