Где моя сказка?

Анжелика Миллер
Меня попросили написать отзыв на шесть сказок. Читаю вступление Надежды Рунде к сборнику сказок: «В декабрьском  (№ 52) журнале  «КОНТАКТ-ШАНС» вышло  интервью «Приглашаются сказочники». В нем  Геннадий Дик,  председатель  литературного общества немцев
из России  объявил о начале международного литературного конкурса «Сказка сегодня».
Речь  шла о сказках для детей от 10 до 14 лет. Прием текстов для участия в конкурсе  был начат с 15 ноября 2011 года и закончился  15 марта 2012. Свои работы на конкурс прислали около пятисот авторов из стран ближнего и дальнего зарубежья.
По итогам конкурса  уже подготовлен к печати  сборник сказок, который будет представлен читающей публике во время тематических выставок «Сказка сегодня» в городах Берлине, Падерборне, Детмольде и других.
  Хочется поблагодарить всех участников за интересные конкурсные произведения. Жюри получило огромное эстетическое наслаждение от многочисленных  авторов «хороших и разных, обладающих даром обращать  повседневное в особенное, а порою и в невероятное! В каждой работе есть своя изюминка. Произведения, созданные вами, трогают своей искренность и душевностью, открывают большой простор для мыслей и чувств! Огромное  спасибо за теплоту, которая исходила от ваших работ и согревала души! Художественная литература призвана воспитывать в ребёнке лучшие нравственные качества: доброту, честность, справедливость, отзывчивость. Таковы работы победителей, которые переведены  с русского на немецкий язык и вошли в сборник сказок издательства „Deutsche aus Russland“ :
1.Олега Игорьина, Россия,  „Мальчик и синичка“. Пасхальная сказка.
2.Натальи Вишняковой, Россия,  „Кто помог Новому году“.
3.Татьяны Кадниковой (Авдеевой ), Россия, «Как лягушка прыгать научилась».
4.Светланы Ножкиной, Казахстан, «Деревенские сказы Пропа. О богатыре-белке».
5. Бекира Аблаева, Украина,  «Притча об Ашире и его дочери Айше».
6.Представленное на немецком языке произведение Натальи Заакель, Германия,
„Die Rose und die Distel“ (Роза и чертополох)».
   Когда я прочла все шесть сказок победителей конкурса «Сказка сегодня», мысли невозможно было систематизировать. Они прыгали из угла в угол моего бедного, почти уже ушедшего в зимнюю спячку, ленивого до безобразия и ушлого, сознания. Кто мне ответит на вопрос: зачем нужна сказка? Кто она такая, эта сказка и почему её рассказывают друг другу не только взрослые, но и дети. Странное дело — дети рассказывают сказки взрослым. Невероятно. А вот когда наоборот — вроде всё на месте.
  Рассказывать сказки — это тоже работа. И, если на врача нужно закончить 5 курсов университета, а на токаря шестого разряда как минимум профессионально-техническое училище, то чтобы придумать (или сочинить) хорошую сказку, нужно не плохо учиться в литературном институте на факультете журналистики или филологии. А может быть, не надо? Может быть, образование мешает творческой идее, ограничивыет, загоняет в тупик, психологически настраивает на различные литературные шаблоны и клише? Как знать...
  Из шести победителей, двое мальчиков: Игорьин Олег, 1989 года рождения (23 года) и Бекир Аблаев, крымский 13-летний школьник (1999 г.р.), который уже давно трудится в поте лица как на литературной ниве (первые небольшие повести «Приключения Тимки» и «Волшебник Зелло» приняли участие в работе МАН «Искатель» в 2010 году), так и на музыкальной (скрипка). Остальные тётеньки (по сравнению с мальчиками!) закончили кто пединститут, кто литинститут, и, в общем-то, знают по чём фунт лиха и как нужно писать сказку. А как её писать, если уже всё написано до нас?
  Огромную симпатию и все мои очки (от меня лично) заработала Наталья Вишнякова. Её сказка оригинальна (как мне кажется!), умна, отличается интересным слогом и неповторяемой идеей.
Светлана Ножкина своего Богатыря-Белку немножко сплагиатила. Я вспомнила сказку «Маугли». Зато речь Пропа-сказителя очень даже образна и широка. Такие давно забытые словечки, как «взрос», «устюг», «колдошись», «чуня», «ступка», «завтрева», «оне», «прыть-прыть», «ужо» - не только придают сказу старобыльность, но и расширяют детский кругозор, словарный запас. Важно, чему учит сказка. Важны образы и стиль. Какие литературные приёмы использует автор. Как умело и ловко нанизывает на нить предложения слова-жемчужины.
  Очень тяжело написать что-то новое. Очень трудно придумать что-то неповторяемое, неизбитое. В мире, где всё повторяется. В мире, где всё возвращается на круги своя. В мире, который уже давно не верит в сказки — есть ещё волшебники и волшебницы. И они —  герои. А написать сказку — это целый подвиг. Поэтому я восхищаюсь мужеством и героизмом. Я благодарю за находчивость, смелость и откровения. Спасибо сказочникам!

                3.07.2012, Мари Шансон

П. С. На фото Аблаев Бекир