Лейла

Алекс Романович
Рассказ №5.      Серия:  "Будь моим единорогом" -семь рассказов о любви.


      Котенок был совсем маленький и когда-то, похоже, был белым, он сидел в луже рядом с бордюром, отделяющим тротуар от проезжей части. Машины, на полном ходу проносившиеся мимо, обдавали его фейерверком серых грязных брызг. Котенок уже не кричал, он просто открывал беззвучно крохотную пасть и вытягивал тонкую шею. Он был такой мокрый, что казался ужасно тощим и жалким. Лейла выскочила из автобуса, чуть не наступив на него, и теперь стояла в нерешительности, смотря на бедное создание сверху вниз. Надо же, как все совпало. Через полчаса начинается спектакль «Игра в правду», Московского театра киноактера. Гоша Куценко в главной роли. Вот собралась, да еще с таким парнем, с факультета ПЗ, она давно на него внимание обратила, а он взял да пригласил ее в театр. Сам. И что теперь делать? Ведь тут уже речь идет о жизни и смерти. Оделась красиво, в белой блузке, юбка-баллон, сумочка совсем новая, туфли на шпильке.

 Лейла действовала  решительно и быстро. Открыла сумочку, вынула документы – паспорт и зачетку  из пластикового файла. Носовым платком аккуратно подняла котенка, немного промокнула и посадила его в файловый конверт, прыгнула через лужу на проезжую часть и остановила первую проезжающую легковушку.

– Прошу вас, у меня только сто двадцать рублей, мне домой и обратно, сюда, – она назвала адрес, – тут, в общем-то, недалеко, в центре.

Водитель согласился, но все-таки спросил:

– А ты что под машину кидаешься, я уж подумал, умирает кто?

– Так ведь и умирает.

– Ну, видать счастливым этот Мурзик родился.

   Водитель остался ждать Лейлу, как договорились, пока она через ступеньки понеслась наверх, на пятый этаж. Время до спектакля неумолимо сокращалось. Она закрыла котенка в ванной, опасаясь, что он перемажет ей все в комнате, положила туда шерстяную шапку, налила молока в пластиковую баночку из-под сметаны. Потом скинула новые туфли, надела привычные черные «лодочки» без каблука. Крикнула котенку: «Держись, я вернусь!» и побежала к машине.

– Ну, ты метеор,– сказал водитель,– теперь куда?

– К музыкальному театру.

   Водитель очень старался, но все равно они опоздали. Перед театром почти никого уже не было. Видимо, спектакль начался. А ее ждали. Она выскочила из машины, подбежала к молодому человеку и встала, спрятав руки за спину, как всегда делала в минуты замешательства. Смотрела на него снизу вверх, без каблуков совсем маленькая получилась. Юноша, как ни в чем не бывало, сказал:

– Пошли?

– Ага!

   Пьеса была очень-очень хорошая. Начало задержали, так что они ничего не пропустили. Спектакль шел долго, но пролетел на одном дыхании. Кроме Гоши Куценко, в нем участвовали Дмитрий Марьянов и Ирина Апексимова. Интересная история о том, как через двадцать лет встречаются институтские друзья, которые были влюблены в одну девушку. А эта девушка, в результате несчастного случая, оказалась парализованной и приехала на встречу в инвалидной коляске. Герои все в растерянности от такой ситуации. Потом придумали задавать друг другу вопросы, любые, а отвечать только правду. И тут выясняются всякие подробности их отношений, которые в корне меняли дело, они чуть не перессорились, но закончилось все хорошо. Так, что настроение после спектакля было замечательное.  Воздух от дневного дождя стал свежим и прохладным.

– Я провожу тебя, уже поздно, хорошо?

– Хорошо, я тут не очень далеко живу, в центре, но придется пешком идти.

– Отлично, направляй! Слушай, я давно хотел спросить, у тебя такое имя странное. Иностранное?– юноша засмеялся от неожиданно случившейся рифмы.

