О трехчастной структуре личностного у З. Фрейда

Дмитрий Михайлович Николаев
«Стоило проступить в каком-нибудь человеке или художественном произведении отблеску духовности, как Фрейд ставил его под подозрение и усматривал в нём вытесненную сексуальность… Я заметил  Фрейду, что если продумать логически его (Фрейда) гипотезу до конца, то это будет уничтожающим приговором культуре. Культура окажется пустым фарсом, болезненным результатом вытесненной сексуальности.
«Ну да, подтвердил Фрейд, – так оно и есть». 

\Из воспоминаний Карла Юнга.\

В книге И.С.Кона о социальной психологии   приводится фрейдистская структура социальной личности, которая включает три основные (по З.Фрейду ) психологические и социальные подструктуры: ((ОНО – биологическая составляющая психики субъекта, включающая все инстинкты, неосознанные рефлексы, подсознательные мотивы, неосознаваемые установки опыта предшествующих поколений \ Я – осознанные составляющие его психики, черты характера, индивидуальные физиологические особенности, ума, фенотипа личности, его эго…\ Сверх-Я – воспитанные в детстве и присвоенные сознанием, как собственные, родовые, национальные особенности, включает категориальные императивы личности, его внутренний цензор (мораль, совесть, вера), содержит филогенетическое наследие организма, совокупность стереотипов социального поведения, архетипы сознания (сохраненные и переданные от родителей множество следов их «Я», воплощенных прежде поколениями предков), собственно личность)). Нарушение равновесия между Я и ОНО вызывает тревогу, беспокойство. Нарушение равновесия между Я и Сверх-Я (требований морали, совести) вызывает чувство вины. Снятие чувства тревоги возможно через осознание неосознанных нарушений равновесия. По такому же принципу действует и механизм мышления, выбора одной из версий высказывания: выделяется то, которое не противоречит доминирующей установке личности, основной, доминирующей логической цепочке…

В указанной работе З.Фрейда (Я и ОНО, стр. 13) с самого начала рассматривается 3-х частная структура «психического» и выделяются  (сознательное, bw \ предсознательное, vbw  \ бессознательное, ubw ), где две последних составляющих «психического» являются двумя различными формами динамического проявления всего скрытого бессознательного. Предсознательное – скрытое, но способное стать сознательным (мысли, представления слов – как следы воспоминаний, следы чувственных и зрительных восприятий, которые однажды могут быть осознаны), а бессознательное – скрытое вытесненное психическое, которое само по себе не способно стать сознательным. Такая трехуровневая структура (сознание \предсознание \бессознательное) имеет смысл только для представлений, однако для ощущений  средний, переходной уровень предсознательного  уже исчезает (З.Фрейд). (На уровне ощущений нет своего ощутительного «Сверх-я», ощущения у Фрейда не имеют идеальных прообразов, они всегда индивидуальны). Именно процессы, связанные с формированием представлений слов, вербального осознания и мышления формируют сферу предсознательного.

По З.Фрейду, «Я» отдельной личности рассматривается как «связная организация определенных психических процессов в одной личности», т.е. как некоторая упорядоченная структура, организованная как единое целое в сфере сознательного (bw). Это «Я» контролирует все частные психические процессы и побуждения к движению организма. Это «Я» контролирует и все вытеснения из сферы сознательного в сферу бессознательного. Именно анализ противостояния «Я» и всего вытесненного им из сферы сознательного и является предметом психоанализа. Это «Я»  Фрейда связано с тремя воздействующими на него подсистемами: с внешним миром (через восприятия); с воздействующей на него системой идеалов (архетипов) из  «Сверх-Я» в предсознании; с системой вытесненных в область бессознательного побуждений, инстинктов, вожделений (либидо), порождаемых (страхом, агрессивностью, взаимным влечением).

З.Фрейд рассматривает процесс формирования «Я» и его структуры в процессе воспитание личности из психических феноменов  исходного «ОНО». Выделяясь сначала в виде комплекса Эдипа (определяющего отношения в триаде «Я», Отец, Мать) он вытесняет из сферы сознания неконтролируемые влечения (вожделения – либидо) и одновременно выявляет первичные идеальные поведенческие структуры (архетипы) в области предсознательного, где хранятся исходные следы прошлого опыта. Из этого опыта формируется индивидуальное «Сверх-Я» и с ним юное «Я» соотносит своё первое осознанное поведение. Все неосознанные вожделения вытесняются в область бессознательного «ОНО». Таким образом, процесс формирования психических структур личности начинается с формирования индивидуального «Я», затем актуализируется индивидуальное «Сверх-Я». Всё не задействованное в процессе остается в области бессознательного «ОНО1».

