Зачем Православие в школе?

Олег Ахмеров
                Зачем нужно православие в школе? (На фото Евгений Родионов)
Наткнулся на форуме сайта нашего города тему, звучащую примерно так:
 "Доколе нашим детям будут навязывать религию в школе".
 Автор темы клеймит церковь за несущее мракобесие детям...
 Мне захотелось ответить автору, а заодно порассуждать с нашим читателям на столь важную тему, тем паче, что церковь, в моём понимании, как раз и борется с мракобесием (с мраком и бесами)...
 Надо дать ещё некоторые разъяснения, что я - обычный мирянин, православный христианин и выражаю здесь личное мнение по вопросу "Зачем нужно православие в школе?" Полагаю, что по другим религиям (мусульмане, буддисты, иудеи) и исповедующим атеизм, люди могут иметь своё мнение, не согласное с моими, коих я не хочу ни в коей мере как-то унизить или оскорбить, а наоборот сохранить дружелюбие и взаимопонимание.

Для начала порассуждаем, что сейчас видят наши дети, какой, так сказать, духовной пищей их потчуют, и как так случается, что наши дети, переступая порог юности, обретая некоторую самостоятельность, становятся заложниками свободомыслия. Порой они фактически предоставлены сами себе и толком не имеют знаний: "Что такое хорошо и что такое плохо". Ведь, что греха таить, то, что раньше считалось низостью, пошлостью, беззаконием сейчас может являться нормой. Всяческие извращения между полами, внебрачные отношения, пивной алкоголизм, наркомания, тату и пирсинги, курение девочек (именно больше девочек, а не мальчиков) в школе, ранняя половая жизнь, а конфликт "Отцы и дети" перерос в криминальный...  Для нынешнего поколения детей - не работать и быть миллионером, или для девочек иметь мужа миллионера - есть заветная мечта...
 Многие из них не имеют познаний не только о том, для чего живут, но и наоборот - имеют порой демонические познания, ведущие к растлению.
Большинство современных детей имеют не высокие понятия о нравственности и мало, что знают о духовности, так как являются продолжением своих родителей, получающих познания, в основном, из "иконы" нового века под названием телевизор. То, что показывают по телевизору многие называют гадостью, мерзостью, мол, смотреть там нечего, и ... смотрят. Юмор - "а ля по-американски" с гоготанием без причин, завязанный на "ржачке" ниже пояса. Вечные сериалы, шоу, убийства и грабежи, конкурсы красоты и вольготная жизнь элиты, стали главными на экране..., ах да, ещё футбол чуть не забыл...  Не сказать о футболе нельзя, ведь Это уже на грани безумия, когда перед телевизорами с пивом и водкой, обкурившаяся пьяная братва и "девочки" с разукрашенными лицами и с рогами на головах скандируют в барах невразумительное "Оле, оле...". Когда на поле двадцать два миллионера гоняют полтора часа мячик, являясь, судя по гонорарам, самыми востребованными членами общества. К сожалению…  А, что происходит после выигрыша команды? - Разгульная пьянка с колоннами машин по центру города с флагами, и прячущимися гаишниками,- и это сейчас называется патриотизм.К сожалению... А в случае проигрыша любимой команды? - драки, перевёрнутые машины, разбитые витрины... - и это называется спорт.К сожалению...  Для футбола в Петербурге строят самый дорогой стадион в мире, стоимостью более миллиарда долларов. К сожалению... Футболу предоставляют лучшее время в эфире, в некоторых странах экономика работает только на футбол. К сожалению...
Вот, с этаким сложившимся "бульоном" в голове от увиденного, преподнесенным нашим обществом и родителями, на фоне обнищания одной части населения и, вызывающе тонущей в роскоши, другой - и сталкиваются наши детки, впитывая как губка всё.  Воспаляя зависть к сладкой жизни без труда, целью которой являются деньги, богатство, услада естества. К сожалению...
 Наши дети не знают книг, сейчас книги выкидывают на помойки целыми сборниками и библиотеками, мол, всё равно только место занимают, ведь  никто не читает.  К сожалению... 
