Игра в дурака

Корсакова Елена
Равнодушие… Наверное, этого ему хотелось сейчас больше всего.
    Возле окна в маленьком уютном кафе сидит немолодой мужчина и спокойно пьет кофе. Он смотрит, как дождь струйками стекает по оконному стеклу и как люди спешат, перебегая дорогу. Кто-то держит зонт над собой, перепрыгивая лужу. Кто-то мокнет без зонта и неспешно идет под густым дождем.
   В задумчивости он не заметил, как к нему за столик подсел некий сосед.
- Скучаете?
   Мужчина поднял голову и с удивлением обнаружил, что с ним разговаривает бойкий маленький старикашка. Взъерошенные седые волосы в творческом беспорядке обрамляли голову, сухие бледные губы растянулись в сжатой улыбке. И только лукавый озорной взгляд выдавал в нем необычного дедулю…
- А что? – переспросил мужчина, отпивая глоток кофе.
- Я же вижу, что скучаете. Знаете, - шепотом произнес он почему-то, наклонившись поближе к собеседнику, - я знаю, как Вам помочь.
- Помочь мне? В чем Вы хотите мне помочь? – без интереса спросил мужчина.
- Я могу Вас развлечь! – задорно прошептал старичок, и счастливо улыбнулся.
- Вы? – мужчина усмехнулся, - мне не нужны Ваши развлечения. Поищите девочек молоденьких, готовых к развлечению…
- Вы неправильно меня поняли. Я могу Вас развлечь необычным способом, как никто.
- Что Вы хотите мне предложить? - по-деловому поинтересовался мужчина, допивая свой кофе.
- Сыграть со мной в карты, - дедуля опять улыбался загадочно.
- Я не люблю играть в карты… Да и колоды у меня нет. Вообще, мне пора идти. Дождь уже закончился.
- Постойте, - сухая морщинистая рука плотно схватила мужчину за рукав куртки. – Это необычная игра в дурака.   После этой игры Вам станет легче, поверьте мне… Соглашайтесь!
   Эта настойчивость незнакомого дедули заинтриговала не на шутку мужчину, видевшего многое в этой жизни.
- Вы предлагаете здесь играть в карты?
- Нет, что Вы! Нам никто не должен мешать. Я поведу вас в укромное место, там легче будет сосредоточиться.
- Постойте, Вы хотите играть на деньги? Я против азартных игр…
- На деньги? – задумался дедуля. – Неплохая идея… Не бойтесь, не на деньги. Я играю в дурака. Но только особыми картами.
- Что-то вы темните, господин, - уже улыбался мужчина, поднимаясь со стула. Ему начинала нравиться эта прелюдия игры в карты с незнакомым стариком.
  Старичок ничего не ответил, он пошел впереди мужчины на выход. Дождь, действительно, бросал на землю последние жалкие капли.
- И куда мы пойдем? – спросил на улице мужчина.
- Здесь рядом, - заторопился идущий впереди старичок. – Я там работаю иногда… Нас пропустят.

   Через пару улиц они свернули в какой-то узкий переулок, зашли в арку и оказались в большом дворе. После дождя ароматно благоухала сирень, растущая в этом дворике. Во дворе стояла какая-то разбитая большая ваза из керамики. Толстая тетка вышла из узкой темной двери и вылила воду под куст сирени. Она была похожа на уборщицу. Увидев старичка, она что-то пробурчала себе под нос и зашла с ведром в ту же дверь.
   Старичок зашел в дверь, движением руки приглашая заходить мужчине следом. Проходя темным коридором, они вошли в холл какого-то помещения. За стеклянной перегородкой дремал охранник… Наверх шла старая мраморная лестница, застеленная ковровой дорожкой.
  «Как в старых советских клубах», - подумал мужчина, взглянув на лестницу. Но старичок не повел его на лестницу, а жестом указал путь прямо, мимо спящего охранника. Пройдя небольшой холл, они опять оказались в темном коридоре. Мужчина шел осторожно, боясь потерять из виду (хотя ничего не было видно) своего «поводыря». Наконец, какое-то пятно света стало видно вдалеке.
