Оперативная философия и суд над pussy riot

Магомед Султанов-Барсов
Оперативная философия – это быстрая философия. Точка.
Но получит ли у меня зачет субъект познания (студенты философских факультетов, аспиранты, обязанные сдать экзамен по философскому минимуму, государственный или муниципальный чиновники, отвечающие за идеологический блок работы, и особенно профессора гуманитарных наук) пояснив столь лаконично сущность оперативной философии? Конечно, нет. Заострение сознания на необходимости быстро находить верное решение сложных задач, например, по богохульству Pussy Riot, хоть и архиважно, но далеко не тождественно самому решению.


НАЙТИ КОРЕНЬ ЗЛА
Пятеро участниц панк-группы Pussy Riot 21 февраля совершили псевдокультурную акцию в храме Христа Спасителя. Страна оказалась не готова оценить эту акцию в русле оперативной философии, в силу чего из общественного сознания, как из рога изобилия посыпались тысячи паралогичных суждений и комментарий, параллельно с которыми звучали и сотни антироссийских/антиконституционных заявлений, суждений и комментарий. Таким образом, общественное мнение нашей страны де-факто оказалось в мировоззренческом тупике, а де-юре в правовом казусе. И намеченный на 4 июля суд над виновницами ментального спокойствия страны не в состоянии решить эту задачу, даже если вынесет обвинительное решение, лишит их свободы. Почему? Да потому, что корен зла, как был вонзен в процессе истории в тело нашего государства, так он и остается, грозя еще многие годы потрясать наши культурные устои. А все из-за чего? Из-за неготовности нашей страны решать оперативные философские задачи. Даже сам термин «оперативная философия» отсутствует в философских справочниках, что свидетельствует о логической неудовлетворительности академического профицита философских знаний в РАН.
Аргументом в данном случае, одновременно показывающим и корень зла, может служить тот факт, что участницы панк-группы Pussy Riot не выразили желание публично раскаяться за содеянное и никто из госчиновников, равно, как и служителей РПЦ не призвал/не уговорил псевдомолебниц раскаяться. Активисты, выступающие в поддержку этой деструктивной группы заявляют о том, что это власть и церьков должны раскаяться и просить прощения у богохульниц, естественно, не признавая их таковыми, а настаивая на их «высокой нравственности» и «героизме» акции.
Так что налицо культурно-познавательная опория и политико-правовая ущербность действующего в стране курса развития. С одной стороны, аморализм возводиться в ранг высшей добродетели, а с другой – не находятся люди, способные конституировать дистинктивные (строго различительные) понятия с тем, чтобы подавляющее большинство россиян умели вещи называть своими именами. Иначе, очень скоро такое понятие как «панк-молебен» войдет в массовый обиход и конституируется, как минимум де-факто.
А между тем, понятие «панк» (англ. punk — хулиган, негодяй; хулиганский) содержит в себе смысл и потенцию всего негативного, антиобщественного, криминогенного, экстремистского, предательского. Сочетание этого понятия с молитвой, конституированной во всех классических религиях в форме «панк-молебен» есть кощунственный продукт корня зла, гнездящегося в теле страны. Имя этому корню зла – деструктивизм, объединяющее в себе все самое мерзкое, античеловеческое и потому подлежащее строгому уголовному преследованию. Но! юриспруденция во всех своих теоретико-практических проявлениях, не опирающихся на базовые философские знания, является, как минимум паллиативом, а максимум – косвенным генератором деструктивных тенденций.
Так на сайте «Русский журнал» опубликована статья, в которой, при условии верности изложенных фактов, подтверждается негативный детерменизм паллиативной юрисдикции РФ. Впрочем, судите сами.

«Храм Христа Спасителя: религиозное или светское пространство
 Другой интересный вопрос, который встает в связи с «панк-молебном», это вопрос о том, как правильно интерпретировать само место действия, то есть Храм Христа Спасителя. И опять мы видим разные интерпретации, пытающиеся по-разному провести границы между религиозным и светским.
 В отличие от официальных представителей РПЦ, трактующих «панк-молебен» как светское действие – кощунство и хулиганство – в религиозном месте, сами члены группы занимают прямо противоположную позицию: они совершили религиозное действие – молебен – в месте, являющимся светским, ну, или религиозным лишь в очень условном значении.
 Вот официальное заявление группы:
Мы же считаем, что это не храм, а срам. Срам Христа Спасителя. И это не дом Господень, а офис РПЦ. Мы официально пришли в офис РПЦ высказать свои мысли. ХХС похож не на место духовной жизни, а на бизнес-центр: сдаваемые за крупные суммы банкетные залы, химчистка, прачечная, охраняемая стоянка автотранспорта. На сайте ХХС указано, что "Зал Церковных Соборов - многофункциональный зал… В Зале Церковных Соборов проходят концерты церковных хоров, фольклорных коллективов, симфонической музыки, торжественные акты и другие мероприятия"; зал оборудован генератором снега (2 шт.), генератором тяжелого дыма (2 шт.) и генератором мыльных пузырей. Как видите, все было подготовлено для нашего панк-молебна. Мы представили наш церковный хор, а также торжественный панк-акт-молебен, воспользовавшись микшерным пультом ООО "РПЦ" от фирмы "MIDAS HERITAGE 2000" (64 канала), который также указан в списке церковного оборудования на страничке ХХС. Кстати, пользуясь случаем, хотим поинтересоваться у общественности: как выглядят "вращающиеся головы", которых, согласно сайту, в храме целых 16 шт.?
 С включением Храма Христа Спасителя, действительно являющимся очень спорным с точки зрения своего юридического статуса, в пространство светского согласен Яков Кротов:
Был выбран храм, который не принадлежит церкви, это собственность московской мэрии. Неоднократно говорилось о том, что в этом же помещении проводятся дефиле-топлесс, девушки демонстрируют бриллианты. И тогда отвечали: а это не патриархия, это собственность московской мэрии».