 Страшное дело творится в обществе, всеобщее падение нравов, бездуховность. А может кто-нибудь противостоять этому злу? Кто даст нравственность обществу, кто вдохновит наших детей на подвиги:  любви к Родине, к обретению знаний и овладение профессии, к любви к родителям, к совершенствованию человека, обретения образования как Образа... У кого есть опыт, познания, нравственность, духовность?

 К сожалению, школа сейчас почти не занимается душой маленького человечка, хотя ранее успешно проводила идеологию коммунизма, и все дети проходили через "октябрят-пионеров-комсомольцев", обретая знания не только юного Ленинца, но и обретая любовь к Родине, Патриотизм, уважение к старшим, интернационализм... Многие взрослые прошли детские годы с отрядным маршем, выкрикивая хором: "Кто шагает дружно в ряд? - Пионерский наш отряд..." И ведь были "Звёздочки", "Пионерские страны", "Зарницы", "Костры"..., а ещё сбор макулатуры и металлолома, а ещё ходили к ветеранам и даже в больницы...  Да, Ленинская идеология подкачала - всеобщий обман, геноцид - такое не прощается, хотя стоит отметить, что добрая часть их идей была позаимствована как раз из Библии...
 Некоторые взрослые, вспомнив школьное былое, сейчас вздохнули и в сердцах сказали себе: "А, что, действительно было здорово, не так уж и плохи были пионеры..." Да, дорогие читатели, я с вами так же, с ностальгией, вздохнул о прежнем. Так может ли школа вновь стать проводником доброго? Проводником не только знаний наук, но и помощи ребёнку в обретении правильного мировоззрения, показания цели и смысла жизни?
 Надо прямо ответить - да, школа не только может, но и своим статусом обязана давать школьнику правильное мировоззрение.
 Православие - что это? Что это за мировоззрение, что это за религиозное учение, какие нравственные заповеди жития, какие духовные возможности человека открываются перед верующим? На эти вопросы и может ответить школа, конечно если у неё будут достойные, разбирающиеся в столь важной теме учителя.

Помню, когда я был в начальной школе, то меня занимал вопрос - зачем я живу...  И до того этот вопрос меня волновал, что даже среди ночи просыпался, садясь на диван и чуть не плача размышлял своим детским умишком - какой смысл человеческой жизни? Почему все умирают, и зачем такой несправедливый эксперимент над человеком кто-то ставит,  и почему я должен умереть! Как-то не соглашалось всё моё внутреннее детское Я с тем, что человек пожил немного и уходит в небытие, что его никогда больше не будет, что вообще всех рождённых и ещё не рождённых, после определённого времени никогда не будет. Зачем же тогда всё Это?
 К сожалению ни родители, ни школа, никто толком не мог объяснить мне смысл жизни. Говорили о человеке, звучащем гордо, о том что дела живут после смерти, о том что смысл жизни в детях, о том что жизнь надо прожить так, что бы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, но цель и смысл жизни так и не объяснили. Разве, что уже позже, повзрослев, мне целью жизни называли какой-то светлый коммунизм, говорили, что все там будем, указывая пальцем вверх, почему-то ухмыляясь, но, по сути, выходило, что тебя ждёт яма сырой земли в два квадратных метра и пятиконечная звезда на холмике...
  Да, это было атеистическое государство, безбожная идеология говорила - "Верь, человек - тебя ожидает вечная смерть!"
  Помню, что даже психологи того времени, бывшие тогда редкостью, тоже не знали главного ответа, при любом подобном вопросе. К сожалению, большинство из них до сих пор стараются умалчивать о смысле жизни, уводить от столь серьёзного вопроса-ответа, особенно детей, мотивируя тем, что как бы чего не случилось...
