Харбинская икона

Людмила Солма
Во время паломничества по Тверской области,
в Свято-Тихоновском женском монастыре города Торопец
обратила внимание на икону Благословение, которую называют еще и "харбинской".


В центре распятие, а слева от него - Патриарх Тихон, справа - Николай II. Оба – лицом друг к другу и взглядами чуть кверху, к кресту. В руках Патриарха  крест, царь опирается на меч – оба символизируют святость и мученичество.

Мне, как потомку харбинцев, естественно стало особенно интересным – отчего именно так.Подошла к молодой насельнице, продающей свечи, церковные книги, иконы и принимающей поминания. Спрашиваю о происхождении названия «харбинская» и кто писал, откуда именно такой сюжет.
Отвечает, что икона эта - современный список с настоящей, харбинской (1930). Более того не знает. На этом я и успокоилась. Как оказалось до поры до времени, разве могла предполагать – что именно так разовьются события.

По возвращении в Москву, дома уже, разглядывая свои фото – что сделала в поездке и в том числе в монастыре, решилась написать знакомым харбинцам. А вдруг кто-то да что-то припомнит, может знают и эту икону, и то – где и кем писана, ну и в каком храме она была. Предполагала, что может быть в часовне Венценосных Мучеников. Ответы пришли скоро, в тот же вечер. Но, к сожалению, никто такой иконы - не то чтобы не видывал, а и вовсе слыхом не слыхивал.  Да, к тому же еще и усомнились, что таковая вообще могла быть в Харбине 1930 года. Ведь на той монастырской  фотографии, что я посылала, царь изображен в нимбе святого. А канонизация была уже в наши дни в 1981 году и никак не могло быть на харбинской иконе такого изображения даже в Зарубежной православной церкви, при всем при том, что за убиенную царскую семью и особенно за царя молились там многие. И мои КВЖДинские родные точно так же молились, как и портрет царя не снимали в гостинной до самого отъезда в Союз. Но, получив такие ответы от друзей и знакомых, выражающих сомнения в реальности существования харбинского первоисточника, и моя эмоциональность дала течь ускользанием в сторону сомнений - вроде как и верила, и засомневалась уже, ища в своих рассуждениях аргументы и «за» и «против». А они балансировали час от часу, побуждая меня искать далее. И влезала в поисковики Интернета, но тщетно пока – потому как даже имен еще не было, не знала. Ну, чтобы хоть как-то за что-то зацепиться и искать. Наутро, 3 июля решилась позвонить в монастырь матушке-настоятельнице Иоанне и все уточнить. Среди информационных буклетов РООИ «ПРОФОНД», подаренных во время паломничества, отыскиваю и Свято-Тихоновский женский монастырь, что в городе Торопец Тверской области. Там указаны и координаты для связи.  Набираю указанный номер телефона, и совершенно неожиданно слышу голос матушки Иоанны. Поздоровавшись и сказав, что я одна из вчерашних паломниц, прошу рассказать о заинтересовавшей меня иконе. Взволнованно поясняю, что мне это особенно важно, потому как сама являюсь потомком харбинцев и собираю историю русского Китая. Матушка очень добра и так же взволнована, как и я. Как оказалось в ходе разговора, харбинская тема ей очень близка, интересна и понятна, потому как до пострига – в миру еще, до и после ВУЗовской учебы, она ею очень даже интересовалась - много читала,  даже писала о том - в своих исследовательских трудах.

На слух торопливо записываю:
Икона «Благословение Свято-Тихоновского монастыря» список художника Филиппа с харбинского первоисточника 1930г., иконописной работы харбинца (образ был навеян трехкратным сновидением, потому и называлась «Сон мученика». Там еще были изображены Распутин, Елизавета Федоровна и Александра Федоровна. Поступила от Волотченко из Швеции.  Передана в церковь Св.Николая в Пыжах на Третьяковке в Москве). Список немного видоизмененный, т.к. иконописец Филипп для вновь открывающего монастыря писал и по благословению, не мог он целиком повторить не совсем канонический сюжет, рожденный представлением и мастерством харбинского художника, что различается с каноническими церковными представлениями, на взгляд современного иконописца.

Записав все это, благодарю матушку Иоанну за сердечную отзывчивость. И мы еще немного поговорили, несмотря на её занятость, это я понимаю уже по тому - как слышу, что она кого-то невидимого мне, просит подождать. И мы прощаемся. Обещаю информировать о моих поисках и впечатлениях. Я даже упомянула, свою поездку в Харбин 2009 года с обещаниями после рассказать подробнее.

С пионерским энтузазмом снова лезу в дебри Интернета, набирая уже известные мне имена. Выясняю имя настоятеля храма Св.Николая Мирликийского в Пыжах. И успокаиваюсь тем, что завтра поеду туда, с надеждой - что  на месте все и определится, и мое любопытство придет к завершающему концу.

Созваниваемся с Елизаветой Басовой - это она организовала нам замечательную паломническую поездку в Тверь, Торопец и на Княжье озеро - эмоционально пересказываю ей и все, что удалось мне узнать. И вечером следующего 4-го дня этого июля мы едем с ней на Третьяковку. В глубине души лелею мысль, а вдруг да неужели так повезет и мы увидим эту икону-первоисточник! И все же холодок скепсиса нашептывает, что может все не так и нас ждет разочарование. А вдруг это действительно всего лишь картина, совершенно не каноническая, не похожая на икону. О том же успеваю написать и моим знакомым харбинцам, обещая все рассказать – как только смогу съездить по адресу.