Так, где именно сокрыт корен зла?
Сказать – в деструктивизме все равно, что пальцем в небо показать. Зачета не будет, но и порицать за такой ответ не следует, ибо адресат, хоть и общий, но совершенно верный. Следовательно, и искать корень зла в теле нашего государства следует в деструктивизме.


ОПЕРАТИВНАЯ ФИЛОСОФИЯ, КАК ТАКОВАЯ

Независимо от того, есть в академических справочниках этот термин или нет, оперативная философия есть интеллектуальная закономерность любого более-менее цивилизованного общества. Поисковики Интернета выдают терминологическое сочетание «оперативная философия» не мало, но постулированного определения этого понятия я, лично, не встречал. А из того, что выдает интернет, можно продемонстрировать, как наиболее теоретически приближенную к понятию «оперативная философия» работу чилийского писателя и философа Дарио Салас Соммера. Так в его книге «Сколько стоит человек» (Издательство: Бослен, 2011 г.) с анонсами на каждую главу понятие оперативная философия представлена, как нечто призванное вернуть философии в целом звание «царицы наук». Конечно, это похвальная позиция автора, ибо вне философии нет цивилизации, как нет материи вне формы, мысли вне языка, культуры вне морали. Но дело в том, что даже такой продуктивный и более позитивный, чем негативный чилийский мыслитель обходит стороной прямую функцию понятия «оперативная философия». А потому и следует на условиться в его теоретическом определении.
Оперативная философия – это быстрое реагирование на текущие события в политике, праве, экономике, культуре, религии, а так же в вопросах корпоративных интересов с целью достижения агитационных эффектов и эвристических решений.
Тут не лишне освежить память и вспомнить, что «Агитация (от лат. agitatio — приведение в движение, побуждение к чему-либо), распространение идей для воздействия на сознание, настроение, общественную активность масс» (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Версия 2010). А эвристика - (от греч. heurisko - отыскиваю, открываю), 1) специальные методы, используемые в процессе открытия нового (эвристические методы). 2) Наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическая деятельность). 3) Восходящий к Сократу метод обучения (т. н. сократические беседы — см. Майевтика).
Следовательно, зачет по оперативной философии можно получить, если экзаменуемый знает дистинкцию (составные различия) предмета в том числе примеры воздействия на сознание, как отдельной личности, так и общественных групп, прослоек, мировоззренческих лагерей. Так же в общем контексте должно быть известно, что всякое социальное сношение сопричастно к сознанию и воздействует в самых разных формах – полисемических, персуазивных, суггестивных, устрашающих, поощряющих, умиляющих, вопрошающих и т. д. и т. п. Отсюда понимание того, что ни одна целеполагаемая сфера общества, отрасль экономики, сферы культур и субкультур не могут функционировать вне идеологизации своих интересов. А это значит, что и панковская субкультура, угрожающая классическим формам культуры, а значит и конституционному порядку, анархистическими, откровенно деструктивными инфекциями нацелена на воздействие на сознание широких масс. 
В свою очередь, идеоологизация интересов может выстраиваться в формах открытой и закрытой пропаганды. Например, христианство и ислам идеологизируют свои интересы или, говоря проще, осуществляют миссионерство в формах открытой для всех пропаганды; иудаизм – в закрытой, ограничивающей круг лиц, для своей миссионерской деятельности. Индуизм – индифферентно в своей миссионерской деятельности, буддизм – более активен, но значительно уступает в идеолоизации миссионерской деятельности христианству и исламу. В то же время, надо знать, что ни христианство, ни ислам не представляют собой идеологически цельные учения, и, что среди них есть внутренние течения, секты, строго ограничивающие свою миссионерскую деятельность. Причинами этому фактору могут быть самые разные вещи, как позитивные, так и негативные. Но речь не о них, а о том, что панковская субкультура как современное ответвление от движения хиппи 50-х гг скрывает в публичных баталиях, в том числе в правовых полемиках свое истинное лицо деструктивизма и буквально навязывает обществу крайние формы аморализма.
Под внешне спекулятивной формой псевдомолебня в ХХС «Богородица Путина прогони» Pussy Riot осуществляла акцию в ущерб российской государственности и коренным народам РФ. Аргументом для данного суждения служит тот факт, что среди «болотной» оппозиции нет ни одного лидера, имеющего хотя бы одну продуктивную идею государственного развития. А Президент Путин, нисколько не умоляя его ошибки и недостатки, постоянно демонстрирует свою право-позитивную идейность в обоих энциквистских аспектах – теоретическом и практическом.