 Вот это-то умалчивание смысла жизни или значение правильного мировоззрения и привело к тому, что Россия держит лидерство как самая неблагополучная страна по смертности от суицида, особенно детского.  Мужское население безбожно пьёт, особенно на селе, дабы забыться и уйти от того, что "всё в этом мире без толку, раз все помрём - вот и пей, веселись, гуляй, бери от жизни "Всё"...  А, что всё-то?  "Что" такого можно взять с собой в сырую могилу? Вот мужики, не находя ответа на главный вопрос, и пьют, а некоторые предаются другим, боле извращённым формам получения "удовольствий", бедные же женщины ищут выход в детях, работе, устройстве своего "гнёздышка", или тратят уйму денег на макияж, одежду и золото...

Что же такое мировоззрение, правильное мировоззрение?
Порой люди как те слепцы, которые подошли к слону и каждый ощупал свою часть его большого тела. Один сказал о слоне, держась за хвост, что слон - это змея. Второй, держась за бивень, что слон - это соха. Третий, держа в руке ухо, сказал что это - лопух. Четвёртому достался живот слона, и он назвал его бочкой. Пятый держался за ногу и сказал, что это - пальма. У каждого из них сложилось своё, субъективное мировоззрение о слоне. Каждый из них имел опыт общения со слоном и не лгал, но в целом они ошибались...
 Вот и о православной вере, как у тех слепых, у неверующего человека может сложиться ошибочное мнение. Ранее нам показывали верующих как недалёких, обманутых попами фанатиков. Даже в комедиях режиссёры подчёркивали негативное отношение к верующим; например в "Операция "Ы" воры (Вицин, Моргунов и Никулин), чокаясь перед "операцией" стаканами с кефиром говорили: "С Богом", а в "Бриллиантовой руке" Миронов, целуя крест "Идёт по водам" с хоругвями из плавок Лёлика...  Да уж власть всячески высмеивала религию. Из православной веры пытались сделать  посмешище, стараясь, предать забвению, искоренить, уничтожить...
 А, почему так её боялись коммунисты, почему небезызвестный Энгельс в своей работе написал, что Христианство, появившись на свет, встало в резкое противоречие со всеми другими религиями, заявив о том, что Бог есть Любовь.
 А, что, в сущности, заявляет православная вера? Она говорит - верь человек, твой смысл жизни не в смерти, а в жизни. Человек имеет бессмертную душу, ты рождён для радости общения, творения, любви,  совершенствования, ты Богоподобен... 
Церковь по средством вероучения и аскетического  труда человека над собой, предлагает ему не только путь к достижению цели, но и ведёт человека по этому жизненному пути, предупреждая об опасностях, уча как надо проходить столь сложную школу, а так же показывает опыт Святых людей, прошедших сей путь и достигших главного смысла жития - обретения Бога, Богоуподобления, для вечности с Творцом.

 Вернёмся к детям, а для чего им вообще нужна школа и чему школа должна учить? Странный вопрос, скажет большинство - и правильно ответят, что: Школа нужна для того, чтобы научиться познавать наш мир, его законы, что бы правильно читать, писать, считать...  Для этого существуют разные предметы, на которых и изучают эти правила, теоретические и практические законы...
 А православие говорит ещё, что вера Христианская - есть наука из наук, главная наука в жизни человека. У этой науки тоже есть свои правила и законы, учителя, заповеди.
 К сожалению, когда школьник учится в обычной школе, то ему говорят примерно так: "Менделеев открыл таблицу с периодической системой элементов (правды ради, надо сказать, что некоторые учителя всё же говорят, что он её увидел во сне)", или - "Ньютон открыл закон всемирного тяготения..." Или любые другие "открытые" законы людьми. Но учителя почему-то умалчивают, что все эти правильные, красивые законы, формулы, таблицы существовали и до этих учёных. Существование мироздания подчиняется законам, законам Создателя. И эти законы создали ни Менделеев, Ньютон и другие, а сам Творец вселенной, то есть Бог, и подчиняются эти законы не учёным, а Творцу их сотворившему... Кстати, учёные прошлых лет, в основном были люди глубоко верующие, да к тому, же ещё и многие были монахи, жившие при монастырях. Паскаль известен в богословских кругах не только как учёный, а как монах оставивший главное своё творение "Мысли", в котором изложил неоспоримое доказательство бытия Божиего. Учёный, академик, основатель Московского Университета Михайло Ломоносов, окончивший и Московскую Духовную Академию писал: " Наука и религия в распри прийти не могут, разве , кто из некоторого тщеславия на них вражду навеют..." Поэтому многие учёные прошлых, да и нынешних лет открывая законы, показывали всем Божественную красоту, порядок, разумное устройство мира, Творцом созданное.
