I-4-7. Овладение землей Обетованной

Екатерина Истоомина 2
                Для чего был избран народ Божий?
                Думается, для того, чтобы, просвещенные Законом
                и Заповедями Божьими, потомки Авраама несли
                познание Бога остальному человечеству.

«По смерти Моисея … Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: … итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым.  Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою; не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им». И.Нав. 1:1-2, 5-6.             

                У многих читателей Библии, не рожденных свыше от Духа Святого, история изгнания языческих народов из Ханаана вызывает возмущение: жили себе люди на освоенной территории, а тут пришли со стороны евреи, и для них Бог освобождает землю, уничтожая неугодных. Но тогда надо вспомнить и Потоп, и уничтожение огнем и серой Содома и Гоморры. Тот, кто внимательно, в духе и истине читает Слово Божье, понимает, что наказания Божьи за грехи никогда не бывают без многократного научения и предупреждения о последствиях непослушания. И можем ли мы осуждать Бога за уничтожение мерзкой культуры и отступившего, упорствующего в своем грехе человечества?

«Горе тому, кто препирается  с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: что ты делаешь? Так говорит Господь:… хотите Мне указывать в деле рук Моих?». «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь». Исайя, 45:9-11; 55:8.

                Без смирения перед Божьим Промыслом – мы невольно читаем Библию как литературное произведение, которое может нравиться или не нравиться. Но Библия – не просто книга, а самооткровение Бога, Творца мира, Вседержителя и Властителя над всеми народами.

«Душевный человек не принимает того, что от духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его?». 1 Кор. 2:14-16. Бог открывает это познание детям Своим, рожденным от Духа Его.

                Итак, приняв истину о ДУХОВНОМ постижении Слова Божьего, мы сможем понять причину и суть всех событий, описанных в исторических книгах Библии.

                «Книга Иисуса Навина» повествует о завоевании  израильским народом Ханаана, территории, которую заселили в свое время потомки Ханаана, сына Хама. Завладев под руководством Моисея землями аморрейскими, евреи остановились перед Иорданом, за которым находилась обещанная Богом долгожданная земля. Но её еще предстояло покорить.

                Иисусу Навину из колена Ефремова, ближайшему помощнику Моисея, было 85 лет, когда он стал вождем сынов Израилевых. Первое строгое напутствие, данное Богом Иисусу Навину, – в точности соблюдать Слово Божье, записанное в Книге, которую Моисей вручил Иисусу. И постоянное наставление народа в послушании Богу - это непременное условие успеха в их жизни на обретенной земле.

«Тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно в предприятиях твоих. Да не отходит сия книга от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих». И.Нав. 1:7-8.

                Первая преграда на пути к успеху – река Иордан, но Бог остановил воды Иордана, чтобы народ вступил на обетованную землю (гл. 3).  Евреи остановились в Галгале и из двенадцати камней, взятых со дна Иордана, установили памятник в знак перехода Иордана по суше. По слову Бога Иисус Навин совершил обрезание всех сынов Израилевых, родившихся в пустыне. После их выздоровления народ радостно отпраздновал  Пасху. На следующий день манна, которую израильтяне получали от Бога ежедневно в пустыне, перестала падать с неба, потому что «они ели в тот год произведения земли хананейской» (5:12). Господь послал таинственного вождя с небесным воинством для охраны Своего народа и в помощь Иисусу Навину. Весть о приближении евреев, которых ведет их Бог, перелетела Иордан раньше, чем они перешли его, и произвела панику среди царей хананейских.

«…тогда ослабело сердце их, и не стало в них духа против сынов Израилевых». И.Нав. 5:1.

                Следующее проявление Божественной силы – покорение Иерихона (гл.6). Семь дней евреи с ковчегом завета и трубным звуком обходили Иерихон. А в назначенное время седьмого дня, при звуке трубы и едином громком восклицании народа, стены Иерихона рухнули. Они ограничивали три гектара территории города. «А город и все, что в нем, сожгли огнем» (6:23); и «проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон» (6:25). Раскопки Иерихона в 1929-36 годах ХХ века доказывают истинность библейского рассказа.
 
                Но в тех случаях, когда кто-то из евреев нарушал Божьи указания, весь народ терпел ужасные поражения (гл. 7-8).  В Сихеме, у горы Гевал, где когда-то Авраам, выйдя из Вавилона, соорудил первый жертвенник Богу, Иисус Навин снова напомнил народу слова закона из книги Моисея.

                Благодаря чудодействию, - когда солнце остановилось на небосводе на целый день, - Иисус Навин разбил южных царей около Гаваона. А далее он победил царей северных и таким образом покорил всю Палестину (гл. 9-12).
               
«И поразил Иисус  всю землю нагорную и полуденную, и низменные места, и  землю лежащую у гор, и всех царей их; никого не оставил, кто уцелел бы, и всё дышащее предал заклятию, так повелел Господь, Бог Израилев». И.Нав. 10:40.

«Таким образом отдал Господь Израилю всю землю. И дал им Господь покой со всех сторон, как клялся отцам их.  Не осталось неисполнившимся ни одно слово из всех добрых слов, которые Господь говорил дому Израилеву; все сбылось». И.Н. 21:43-45.

                Шесть лет потребовалось для обретения земли Обетованной. В последующие годы Иисус Навин руководил народом, подчиняясь  во всем Божьим указаниям. Он распределил отвоеванную землю по уделам между двенадцатью коленами  сынов Израильских.
 
                Евреи, получившие удел еще от Моисея, на восток от Иордана,  соорудили жертвенник – символ национального единства всех сынов Израилевых, разделенных Иорданом. И.Нав. 22:34.

                В 23-24 главах записана прекрасная прощальная речь Иисуса Навина к своему народу. Он снова напомнил обо всех событиях покорения Ханаана и призвал избранный народ  к полному и точному исполнению всего, написанного в книге закона Моисеева. И в который раз предупредил о тяжелых последствиях отступления от Бога отцов их: «возгорится на вас гнев Господень, и скоро сгибнете с этой доброй земли, которую дал вам Господь». И.Нав. 23:16.

«Народ сказал Иисусу: Господу, Богу нашему, будем служить, и гласа Его будем слушать. И заключил Иисус с народом завет в тот день, и дал ему постановление и закон в Сихеме. И написал Иисус слова сии в книгу закона Божия.  И отпустил Иисус народ, каждого в свой удел. После сего умер Иисус, сын Навин, раб Господень, будучи ста десяти лет». И.Нав. 24: 24-29.

«И кости Иосифа, которые вынесли сыны Израилевы из Египта, схоронили в Сихеме, в участке поля, которое досталось в удел сынам Иосифовым».  И.Нав. 24:32.

http://proza.ru/2012/07/07/119