  - Пришли, присаживайтесь, - сказал поводырь. – Ой, постойте, сейчас я свет включу. Вы же не привыкли к местному освещению. –  Старик уверенно прошел куда-то в сторону, раздался щелчок и  мужчина оказался в круге света от прожектора.
   На мгновение мужчина ослеп от резкого света, затем щурясь, поднял голову, надеясь увидеть: откуда идет такой необычный свет. Но источника света не было видно, кругом была сплошная темнота. Только в круге света он увидел небольшой журнальный столик и возле него два стула: один напротив другого. Молча он присел на стул, и пристально стал рассматривать дедулю. Но его взгляд встретился с озорным прищуром «выцветших» стариковских глаз.
  Пристальный взгляд друг на друга замер на  несколько секунд. Тишину  нарушил чей-то крик из темноты:  «Толя, ты не один?» Крик был откуда-то сверху.
- Да, - крикнул в ответ дедуля. – Я с напарником…
- Кстати, Вас  зовут Толя, да? – нашелся, что сказать мужчина.
- Можно и так. А Вы?
- Я? – мужчина посмотрел куда-то в сторону – в темноту. – Сегодня я… Афигий.
- Оригинально, - хихикнул старичок скрипучим смехом. Он полез в карман своего помятого пиджака неопределенного цвета и извлек оттуда новую колоду карт, в прозрачной упаковке. Демонстративно он  развернул шуршащую упаковку, положил ее в другой карман и начал тасовать колоду карт.
  Афигий молча смотрел на слаженные движения старика и пытался рассмотреть: какие карты он тасует, чем они отличаются от обычных. Но ничего не было видно, только проворные движения рук старика.  Наконец, старик Толя начал раздавать. Раздав, как положено в игре, оставшуюся часть он положил рядом. Открыт был козырь…

  Началась игра. Афигий не заметил, как вдалеке, где-то в другом помещении заиграла труба. Кто-то ритмично повторял свою партию. Не успел Афигий рассмотреть свои карты, как перед собой на столе увидел козырь: лежала карта серого цвета с рисунком кленового листа и надписью вдоль: Равнодушие.
  Мужчина удивленно смотрел на карту, вспоминая, что именно это чувство он хотел сегодня, когда пришел в кафе…
- И чем я смогу побить этого козыря? – спросил равнодушно Афигий у Толи.
- Подумай и найди карту, большего достоинства, чем эта. Только и всего… Кстати, добавлять карты нельзя. Играть можно только розданными шестью картами. Вот и все правила.
   Мужчина прочитал названия полученных карт: Тоска, Отчаянье, Ревность, Гнев, Одиночество, Страх…
  Какое-то время он «завис» в размышлениях. Труден был выбор… Труба продолжала выводить свою незатейливую мелодию. Казалось, что где-то там, за стенами идет другая бурная жизнь. А у них игра - время остановилось.
  Наконец, выбор был сделан, и он бросил сверху Равнодушия карту  с достоинством: Одиночество.
- Вы уверены? – спросил лукаво дедуля. – Хорошо подумали?
- Наверное…
- Тогда я тоже подумаю, - сказал старичок и окунулся взором в свои карты.
В это время Афигий засомневался в чистоте игры: что-то слишком негативный подбор карт был у него…
- Вот тебе, - старичок Толя бросил сверху свою масть: Радость. Бросил и счастливо улыбнулся.
- М-да… И что: Радость больше, чем Одиночество и Равнодушие?
- Конечно! Если у тебя есть хотя бы одна причина для радости, ты не будешь равнодушен к окружающему тебя миру и не почувствуешь своего одиночества. Сомневаешься? Сейчас же вспомни одну причину для радости!
- Да чему же можно сейчас радоваться? Тому, что я сейчас, как болван сижу неизвестно где и играю в странную игру с неизвестно кем?!
- Разве это не удивительно? – подхватил дедуля.
- Это, по меньшей мере, странно… - мужчина сделал паузу. Затем посмотрел на озорной взгляд напротив себя и улыбнулся.