 Оказывается, что ещё кроме видимых изучаемых законов природы, есть и невидимые (духовные) законы, законы Божии для человека. Какие-то законы известны, а какие-то человек познаёт сам, в процессе своей жизни. Вот, один духовный закон знают почти все люди, гласящий о том, что: "Не судите,  да не судимы будите". А вот ещё один закон, который почти не знают в миру, (кстати,  достойного Нобелевской премии) гласящий: "Всё скорбное, что случается с нами происходит, в конечном счёте, из-за возношения (то есть из-за гордости) нашего". Таких "неизвестных" заповедей и законов Божиих ни мало, и порой незнание их ведёт к крушению всей жизни человека, семьи, города, государства ...
 Думаю, что если бы нас с детства учили не только арифметике, а ещё и о том, кто есть человек, зачем человек живёт, Кто Такой Бог, кто такие ангелы, почему существует зло в мире, как человек должен противостоять злу, что такое целостное мудрование (целомудрие), что такое любовь христианская, что есть брак, какие отношения должны быть между людьми, между разными полами, почему происходят катастрофы, что есть смерть, есть ли "не справедливая смерть", что значит, что у Бога нет мёртвых, а все живые...
 А ещё было бы неплохо, если бы в школе дети знали, что алфавит был создан двумя православными монахами Кириллом и Мефодием, и что "а, б, в, г, д..." не только буквы-закорючки, но несут смысл: "Аз (то есть Я), Буки (буквы, слова), Веди (ведаю, знаю), Глаголь (говорю),  Добро ..."  И ведь Кириллица кратко вмещает в себя изложение смысла жизни, даже закона бытия... Хорошо ещё, что бы дети, изучая букву "Ж" не видели в ней только обозначение дамской уборной, а что бы знали, что буква означает Жизнь и создана наложением первых букв имени Iисус Христос.
 Полагаю, что для ОБРАЗования всем нам, и естественно детям, необходимо знать, Что заявляет православие: Что человек находится в крайне опасном духовном состоянии, что он болен душой, при возможном видимом здоровом состоянии тела. Что Сам Бог, как последняя инстанция, последняя надежда, воплотившись пришёл спасать людей, каждого, кто увидит себя больным, больным душою.  И говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые и я успокою вас...
А, почему человек дошёл до высшей точки погибельного состояния, отверг своего врача - спасителя? А ведь действительно, кто про себя скажет, что его надо спасать, что он духовно болен? Большинство скажет, что спасать надо того или другого, вон того пьяницу или того жулика, а я здоров! Я здоров! Да, ты уверен? Давайте посмотрим, так ли это.
 Полагаю, что при правильном изложении православного мировоззрения в школе опытным педагогом, знающим предмет, уроки были бы интересны, востребованы и главное полезны для детей. Конечно, можно прослушать схоластическое учение о вере из учебника "Закон Божий", не вынеся ничего кроме исторических персонажей, дат и зазубренных ветхозаветных заповедей типа "Не убий", о которых, в приличном обществе, стыдно и говорить-то.  Об этом и написал апостол Павел, акцентируя внимание человека не на Ветхие заповеди, известные во всех религиях, а на заповедях Нового Завета (договора Бога с людьми).