– Родители удружили. Они у меня на музыке помешаны. Песню «Лейла», Эрика Клэптона, слышал? Ну, позвони мне на телефон. Узнал? Нет, это известная мелодия. Ты знаешь историю про Лейлу? Наверное, нет, раз мелодию не узнал. История эта такая: Лейла – героиня популярной на Востоке арабской легенды о разлученных и страдающих возлюбленных. Они принадлежали к враждующим родам. Лейлу выдали замуж за нелюбимого, а ее возлюбленный Кайс ушел в пустыню и жил одиноко, слагая песни в честь Лейлы. В конце концов, оба погибают от тоски. Музыканту Эрику Клэптону показалось, что трагедия, описанная в легенде, схожа с тем, что происходило в его жизни. Эрик влюбился в жену своего лучшего друга Джорджа Харрисона, фотомодель Патти Бойд. Они не стали это скрывать и признались Джорджу. Вскоре Харрисон позвал их обоих к себе на серьезный разговор. Когда они пришли к нему, выяснилось, что там собралась группа друзей, а в гостиной были два усилителя и две гитары. Джордж пригласил Эрика поиграть. По словам очевидцев, все это выглядело как дуэль в стиле восемнадцатого века, только вместо оружия участники дуэли в руках держали гитары. Вроде бы состязание было не очень честным, потому что Харрисон подсунул Клэптону гитару и усилитель похуже. Все происходило почти без слов, оба музыканта играли подряд два часа, напряжение в воздухе росло с каждой минутой, никто не произносил ни слова. В общем, как и полагается в подобном романтическом поединке, Клэптон ушел победителем! Но, не смотря ни на что – Джордж и Эрик навсегда остались друзьями. А когда в 1979 году Клэптон и Патти сыграли свадьбу, на ней присутствовал и Джордж Хариссон. Их история любви, длилась двадцать лет, а потом они все-таки расстались. В 1991 году, на концертном турне Хариссон и Клэптон выступали вместе, Джордж спел свою знаменитую песню «Something», а Клэптон – «Layla» и «Wonderful Tonight». Все песни были посвящены Патти. Вот такая красивая история и послужила причиной, чтобы меня назвали Лейла. Да, есть еще версия, что Патти к тому времени, когда ее полюбил Эрик, так надоела Джорджу, что тот с радостью передал ее своему другу, избежав, таким образом, неприятной процедуры бракоразводного процесса. Но эта версия мне не нравится, потому что она не так романтична. А еще меня потрясает, что когда Эрик написал "Лейлу", то его сотоварищ по группе "Дерек и Доминос" отдал для этой песни свою музыкальную тему, она звучит в конце. Он ее берег для своего сольника. Так, что на самом деле, в создании этого шедевра многие руку приложили.

– Здорово, я не знал такой истории. Как ты интересно рассказываешь! А мне мое имя не нравится, я просто не переношу его. Валя. Какое-то женское.

– А мне наоборот очень понравилось твое имя. Просто надо говорить Валентин, это тоже связано с легендой о любви, поэтому оно не только звучное, но и ассоциативное.

– У тебя, правда, получается как-то хорошо. Красиво произносишь. Даже благородно звучит, только никто так меня не называет.

– Слушай, мы тут прохлаждаемся, а у меня же дома животное страдает, грязное, мокрое и голодное. Котенка подобрала, потому и опоздала. Пойдем спасать скотинку!

   Подъезд был открыт. «Опять сосед напился и не закрыл дверь. Хорошо, что хоть не одна возвращаюсь, а то страшно было бы входить!»

Они побежали по лестнице наверх. Котенок высох, наелся и спал в шапке.

– Прямо отличник какой-то, – засмеялась Лейла.

– Странная у него шерсть!

– Да он просто грязный очень. Что делать-то? Мыть его, наверное, надо, а чем? Шампунем для людей нельзя. Детским мылом? Его тоже нет. Пойду к соседям, у них есть маленький ребенок и, по-моему, собачка небольшая.

– А не поздно?

– Ой, точно, поздно уже! Давай его помоем желтком, мне мама говорила, что раньше так волосы мыли, по крайней мере, не химия.

   Они в четыре руки пытались засунуть под кран извивающегося и орущего, насмерть перепуганного, полусонного котенка. Исцарапал он их на славу. Но все-таки процедура была произведена. Шерстка у котенка оказалась белой, на трех лапках черные «носочки», на четвертой лапке серый «чулочек». На ушке серое пятнышко, а так весь белый. Красавец.

– Назовем его Бест,– предложила Лейла.

– А может это кошка?

– Да какая разница. Можно назвать ее Патти. Имя унисекс.

– Давай Патти.

– Вот только, что с ним делать? Это же не моя квартира, съемная. Он тут все может подрать.

– Да? А у тебя тут здорово, ни за что не подумаешь, что съемная.

– Так я здесь уже почти два года живу, все обустроила, все-таки будущий архитектор, или дизайнер. Мои родители просили хозяев эту квартиру продать. Уж очень она всем понравилась. Прекрасный вид из окна, тихо. Так тут хорошо, душа отдыхает. Но хозяева не согласились. Особенно больших денег мы им не могли предложить, а за разумную цену не соглашаются. Да, наверное, правильно делают. Хотя жалко, сейчас деньги платим за проживание, а то платили бы за кредит, и я могла жить при этом в своей квартире.