С другой стороны если рассматривать иерархию этих подструктур, то З.Фрейд на первое место ставит «Сверх-Я», как выявленный индивидуальный идеал, прообраз для «Я», из соотнесения с которым у «Я» может возникнуть чувство вины. Однако «Сверх-Я» также может напрямую взаимодействовать с «ОНО1», с неконтролируемыми вожделениями, побуждениями организма. Поэтому вся рассматриваемая структура отношений и соподчинений легко может быть описана в триадологических терминах.

Структурирование «психического» по З.Фрейду   при формировании личности из первичного «ОНО»: выделение личностных комплексов из соотношения «Отец»-«Я»-«Мать»; формирование системы идеальных прообразов из предсознательных архетипов в «Сверх-Я» на базе социального чувства, религии, морали; системы вытесненных в бессознательное «ОНО» инстинктов и побуждений со структурой, типа: (эрос, самосохранение, саморазрушение).

Если структуры в «Я» формируются фиксацией доминантных привязанностей, связей и отношений в значимых для ребенка ситуациях (например, в Эдиповом комплексе это отношения между ребенком и внешним миром задаются триадой: «Я», Мать, Отец) в соответствие с которыми он планирует свое поведение, то в области предсознательного, из социального чувства, из религиозных установок в социуме, из ограничений, накладываемых моралью, выделяются, как идеальные образцы, структуры типа (Бог Отец, Богиня Мать, Бог Сын или Отец, Св. Дух, Сын), которые становятся нравственными императивами для ребенка, определяющими его выбор религии, морали и формы социального поведения. Согласно З.Фрейду, в структурах личностного «Сверх-Я» закрепляются эти выделенные из множества следов, оставленных предшествующими поколениями, архетипы социального поведения, основные мифологемы (религиозные догматы и пр.), структура идеального образа внешнего мира… Именно в соответствие с ними, под непрерывным контролем с их стороны и формируется «Я». По мнению З.Фрейда, именно «Сверх-Я» выступает для всего «психического», и для формирующегося «Я», высшим существом, контролирующим все остальные возникающие структуры, по аналогии со архетипическими структурами, хранящимися в предсознании. «Всё, что биология и судьбы человеческого рода создали в «ОНО» и закрепили в нем, все это приемлется в «Я» в форме образования идеала и снова переживается им… Религия, мораль и социальное чувство – это главное содержание высшего человека – первоначально составляли одно». (см. «Я и ОНО», 1990 г., стр. 33).

Если говорить о триадологичности мировоззрения самого З.Фрейда, то можно отметить его непоследовательность. И у него проявился характерный для европейских ученых фактор дуалистической доминанты, который во многом ограничивает содержательность их исследований. Так, выделяя важную роль диалектичности развертывания влечений в «ОНО», например, рождения, сохранения  и смерти (он пишет только о созидании и распаде), любви, соперничества и ненависти, влечения и отвержения, он все же не придает значению промежуточным фазам и состояниям. Хотя, в конечном счете, он всё же подчеркивает важнейшую роль в «ОНО» триады: (эрос (рождение); самосохранение; саморазрушения (смерти)), архетипом которой выступает космогоническая триада: (рождение \сохранение \разрушение).

Отметим несколько важных соображений З.Фрейда о мышлении: Во-первых, мышление есть процесс, сначала образного (зрительного, непосредственного, действенного), а затем и словесного (понятийного, опосредованного) осознания происходящего. Во – вторых,  мышление, благодаря связи с мозжечком,  выступает тормозящей подсистемой для длительных моторно-двигательных реакций, способной контролировать непосредственные сложные двигательные реакции, вызванные побуждениями из «ОНО» и структурировать деятельность организма. В-третьих, представления слов актуализируют мысли в области восприятия, переводят внутренние мыслительные процессы во внешние.