Сказания дальневосточных аборигенов

Виталий Туманов 2
ОХОТНИКИ ЗА ГОЛОВАМИ
  Нанайская легенда
********************
      Об африканских охотниках за черепами,
 индейских - за скальпами, а также о прочих
"головотяпах" многие читали и слышали. Но мало
кто знает, что на заре истории приамурских
племён почётным занятием для мужчин тоже была
охота за головами.
      Академик Окладников в учёных записках
так представляет обобщённую картину жестокого
обычая. "...Из далёкого опасного похода верну-
лась группа юношей. У них за плечами висят
свёртки из листьев и коры, в которые завёрнуты
головы людей, ставших жертвами охотников за
черепами...Эти черепа станут священными талис-
манами, хранителями и помощниками, залогом пло-
дородия и удачи для тех, кто ими завладел на
лесных тропинках, кто сумел подстеречь и бес-
шумно убить впервые встреченного и ничего не
подозревающего человека."
      В селении Сакачи-Алян некоторые рассказ-
чики приписывают традицию отрубать головы вра-
гам, высушивать их, обращая в талисманы, леген-
дарному народу ха, который якобы обитал в Сред-
нем Приамурье. Может, это чжурчжени, ранее ос-
ваивавшие здешние земли? По многим этническим
признакам, их нравы были весьма суровы. История
не даёт ответа, ибо, как говорят нанайцы:"Где
жили ха, земля выросла за пояс".
         *   *   *   *
      Всё было на Земле: и тайга со зверями, и небо с птицами, и Амур-река с рыбой. Зверей становилось всё больше, им стало тесно в тайге. Небо темнело от множества летающих птиц. Из-за обилия рыбы реки выходили из берегов.
      И тогда великий огненный дух Солнце послал на Землю лунных жителей: мужчину по имени Кадо и женщину Джулчу. "Пусть плодятся люди и пользуются всеми благами"- так сказал великий дух Солнце.
      У Кадо и Джулчу появились дети, потом внуки... Постепенно люди так сильно размножились, что им не стало хватать пищи.
      Думал-думал великий дух Солнце, как привести земные дела в порядок, не придумал. Да и некогда заниматься земными хлопотами, когда в небе забот полным-полно. Заглянул в одно большое стойбище. Люди все делами заняты. Кто землянку устраивает, кто дрова рубит, кто сухие коренья на камне перетирает в муку... Один только человек -Долчу-Ходай сладко дремлет в тени своей хижины.
      "Этот Долчу-Ходай, наверное, самый хитроумный в племени, коли от работы увиливает,- подумал великий дух Солнце.- Назначу его главным шаманом, пусть следит, чтобы все жили в ладу с природой: детей много не рожали и на Земле подолгу не слишком задерживались, не заставляли предков скучать в ожидании свидания с потомками".
      Долчу-Ходай обрадовался поручению. Смастерил колдовской наряд. Сделал огромную шапку из шкуры, снятой с головы лося прямо с рогами. Смастерил звонкий бубен из оленьей кожи. Вырезал страшную деревянную маску с бородой из медвежьего меха.
      Застучал в бубен, закричал громким голосом, закружился в колдовской пляске. Когда вокруг него собрались мужчины племени, Долчу-Ходай объявил волю великого духа Солнце: быть Долчу-Ходаю
главным шаманом и обучать людей всяческим премудростям.
      На другой день Долчу-Ходай снова собрал племя и сказал,
что во сне к нему явились духи воды, леса и гор. Они велели отныне умерших не сжигать на костре, а шаману самому увозить их на лодке в Долину вечного покоя. Родственники за покойного должны Долчу-Ходаю платить десятью звериными шкурками и пятью ездовыми собаками.
      Стал главный шаман возить на своей лодке умерших вниз по реке в известную только ему таёжную долину. Тела оставлял на съедение хищным зверям, а отрубленные головы вешал на деревья, где муравьи очищали черепа до белизны.
      Вскоре некоторые соплеменники начали роптать: мол. когда сжигали умерших, в жертву приносили только двух собак. При этом своими глазами видели, как душа покойника вместе с дымом улетает в небо. А куда деваются души в Долине вечного покоя?
      Хитрый Долчу-Ходай велел всем сомневающимся садить в лодки и плыть за ним следом. Долго плыли.Высадились на берег и очутились в таёжной долине. Мрачные дебри раскинулись по холмам. На деревьях, словно страшные плоды, белели черепа.
       -Тела наших умерших родственников я отдаю в жертву духам леса и гор, и за то они помогают вам на охоте,- сказал главный шаман.- А души мирно покоятся в своих черепах, радуясь, что вы еще продолжаете жить на земле. Однако, если о Долине вечного покоя узнают чужие племена, они украдут души из черепов и заставят их служить своей удаче. Чужаки и так обнаглели: они убивают наших зверей и ловят нашу рыбу. Прожорливых людей на амурских берегах становится всё больше и больше. У нас сильные мужчины, у нас храбрые юноши. Разве мы не сумеем отвадить врагов? Каждый, кто добудет голову врага, обретёт талисман, который станет охранять благополучие всего племени.
      И начали с той поры враждовать соседние племена. Во всех селениях гирляндами повисли на ритуальных столбах засушенные головы чужеродцев. После каждой удачи "охотник за головами" спешил к амурским скалам, чтобы отбойным камнем высечь рисунок, который "расскажет" потомкам о победе предка над врагом.
      *      *       *       *       *       *       *