И вот мы тут снова столкнулись с задачей оперативной философии, то есть с необходимостью быстро усвоит новый термин «энциквизм». Термини энциквизм образован от той же этимологии, что и «энциклопедия», означающий учение по всему кругу познания. И если энциклопедия выражает собой априори всю, максимизированную знаниевую базу человечества, то энциквизм – представляет собой апостериори эвристический метод работы с энциклопедией/ями. В сущности я пытаюсь ввести в научных оборот термин «энциквизм», для раскрытия закономерности качества познания одних терминов, в зависимости от качества познания других терминов. То есть, есть такая закономерность, что нельзя получить зачет по вопросу о морали, если экзаменуемый не знает, что такое императивы; кто не знает, что такое рефлексия не получит зачета по вопросу о том, что такое критика; не имея качественного представления о религиозной нравственности не может знать, что есть молитва. Словом весь круг академического, да и обыденного тоже, познания диалектически взаимно детерминирован.
Если с этим все понятно, хотя бы на уровне пролегомены (предварительные сведения о чем-н., ключи к постижению идей и концепций), то перейдем к фундированию понятия «оперативная философия». Чем дальше человечество уходит в постиндустриализм, производя все больше и шире материальные блага и услуги, тем выше поднимается значение концепта «оперативная философия». Но не в очевидной форме, как ни парадоксально, а во многом имплицитно, в формах внутренней континуальности природы, общества и мышления. Можно себе представить выражение лиц чиновников, которым поступит от философа предложение использовать в деле реализации государственного политического курса РФ – оперативную философию... В моем случае они это предложение всегда отклоняли… э… в мусорную корзину. Почему? Не враги же они сами себе в конце концов! Да, не враги, но структурные объемы их сознаний не вмешают такие понятия как «имплицитная», «внутриконтинуальная актуальность». В самом деле, если нет видимой очевидности актуализму оперативной философии, и с такой проблемой, как шумиха вокруг суда над панк-группой Pussy Riot власть справляется, на кой им сдалась оперативная философия! Это же надо штат мыслителей содержать, они же еще и терминами говорят, травмируя холенные умы уважаемых людей, которых ни в коем случае нельзя ставить в интеллектуально не ловкое положение.
Короче говоря, акрибофобия (боязнь не понять прочитанного или услышанного) и гелленологофобия буквально поразили армию чиновников нашей страны, среди которых есть и весьма образованные, исключительно позитивные личности. Но вот мои труды никак до них не доходят и, соответственно, никакой право-позитивной реакции на мои эвристические предложения не следует. А между тем, я излагаю действительно эвристические идеи, для решения проблемы с панк-группой Pussy Riot и сотен других не менее важных задач, дестабилизирующих право-культурные процессы нашей поистине великой страны. Но для их осуществления необходимо конституировать концепт «оперативная философия», вооружившись которым ответственные лица во власти, в религии, институтах гражданобщества моментально будут реагировать на поползновения деструктивных элементов и сводить к ничтожности вред, причиняемый ими прекрасной российской культуре.

P. S.
Состоявшийся 4-го июля суд по делу богохульниц меру пресечения оставил без изменения. И хотя псведомолебницы выглядят для довольно большого числа россиян жертвами политического волюнтаризма, на самом деле это не так. Скорее российское общество оказалось заложником доксикализма, продуцированного этими панк-певичками и группами активистов, оголтело их поддерживающих. А острие вопроса в том, кто кого переубидит в российском обществе, сторонники классической, выработанной веками морали или сторонники аморализма? Причем, аморалисты создают при этом весьма опасный прецедент поганит святыни. Потому и говорю, что приведение панк-молебниц к искреннему публичному раскаянию нанесло бы куда более сильный удар по всё зреющему деструктивизму в субкультурах нашего общества. Да и дешевле обошлось бы эта эвристическая контромера, чем демонстрация силы власти, которая, что ни говори, тоже важна. Но без оперативной философии оперативные мероприятия правоохранительных органов не дадут логически удовлетворительных результатов. Аргументом этому суждению является вся политико-правовая действительность. Пора бы задуматься власти над прикладными аспектами философии. Например, тех, которые выражены в моих «Функциях философии»…
Честь имею, как говорил один из лучших журналистов Дагестана, Гаджи Абашилов.