– А ты слышала, что в Америке творится в связи с кредитами и ипотекой? Там вся экономика на грани провала. Да и весь мир связан с Америкой экономически, может случиться всеобщий экономический кризис.

– Слышала, значит хорошо, что с кредитом не связались, не стали подрывать экономику страны. Мы ремонт сами сделали в счет оплаты за первый месяц проживания. Это, конечно, дороже вышло. Но мы как услышали о «косметическом» ремонте, затеянном хозяевами, сразу поняли, чем это обернется. Отец сказал, что лучше самим.

– Хозяева, наверное, балдеют от того, что получилось?

– Ага, у них сынок старшеклассник, как приходит проверить квартиру с мамой, всегда говорит: «Лейла, ты волшебница, женюсь на тебе, когда школу закончу!»

– Вот и выход. Сразу квартирка без кредитов, тебе достанется.

– Я, кстати, такой расклад не просчитывала.

– А что, всегда все просчитываешь?

– А как ты думал? Все просчитываю, вот чем обернется приобретение котенка. Что делать-то с ним будем? Я ведь дома не бываю, учусь на двух факультетах.

– Ты мне котенка в лизинг отдашь!

– А что ты с него будешь иметь?

– Доброту, красоту, тепло.

– Еще скажи, что будешь его шерсть собирать.

– А что, смотри, какой он пушистый. Наберу шерсти, отдам прясть, а потом тебе верну в качестве расплаты. А ты себе рукавички свяжешь. Умеешь вязать?

– Умею. И люблю.

– А я тебя не сразу заметил, не с первого взгляда. С первого взгляда сумкой твоей поразился. Она тебе явно не по размеру. Ты такая миниатюрная.

– В мою сумку входит формат А-3 горизонтально и вертикально. Очень удобно, особенно, если сразу после занятий приходится в Москву отъезжать.

– А я все время думал, что ты там носишь? Вроде для подрамника маловато, но видимо для дамской сумочки в самый раз!

   Лейла отдала котенка юноше и пошла на кухню ставить чайник.

– Пить хочу, просто невозможно. Когда Патти купали, вода плескалась, уже тогда хотела.

– Слушай, сколько у тебя книг с восточными мотивами.

– Я подрабатываю – иллюстрирую книги, стараюсь выбирать с восточной тематикой. Все началось именно с притчи о Лейле. Прочитала Низами. Нарисовала иллюстрации. Потом прочитала его «Семь красавиц», тоже захотелось нарисовать. Там речь идет о семи царевнах, женах шаха Бехрама, живущих в семи павильонах, каждый из которых в соответствии с астрологической наукой посвящен какой-либо планете и дню недели, и имеет соответствующий цвет. Сюжет каждой новеллы — любовное переживание, причём в соответствии с переходом от чёрного цвета к белому грубая чувственность сменяется духовно просветлённой любовью. Меня это жутко заинтересовало. Все царевны разные, одежды у них разные, павильоны разные. Очень трудно было работать. Но сделала. Правда, этих иллюстраций сейчас у меня нет. А вот про Лейлу могу показать. Я их хочу у себя оставить, родителям нравятся.

   Она сняла с полки толстую папку, развязала тесьму. Иллюстраций было много, даже не совсем иллюстраций. Это были портреты Лейлы и возлюбленного в разнообразных ракурсах и костюмах.

– Ничего себе, – только и мог сказать юноша,– никогда не видел ничего подобного. А Лейла очень на тебя похожа.

– Ну что ж тут странного, я же и есть Лейла.

– А Кайс – реальный персонаж?

– Да нет, хотя некоторые считают, что он похож на моего отца в молодости.
Она достала фотоальбом.

– Вот приходится в Москву ездить по этому поводу, где-то раз в месяц. Вожу показывать эскизы вариантов.

– Но когда ты все успеваешь, ты, же сказала, что на двух факультетах учишься? Кстати, а какой второй?

