пионерский лагерь 1962г

Маргарита Школьниксон-Смишко
Как обычно, летом меня на две смены отправили в пионерский лагерь (от управления жел. дорогой, где тогда работала мама), куда-то под Ленинград. Помню, лагерь был расположен в сосновом лесу, на территории даже росли кустики черники. Все здания были из белого кирпича.
На фото, я (в платье) с подружкой на фоне нашего клуба. Слева от него у клумбы с Лениным мы рыли злополучный котлован (см. ниже), на фото даже видна куча земли - побочный результат нашей работы.

6 июля

Вчера приехала в лагерь. Наш отряд поместили в 3-тьем корпусе. В палате, где я сплю, находится 10 девочек. Моя кровать стоит у окна. Рядом лежит девочка Света - это первая девочка, с которой я здесь познакомилась, но это только временно, она стала моей подругой, у нас с ней разные взгляды и понятия.
Сегодня после завтрака ходили в лес, там мы видели живую белку. В лесу уже есть грибы: горькушки и подосиновики.
Мне очень нравится наш вожатый Генадий Александрович. Он очень хорошо разбирается в политике и нам рассказывает.
После ужина смотрели в клубе по телевизору "Часы остановились в полночь".

8 июля

Сегодня на торжественной линейке было открытие второй смены, а потом мы ходили купаться. Я была дежурной по палате и нам поставили 5.
Вечером до 11 часов в клубе под эстрадную музыку были танцы. Все танцы я танцевала с Женей.

11 июля
Сегодня на утренней линейке я первый раз в жизни поднимала флаг. Затем ходили смотреть водолаза, и нам сказали, что в лёгком костюме под водой может ходить даже женщина или девушка.
После полдника была игра по туризму. Мы всем звеном ходили по станциям. На одной ставили палатку, на другой собирали рюкзак, потом готовили костёр, отвечали на вопросы о первой помощи, разгадывали загадки. На стации "На привале" мы с Женей станцевали украинский танец.

12 июля

Сегодня вечером все увидели, что исчез флаг. Зазвучал горн, созывая всех ребят на тревожную линейку. Нам дали приказ, искать флаг и сказали, что пока флаг не найдётся, спать никто не ляжет. Сразу же все стали искать, даже мальчишки. На линейке ещё сказали, что если флаг не найдём, весь лагерь расформируют. Дежурных у флага, которые его прокараулили, исключат из комсомола (дежурил 1-ый отряд, а в нём все комсомольцы). Через некоторое время ребята из нашего отряда флаг нашли. Второй раз вечером затрубил горнист на линейку. На ней нашему отряду объявили благодарность.

13 июля

Сегодня у нас был отрядный костёр. Назывался он "Нам всем весело", и действительно нам было очень весело.  Мы танцевали, пели, рассказывали стихотворения, а также были и смешные сценки. Потом мы пекли в золе картошку, она получилась очень вкусная, и мы ели её прямо с кожурой. Возвращались в лагерь поздно ночью. По дороге вожатый объяснил нам, как по часам определить, где юг, а где север.

15 июля

Сегодня был Родительский день. Ко мне приехала мама. Ей очень понравился наш концерт, а особенно выступление шумового оркестра. Я тоже участвовала в концерте. Мы с Женей станцевали танец "Сплетницы". Танец родителям понравился, нам долго хлопали.

17 июля

Сегодня у нас был день труда. Около клуба наш отряд начал рыть котлован. работали 2 часа. А после тихого часа у нас был костёр, на него приехали члены бригады коммунистического труда. Был проведён конкурс на лучшую отрядную песню о труде. Наш отряд оказался на первом месте. На вечерней линейке нам дали вымпел "За хороший труд" и грамоту за первое место. Потом в клубе смотрели фильм.

19 июля

Сегодня заканчивали рыть котлован и произошёл очень интересный случай. Лида нашла какую-то палочку с кольцом и хотела его снять, но это заметил Ефим Григорьевич и остановил её. Это оказался капсуль от мины. Если бы Лида дёрнула за кольцо, я не смогла бы сейчас описать этот случай, и вообще уже ничего бы не смогла, меня бы не стало. И других ребят бы тоже не стало, никого бы не осталось. Но этого не случилось, благодаря Е.Г. А Лида потом ходила и смеясь, рассказывала всем этот случай.
Нам больше не разрешили копать.

26 июля
Поход
.............

На этом записи обрываются. Помню ещё, что был у нас в отряде мальчик, носивший джинсы. Это не нравилось завхозу Ефиму Григорьевичу. Он его ругал за капиталистические штаны, а мальчик оправдывался, что мол это штаны рабочего класса. Но Е.Г. не верил и приказывал джинсы снять, ходить в "наших" штанах. Этот же мальчик застав меня в лесу заплаканной, предложил поделиться с ним своими проблемами. Но я не захотела, ведь мы друг друга не знали. А плакала я потому, что меня не приняли в шумовой оркестр. Первый раз  в жизни я оказалась недостаточно хорошей. К этому добавлялось, что репетиции оркестра проходили в тихий час. Тогда отдых после обеда казался мне излишним.
Но вообще-то лагерная жизнь нравилась, очевидно, она была такой насыщенной, что для дневниковых записей времени оставалось мало. Ещё помню, что на следущий род. день ко мне приезжал мамин бывший муж Исаак Залманович. Мама лежала в больнице. Когда я спросила, что с ней, И.З. замялся. Нечаянно я поставила его в неловкое положение. Вернувшись из лагеря, я обнаружила, что И.З. перебрался к нам жить.