Сколково и Форрест Гамп

Михаил Желамский
Постепенно приходя в себя после наглого и необоснованного игнорирования моего славного проекта фондом «Сколково» (http://zhelamsk.livejournal.com/40443.html ),  я начал разбираться в вопросе по существу. Первое - посмотрел в интернете мнение народа по поводу данной конторы. Мерзопакостнейшее мнение, скажу я вам, с некоторым удивлением.

Господин Навальный, например, «катит бочку» на господина – же  Вексельберга, и, похоже, не без оснований.  Народ пишет про Сколково, как про «гнездо коррупции», про «откаты до 90%» и прочие нелестные определения. Наши графиновые нобелевцы Гейм и Новосёлов в Сколково тоже не особо идут, ссылаясь на Черномырдина: «…как всегда…».

Интуитивно с этим нельзя не согласиться, зная устройство жизни в современной России.  Сколковским людям власть дала большие деньги, и еще дала право решать – кому эти деньги давать, а кому не давать. Причем, я не слышал, и в интернете пока не нашел (может и есть!) – как осуществляется контроль  за обоснованностью отбора проектов. Финансовый контроль пусть проводит счетная палата Степашина, но качество экспертизы – вопрос особый, и в данном случае, видится мне первостепенным.  В условиях бесконтрольного распределения не своих денег (а скорее наших – из бюджета, денег налогоплательщиков), конечно, существует мотивация для сколковских менеджеров давать гранты не тем заявителям (вроде меня), кто показывает реальную науку, а своим, гарантированно обеспечивающим нормальный «откат».

Достаточно просмотреть названия некоторых принятых проектов:

    Компания разрабатывает наземную инфраструктуру ГНСС ГЛОНАСС/GPS для высокоточного геопозиционирования.
    Разработка нового вида услуг в области мобильных телекоммуникаций.
    Компания занимается созданием ПО для моделирования разработки нефтегазовых месторождений.

Видно, что в лучшем случае это рыночная новизна – т.е. чего-то в Росии нет, а где-то есть.  А ведь бывает еще техническая и научная новизна, которых  в названиях данных проектов не видно. В материалах данной конторы я не нахожу даже простого определения термина «инновация». Что они под этим понимают? Короче, пока никто не может проверить обоснованность отбора проектов в данной системе, что мы и видим, в частности, на примере моей заявки.

Без лишнего пафоса я скажу, что мой проект может служить той самой лакмусовой бумажкой для проверки эффективности системы отбора. НЕ-МО-ЖЕТ-ТА-КОГО-БЫТЬ, чтобы заявка, построенная на запатентованном развитии эффективно действующей за рубежом наукоёмкой технологии, доведенная до первого отечественного действующего образца, и обоснованно заявленная в нескольких областях применения, была бы выброшена на стадии формальной экспертизы, еще до рассмотрения по существу.  Из тех видов новизны (рыночная, техническая, научная) здесь присутствуют все три, может быть в разных пропорциях. Мне не стыдно за проект!

Виден и другой фундаментальный порок, заложенный в систему «Сколково» на начальном этапе – они сами выбирают проекты, и сами дают деньги.  Каждому понятно, что это есть основной признак коррупционности

         Давно живу, много видел, и сильно сомневаюсь в том, то «Сколково» в существующем виде способствует инновационному процессу в сегодняшней России.

         И, подумав, я предлагаю следующее. Думаю, что всем !!! будет полезно, если появится независимая экспертиза проектов, выбранных системой «Сколково». Уверен, что в России найдется группа инициативных ученых, способных независимо оценить актуальность тех или иных идей в сравнении, как с мировым опытом, так и с собственными разработкам.  На первом этапе можно просто просматривать названия отобранных проектов, т.к. более подробная информация сейчас недоступна.

Я лично берусь довести эту инициативу до Президента РФ, и до Премьер – Министра, используя  существующие «интернет-приемные».  Также я намереваюсь довести эту идею до мнения авторитетных лиц и существующих партий.  Сегодня же и начну это делать  Ещё все мы знаем, что агентство стратегических инициатив призывает всех нас проявлять инициативы, направленные на развитие общества.  Чем не повод проявиться?

Убежден, что данное предложение полностью находится в рамках закона, должно быть поддержано властью, находится в интересах страны.  Единственное, что нужно – поддержка  научной общественности. Вот и посмотрим. Господа ученые! Объявляю набор волонтёров в независимую экспертную группу по рассмотрению проектов, разрабатываемых в нашей с вами России при содействии национального центра  поддержки инноваций «Сколково».  Вперёд! Ура! Мы победим!