– Я английский изучаю. После окончания буду называться «архитектор-переводчик». Этим летом ездила волонтером в Голландию. С одной стороны – влюблена в голландскую архитектуру, а с другой – хотела язык потренировать. Правда, местные жители с иностранцами предпочитают говорить на немецком. Я его тоже немного изучала, факультативно в школе, но английский, действительно, язык международного общения. Мы там с парнем из Германии вместе работали, еще из Польши были девушки, засаживали цветами городские клумбы. Работали по два часа в день, нас расселили по семьям и кормили, все это, вроде, за то, что мы занимались общественно-полезным трудом. Так вот, я с этим парнем разговаривала на английском. Только это легче, чем с настоящим англо-говорящим человеком общаться. Вот теперь хочу поехать в Англию. После первой поездки это сделать уже легче. У нас там была масса свободного времени, мы автостопом проехали вдоль всей страны. Причем это совсем безопасно. Здесь я бы не рискнула так ездить. А почему ты на «Проектирование зданий» поступил?

– Я учился в художественной школе, нравилось. В художественное училище не пошел, решил среднее образование получить. Но серьезно не занимался рисованием в десятом и одиннадцатом классах, для архитектурного время упустил. Отец посоветовал пойти на ПЗ. У меня математика и физика хорошо шли. Так что с моими умениями я идеально устроился, главное, мне нравится и получается. Сам себе режиссер, да и альтернатива есть. Я еще расскажу тебе об этом. А ты производишь впечатление самостоятельной девушки. Живешь одна….

– Родители за двести двадцать километров, в другом городе, недалеко вообще-то, на машине часа за три можно доехать.

– На машине ездите?

– Нет, к нашим услугам самолеты, поезда и автобусы.

– Ты смешная, здорово!

– Подсаживайся за чай с шоколадом горьким, больше ничего нет. Я дома не обедаю.

– Да, я видел тебя в кафетерии. Ты там супчик ела. Протертый.

– Обожаю этот грибной супчик, особенно с гренками или датскими булочками.

– А ты в городе совсем одна живешь?

– Нет, у меня тут бабушки. Я к ним приезжаю по очереди в выходные, звоню часто, только жить с ними не получается. Очень маленькие квартирки, а мне нужна территория типа мастерской, скорее для работы, чем для жизни. И одной лучше, я же очень устаю – целый день на людях, хочется отдохнуть в тишине или музыку послушать «вслух», через колонки, а не через наушники, а бабушкам это мешать будет. Потом, работа у меня творческая и учеба творческая, требует определенного настроя. Я поздно ложусь. К институту подготовка, потом иллюстрирую. Правда, это на фоне всего остального – отдых. Поэтому отец сразу решил мне жильё снять. Родители квартиру оплачивают.

– А кем они работают?

– У родителей небольшая проектная мастерская. Если много заказов, они привлекают кого-нибудь на помощь, а так сами потихоньку справляются, но им приходится много работать. У нас в семье все труженики. Я стараюсь со своими расходами на жизнь сама справляться. Иллюстрации хорошо оплачиваются и спрос на них большой, но я не могу много брать такой работы, потому, что она кропотливая, требует времени. А я принципиально учусь хорошо, хочу пробиться в мировую архитектуру во что бы то ни стало. Я боготворю Заху Хадид. Вот ее проекты – это не просто сооружения, а настоящие произведения искусства. Она еще делает дизайн мебели, обуви, машин. Правда, вроде с личной жизнью у нее не очень.

– Какая же личная жизнь при таком количестве объектов, как у нее?

– Мама говорит, что личную жизнь спрогнозировать невозможно. Но надо заниматься тем, что нравится, профессию выбирать по душе. Всякое бывает, если больше ничего не радует, должна, хоть работа доставлять удовольствие. А еще она сказала, что если очень захотеть, то можно сохранить в семье и любовь, и дружбу, и уважение. Надо стараться, заботится о своем человеке, а не пытаться сделать лучше для себя. Понимать, что домашние обязанности неприятны, однообразны, скучны, не надо их перекладывать на другие плечи. Они так и живут с отцом, всю жизнь насмотреться не могут друг на друга. И проектировать вместе у них получается.

– Что же так вот все у вас идеально?

– Не идеально, просто мы приучили друг друга не расстраиваться по мелочам. Беречь главное и уважать чужое мнение. Стараться облегчить жизнь другим. Вставать и улыбаться, радоваться тому, что все живы и здоровы. Это совсем не трудно, если ты любишь тех, кто рядом с тобой.

– Ты просто совсем не знаешь жизни. Во-первых, есть такая жуткая штука, как безответная любовь. Ты представляешь, что это такое?

– Нет, мне кажется, я вообще еще никогда не была серьезно влюблена, но надеюсь…

– А я представляю! Хорошо, что я смог это перебороть.

– И что ты обо всем этом думаешь? Что она недостойна тебя, или что ты был ослеплен, а в ней и нет ничего?