Вот он первый закон Нового завета говорящий о том, что "Блаженны нищие духом - ибо их есть Царство небесное..." А, кто такие нищие, да ещё и духом? Может это вообще бездуховные люди? Серафим Саровский говорил - стяжи Дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи, называя главной задачей христианина стяжать Духа Святаго. Оказывается, что нищие духом это те, кто видит своё несовершенство, кто осознаёт, как он далёк от Совершенного Бога. Осознаёт, что не может ничего толкового без Него сделать, что полон несовершенства - не может справиться с элементарными вещами, такими как: не объедаться, не завидовать, не осуждать, не ругаться, не гневаться, полон гордости и тщеславия, порой не может даже с близкими жить в миру - ссорится, не может любить не только ненавидящих и осуждающих, а даже друзей, тем более если они говорят правду...  Да уж, вот это - здоров! Да, ты бедный весь изъеден страстями, в тебе живущими, ты оказывается раб этих болезней души.
 Вот с этими духовными болячками церковь православная, как лечебница, и имеет опыт борьбы и полного излечения. Ведь представьте себе, каково стало болезненное состояние человека, коль не пророк или апостол, а сам Создатель - Бог пришёл к людям, воплотившись в человека ради спасения болящих. Очевидно состояние больного человечества уже достигло такого предела, которое мог излечить только Бог...
Оказывается, что чтобы поверить в существовании Бога нужно не  так и много. Женщины, как более эмоциональный индивид "нутром чуют", мужчинам этого маловато им доказательство бытия необходимы, реалистический подход, или лучше - технический, научная трактовка.
 Вот так незаметно для вас углубились в богословие, и ничего страшного, всё вроде бы понятно, а может даже и интересно... А представьте детей, сколько бы вопросов они назадовали, пусть даже в классе были бы споры-диспуты, ведь они самые интересующиеся человечки, а мы их лишаем главной науки - любить. Правда, слово любовь сейчас тоже надо произносить осторожно, ибо порой под этим святым словом подразумевают совсем не то...  И ещё, в православии существует несколько видов изложения доказательства бытия Божиего, один из которых называется исторический. Уж, коль я немного углубился в богословие, то немного хочется сказать и об этом виде доказательства.
 Триста лет нечеловеческих гонений, в начале зарождения христианства, под государственным лозунгом "христиан - ко львам", когда христиан публично казнили изощрёнными методами, отдавая на растерзания в цирках, когда по ночам в Риме возжигали факелы, сделанные из осмолённых христиан, привязанных к столбам. Всё делалось, чтобы христианства не было, однако...
 В это же время, как говорят нам «Жития Святых», христиан не убавлялось, их число росло, бывало, что даже палачи, видя веру, стойкость, мужество, сами бросали свои орудия пытки и становились в один ряд с мучениками, заявляя я - христианин... - и им тут же рубили головы... Некоторые скажут это фанатизм, да фанатики бывают, но век их короток, фанатизм не может жить тысячелетия, да и за безумную идею фанатика пойдут максимум десятки-сотни но не миллионы...
 Про нашу Родину периода советского безбожия говорить много не надо, многое ещё в памяти живущих... Из двух тысяч священников в Санкт-Петербурге в живых к 1924 году осталось восемнадцать человек... Однако вера жива, и за семидесятилетний период безбожной власти, замученных исповедников веры христианской, прославленных церковью во Святых, стало больше, чем было за всю историю прежней России, да и храмы и монастыри появляются и восстанавливаются радуя не только глаз, но и душу.
 А вот в недавних, в девяностых годах, в Чечню был послан служить Евгений Родионов. Девятнадцатилетний парнишка попал в плен, и в обмен на сохранение жизни отказался снять с себя крест и принять Ислам, заявляя мучителям, что он православный христианин. Изверги, после долгих издевательств отрезали ему голову, так и не сняв с живого Евгения крестика. Многие военные знают мать Жени - Любовь Васильевну, она обычная православная женщина, и её часто приглашают в воинские части, где она рассказывает о своём сыне и о многих других ребятах, которые не отверглись от Христа, а совершили подобные подвиги... 