- Ты улыбнулся... Знаешь, радость – это не всегда прыгать до потолка. Это – просто когда хорошо и спокойно на душе, да?
  Продолжая улыбаться, мужчина искал у себя подходящую карту, чтобы побить последнюю: Радость. Перед глазами рябели надписи карт: Тоска, Отчаянье, Ревность, Гнев и Страх… пять чувств. Чувства, свойственные ему в последнее время. Он привык к ним, и одновременно хотел от них избавиться. Непросто было найти что-то подходящее. Что-то большее, чем Радость. Что-то, что может убить Радость… Гнев! Конечно, гнев способ убить радость.
- Афигий, ты уверен в своем решении? Неужели Гнев сильнее Радости?
- Конечно, когда я в гневе, я даже не смогу и думать о радости!
- Возможно, возможно... – вздохнул дедуля. – Ведь все мы разные. Но, знаешь, бывает радость, которую гнев не может сломить. Такая непреходящая радость. Сколько бы ты не гневался, вспомни о ярком детском воспоминании, когда ты был абсолютно счастлив, и твой гнев пройдет. У тебя есть такое воспоминание?
  Мужчина задумался. Так далеко было его детство, и так затуманились все воспоминания.
Почему-то сразу вспомнились сладкие яблоки, которые он смог есть после того, когда выздоровел. Очень хотелось съесть яблоко, но после удаления миндалин, ему было нельзя есть грубую пищу. И только когда горло зажило, он маленькими кусочками кусал сочное большое яблоко и был… абсолютно счастлив!
  - Допустим, Вы правы, Толя… Хотя трудно проверить Вашу логику, ведь я сейчас не в гневе. Хорошо, Радость больше Гнева. Я забираю эту карту обратно… Но, может быть, Страх? – Афигий неуверенно бросил карту Страх сверху Радости.
- Страх сильнее Радости? – спросил старик. – Вряд ли… Вспомни, например…
 Он не успел договорить, так как мужчина сам вспомнил, что когда он радостный, то страх куда-то отступает сам по себе. Осталось мало карт: Отчаянье, Тоска, Ревность… Что среди этого сильнее и больше, чем Радость? Ревность, конечно Ревность! Когда к нему подступает ревность, сдавливая дыхание, то все мышление будто парализуется. Какая здесь может остаться радость? Она испарится…
- Что, Ревность? Знаешь, не позавидую я твоему набору карт. Какие-то они у тебя все негативные… - сказал почему-то Толя.
- Вы же сами мне их раздали… А у Вас какие – позитивные?
- Пожалуй, да. Эта игра необычная, я же говорил тебе. Масть-чувство тебе попадется то, которое ты испытываешь в настоящее время или испытывал не так давно…
- Тогда мне остается только сдаться, да? Сейчас вы будете мне доказывать, что позитивные эмоции сильнее негативных. Я угадал?
- В целом, да. Но сила чувства у каждого человека разная. Похоже, что сильнее всего нас в жизни задевают негативные эмоции, чем позитивные. Ведь люди придают им столько значения, что  думают о них постоянно, переживают. А хорошие сильные чувства удерживаются долго не у всех. Эту привычку нужно развить в себе, натренировать свой мозг, что ли… Если твоя радость будет сильнее, чем ревность, одиночество и гнев, тогда ты всегда будешь победителем.
- Я Вас понял, Толя… Но что Вы скажете про такой расклад: ревность сильнее же радости?
- Да, иногда ревность может съедать радость человека. Она может съедать его всего. Бывают люди, одержимые ревностью… Но это же от неуверенности, ты же сам знаешь.
- Да, - вздохнул Афигий. Он опустил голову, так как слова старика повергли его…-  Ревность забирает радость. – Твердо сказал он, будто настаивая на своем.
- Хорошо, допустим, твоя Ревность оказалась сильнее моей Радости. Но я сейчас что-то подберу для тебя подходящее…
 На стопку карт легла карта с названием: Любовь.