И вот мы уже на месте. И там нас ждет сюрприз. Как только у свечного ящика мы произносим ключевое слово нашего прихода, миловидно-улыбчивая женщина показывает нам место: "Да вот же она", - где эта икона. Я даже растерялась немного, так это оказалось просто, буквально в двух шагах. На стене, слева от входа – небольшая икона. Все, как и положено. Киот, стекло.  Изображение различимо-четкое, хоть и потемневшее от времени, все-таки с много воды утекло с тридцатых-то годов. Все, как на той, что видели в монастыре. Посередине распятие. Слева Патриарх Тихон с крестом в руках. Николай II, опирающийся на меч. Только на заднем фоне – сонм страстотерпцев - мучеников за Христову веру, они-то и заполняют все пространство за этим распятием, святостью осеняющим и объединяющим - и Патриарха и царя. Их головы окружают полупрозрачные нимбы, которых пока еще нет на всех остальных. Пока не должно, не может быть на них - не канонизированы, но мученичество уже очевидный факт и дело за будущей канонизацией. Время... Да, время покажет всем нам, что украинский харбинец не ошибся. Это знали эмигранты, харбинцы и этого ждали многое понимающие православные люди - изначально молящиеся за святые образы мученических многострадальцев от неправедной власти беснующегося большинства.

Вот оно - за веру, царя и отечество. Наше отечество несомненно - Россия. Но, и наш общий дом - это, прежде всего, Дом Небесный - Божий дом. Именно его и эту веру в самое святое пытались разрушить в людских душах. Но, она оказалась крепка - если пронесли её в своих душах через все житейские невзгоды, через все кровавые битвы противостояний навязанных безумием разрушительных идей. А мир держится миролюбием веры - как и верности стоять за неё. В отсутствии того и другого мы утрачиваем и благополучие земное и благодать Небесную. Очень сиволичная икона.

Передать наши чувства невозможно. Мы просто смотрим оцепенелой радостью нашего финишного узнавания. А в довершение ко всему нам показывают книгу протоиерея Александра Шаргунова – настоятеля этой же церкви, где на первой обложке типографское изображение иконы, а с обратной стороны книги – та самая, невидимая нам, сторона с авторским пояснением от самого украинского художника-харбинца С.И. Володченко. Где изображен старец с этой же иконой и написано буквально следующее: «Три раза, 17 и 23 апреля 1930 года, я видел во сне сего старца, передающего мне сей образ с повелением передать владыке. Это я понял, как повеление написать такой образ. Беженец из Благовещенска-на-Амуре, художник скульптуры Симеон Иоаннович Володченко, г. Харбин».

Остается только добавить, что вполне естественно – захотелось узнать (что я и сделала тут же, благо именами уже располагала), немногим побольше и о художнике, увидевшем это в своих троекратных снах и несмотря на то что все они не были прославлены церковью, увидел в этих образах лики новоявленных святых мученников в далеком еще своем эмигрантском 30-м году в городе Харбине – столице КВЖД, той самой полосы отчуждения – что станет символичностью Русской Атлантиды. Которая не канула в неизвестность – не исчезла для очень многих бывших харбинцев, а навечно поселилась и живет в их сердцах – в незабвенной памяти их дум и ностальгий. Эти люди хранили верность отеческой вере, как хранили любовь и к последнему царю - помазаннику Божию, не изменяли и в преданности многострадальному отечеству своему и любови благоговейного почитания к народному молитвеннику Патриарху Тихону.

Очень, скажу я вам, философская иконопись...

Мое непраздное любопытство почти удовлетворено. Но, остается и еще один, немаловажный на мой взгляд вопрос - мои корреспонденты и друзья-харбинцы так и не смогли припомнить эту икону. А потому хотелось бы найти ответ и на то - где же была эта икона? в какой харбинской церкви? в украинской или какой другой церкви, в часовне ли Венценосных Мучеников или в личном домовом иконостасе художника С.И.Володченко. Хотя понимаю, что и не столь это по большому счету и важно, наверное (?!) Здесь важнее все же сама история к памяти и то как мы обрели этот прозорливо-символический образ, как пришел он к художнику, и его воплощение стало явью святой памяти потомков отечества нашего.   
 
Людмила Солма, Москва (3 и 4) 5 июля 2012




P.S. Чтобы не персказывать общеизвестное в том, что за эти дни и мне удалось разыскать, даю нижеприводимые Интернет ссылки - загляните, не пожалеете. Там найдутся ответы и на многие остальные вопросы - от собственно биографии художника С.И. Володченко до истории наших дней - обретения его харбинской иконы "Сон мученника" 1930 года. Я не жалею усилий этих июльских двух дней, затраченных на поиски всего этого. Вам же достаточно только нескольких минут, поверьте, оно того стоит:
http://www.pravpiter.ru/sovs/n025/ta004.htm
http://www.russdom.ru/oldsayte/2005/200504i/20050403.html
http://www.artrz.ru/menu/1804681482/1804867235.html
http://www.amur.info/news/2011/10/24/3.html

И еще на последок:
-утром мне позвонила одна наша добрая знакомая - москвичка и бывшая харбинка. И она тоже склонна считать, что эта икона могла быть в часовне Венценосных Мучеников в Харбине. Будем надеяться, что так оно и было. Но, и искать тому подтверждение. "Ищите и обрящите" - это так созвучно более современному нашему: "Кто ищет тот всегда найдет". А поиск, особенно такой - дело очень интересное и увлекательное. Историей дней нынешних и века минувшего...

С уважением, Людмила Солма 5 июля 2012