  Недавно мне посчастливилось отдохнуть десять дней в Египте,  на берегу Красного моря. Так вот, большая часть населения исповедует Ислам, но есть там и Христиане, называемые Копты. В Египте их где-то десять процентов и живут они в основном на севере страны.  Мусульманская страна со строгими обычаями и законами поведения, особенно, что касается внешности женщин... Мне посчастливилось встретить там всего лишь одного местного христианина - Копта, работающего таксистом. Его старенький микроавтобус был увешан в кабине бумажными иконами Христа и Богородицы... Мы обнялись по-братски  и радовались как дети, что встретились два верующих христианина. В общении помогали жесты, и английский. Я спросил своего нового друга, мол, как тебе живётся среди мусульман, мол не обижают? Жестами (американского содержания) он объяснил мне как мусульманский мир относится к Коптам...,  и как ему тяжело работать и жить в этой стране, но что ему другой страны не надо…  У него пятеро девочек их надо вырастить христианками и выдать за муж за христиан... Прощаясь, мы обнялись, и я ещё раз взглянул на запястья обеих рук моего знакомого, на которых были вытатуированы христианская символика в виде креста - особый крещальный обряд  христиан, живущих в Египте. Да, "носить" всегда свой крест не снимая, и не имея возможности скрыть, а исповедать свою веру в любой опасности, вплоть до смертельной... Как им удаётся выжить, ещё и нести веру христианскую?
 Вот некоторые приведённые примеры прошлого и настоящего в истории православия. Думаю, что история в таком ракурсе для наших детей была бы тоже очень полезна...

 А для чего ещё нужно знать школьникам о вере, в данном случае о Православии? Полагаю, что без основ религиозного воспитания не понять ни культуры страны, в которой живёшь, ни быта народа, ни живописцев, ни даже литературы... Как объяснить школьнику выражение Достоевского, что русский человек без православия - дрянь. Да и сможет ли он понять "Преступление и наказание", где кульминацией романа является раскаяние, покаяние обретение Бога, где Евангелие, принесённое Соней Раскольникову даёт надежду на будущую жизнь...  Достоевский, через своего героя князя  Мышкина, в романе "Идиот" хорошо показал, что есть православие, Кто есть Христос, на встрече у графини Белоконской, в том же романе, раскрыл сущность падшего западного верования Каталицизма и Протестантизма...
А как человеку понять картины великих мастеров, их духовное выражение, большую часть писавших свои полотна на библейские темы... И, что видит неверующий человек, глядя на "Троицу" Андрея Рублёва?
 К сожалению верующих, регулярно посещающих храмы в России, около четырёх процентов. В США их больше на порядок. В Великобритании ещё больше, причём изучают каждый год по одной религии, все веры, дабы иметь религиозное представление и о Христианстве, и об Исламе, и об Индуизме, и об Иудаизме..., причём, свою Англиканскую Церковь изучают на протяжении всего срока обучения. Понимаю, что запад нам не пример, ибо их "духовность" порой хуже нашего атеизма, однако...
Есть хорошие примеры и опыт воскресных школ при церквях, правда очень многое зависит от преподавателей предмета. Да, действительно, сейчас и священников-то на приходах не хватает, что же говорить о педагогах главной науки из наук... Педагогов надо готовить, даже не всякий священник имеет педагогическую жилку общения с детьми, опыт общения с классом.  А, то может получится так, как это было до революции, когда некоторые революционеры вышли из среды семинаристов, благодаря невежеству преподавателей, некоторые из которых были просто неверующие люди, да и преподавание велось в скучной форме всё тех же западных латинян, с запретом задавать вопросы...
 Как много зависит от преподавателя, который знает предмет, может ответить на любой непростой вопрос ребят, приведёт детей к познанию смысла жизни, правильного мировоззрения, познания Бога.
  Ещё раз -  "Зачем православие в школе?"  Полагаю, что  учение о религии необходимо, как основа жизнеустройства человека, и школа, имея столь богатый опыт педагогики, при достойных проповедниках  данного предмета, не отринет детей от познания Бога.
  "Ищите прежде всего царствия Божиего и правды его, а остальное всё вам приложится..." (из Евангелия).