– Я думаю, что любовь – это болезнь, которая проходит со временем.

– Это прискорбно. Мне бы хотелось верить в вечную любовь, как у Лейлы и Кайса.

– И ты хотела бы участвовать в этой вечной любви, так же, как в мировой архитектуре? Тебе сейчас сколько лет?

– Девятнадцать будет.

– А вот будет тебе сорок девять, интересно, что ты тогда о своей жизни скажешь, как тебе удалось исполнить свои планы наполеоновские.

– Сорок девять! Да в это время я уж ничего хотеть не буду.

– Хотеть не будешь, но поумнеешь точно.

– Ты что так раскипятился?

– Наверное, от зависти, извини, пожалуйста. Ты, конечно, не глупая, а даже очень разумная и очень хорошая. Просто у меня в семье все иначе. Мать с отцом так  грызутся, что видеть друг друга не могут. Отец все время гнетет мать. Она какая-то забитая стала, своего мнения не имеет. Отца этим еще больше раздражает. Он дожил до сорока пяти лет, не выдержал, купил себе втайне от нас квартиру и живет там один. При этом хоть разошлись бы, чем жизнь друг другу отравлять. Мама, могла замуж выйти, счастлива была бы. А он из-за меня с ней не расходится. Не понимает, я его только бы больше уважать стал, если бы он относился к ней снисходительно, как к чужой. Сам мог завести себе новую, хорошую семью, где он бы любил, и его любили. А все так получилось, потому, что он на маме женился, когда она уже беременна была. И отец всю жизнь ее этим попрекает, а себя выставляет благородным, мол, не оставил женщину в затруднительном положении. 

– Извини, мне очень жаль, я тут еще расхвасталась.

– Не извиняйся, ты в этом не виновата. Вот сейчас, когда  говорила о своей семье, мне так захотелось пожить такой жизнью хотя бы один день. Но, наверное, даже это невозможно.

– Ты пей чай, он стресс снимает.

– Вот тебе еще нет девятнадцати лет, родители тебя оставляют одну в квартире и не боятся, вдруг ты свернешь на «кривую» дорожку, что придет в ночи лихой парень с факультета ПЗ, соблазнит, оставит в затруднительном положении.

 Лейла посмотрела серьезно и внимательно прямо ему в глаза:

– Мои родители все сделали для меня, чтобы я стала такой, какой стала. Сейчас они никаких нотаций мне не читают, не учат жизни, потому что для этого у них было восемнадцать лет. Теперь я живу свою жизнь и все, что я в этой жизни делаю, я делаю уже для себя, для своего будущего, а не в угоду им. Я никогда не приведу к себе в дом человека, которому не доверяю. И не надо меня пугать такого рода угрозами.

– Да я пошутил, я не опасен, сам девушек побаиваюсь, просто уже поздно. Надо идти. Завтра в институт, и у тебя сложный день, учишься в две смены. И все ради чего, чтобы какое-то мурло потом тебя попрекнуло, что ты опустилась, ходишь в халате дома, пыль с телевизора не вытерла, рубашку ему не погладила, а он в этой рубашке с чужой теткой по ресторанам будет ошиваться.

– Я, поэтому, и учусь в две смены, чтобы ни от кого не зависеть.

– Слушай, мы с тобой сегодня так серьезно обсуждаем жизнь, а ведь это наша первая встреча. Наверное, мне надо было бы вести себя  деликатнее, легче.

– Собственно, я ничего нового не узнала от тебя. Я же не в аквариуме живу, книги читаю. Просто для меня это сегодня не так актуально. Вот мы сходили в театр, посмотрели там историю, рассказали каждый свою, и получилась, что у всех все по-разному, а какая у кого сложится жизнь, это уж как повезет.

– Ну, давай мне Патти, привезу, маму порадую. А ты ложись, смотри, скоро утро уже. Ты очень хорошая, я буду думать о тебе.  От души желаю, чтобы в твоей жизни все сложилось так, как ты захочешь.

  Телефон зазвонил. Приехало такси. Патти высунула из шапки заспанную мордочку. Лейла осталась одна. Она включила музыку, легла на ковер и стала думать о том, что в действительности произошло в ее семье.


Примечание* Рассказ сюжетно связан с рассказом "День Святого Валентина" из  сборника "Будь моим единорогом".
http://www.proza.ru/2012/07/03/413
Примечание** Полностью историю Лейлы можно будет прочитать в романе "Стать архитектором!", который пока не окончен, но часть глав уже опубликована.
http://www.proza.ru/avtor/alexr22&book=3#3