Афигий смотрел на брошенную стариком карту и пытался понять: как любовь может побить ревность? В памяти начали всплывать ситуации из жизни, когда он продолжать любить человека, и ревность пасовала… Просто любить. Без ревности это трудно. Но можно, если доверять. Если не подавать никому повода…
Афигий чувствовал, что игру проигрывает. В руках оставались только: Отчаянье и Тоска. Что из них может быть сильнее любви? Наверное, отчаянье.
- Я думаю, что Отчаянье может убить Любовь. Мой выбор: Отчаянье.
- Отчаянье убить Любовь? Но если и может убить, значит это и не любовь была, а так… игра. Любовь спасает из отчаянья.
- Но ведь отчаянье может загнать любовь в угол и полностью подавить человека.
- Ничего, поспит, поест и все отчаянье пройдет. Если есть любовь, отчаянье бессильно.
- Да кому она нужна эта любовь?! – начал нервничать мужчина. Ему уже стало неловко от этой игры. Будто, рентгеном высвечивали его чувства и мысли.
- На вот, выпей, - достал из-под стола старик бутылку вина и налил в стаканы. – Ты что-то разволновался сильно. Выпей и успокойся.
Афигий выпил и посмотрел по сторонам. Так же было тихо, только вдали где-то играла труба свое соло, были слышны чьи-то шаги… Вино терпкой влагой промочило его горло.
- Говоришь, не нужна любовь? – повторил вопрос Толя. – Я так не считаю. Хорошо, допустим, тебе сейчас так плохо, что ты думаешь, будто отчаянье может убить любовь. Ты выпей, может, попустит… Хорошо, посмотрим, что у меня осталось в запасе. Вот, - и он бросил сверху отчаянья свою карту: Вера.
- Вера? Во что вера? В кого вера?
- Просто вера. Нужно верить в свои силы, в свою любовь и, конечно в существование и помощь Бога.
- И что, такая вера может победить отчаянье?
- Обязательно. Попробуй, рекомендую. Если не получится, нужно подкрепить ее…
Мужчина опустил голову. Как мало он в жизни думал о таком чувстве. В себя верить – это понятно. Верить в свою любовь? Сомнительно. А вот верить в Бога? Нужно что-то узнать об этом. Не приходилось…
Но что-то в душе подсказывало, что старик прав. Может все-таки Вера побить Отчаянье. А чем он может побить Веру? В руках была только одна карта: Тоска. Что такое Тоска? Это когда скучно? Или когда кошки на душе скребут? Или когда умираешь заживо от невозможности быть с любимым человеком? Или когда щемит на сердце боль за далекий родной край, который не можешь увидеть, за близких, которых нет рядом? Наверное, тоска бывает сильной, чтобы побороться с верой.
Афигий решил рискнуть и бросил карту Тоску сверху стариковской Веры. Старик помолчал, отхлебнул вина, кашлянул и молча положил карту: Самообладание.
- Что это? – удивился мужчина. – Самообладание? Как это?
- Иногда люди называют это силой воли. Но самообладание – это больше, чем держать себя в руках, когда хочется выпить лишнее, например. Это сильное качество, способное справиться с любым негативным чувством. Это – контроль над собой на уровне мыслей, чувств, эмоций.
- Но я же не робот, а живой человек, - возмутился Афигий. – Как я могу контролировать себя таким образом?
- Все мы далеки от совершенства, но стремиться к нему – наша цель. Ты пей, Афигий. Кажется, что ты проиграл…
- Я что теперь «дурак»?
- Если ты выдержал игру до конца, значит, не дурак. Но для новичка ты играл неплохо.
- Вы часто играете в такую игру?
- Да, ежедневно.
- И что, всегда выигрываете?
- Практически да… Но ты тоже так можешь.

Не успели они собрать карты и допить вино, как кто-то щелкнул кнопкой и загорелся свет. Много света. Мужчины закрыли глаза, а когда открыли, то увидели перед собой… полный зал зрителей. Да, они были на сцене, а перед ними сидел полный зал зрителей. Почему-то они встали и раздались бурные аплодисменты.