Можно ли экспортировать революцию?

Владимир Никитюк
Какие причины являются определяющими для возникновения революции – внутренние или внешние? Если внутренние, то главная причина революции – стихийное движение народных масс. А если внешние, то тогда революция – это прежде всего спецоперация государства (или группы государств)  против своего стратегического противника.

Сторонников первой точки зрения нет смысла перечислять – настолько их много. Наиболее характерным представителем второй точки зрения является современный российский писатель Николай Стариков (вот ссылка на его сайт: http://nstarikov.ru).

Сторонники разных точек зрения прибегают к различным типам аргументации. Те, кто говорят, что революция, - это спецоперация, как правило, приводят конкретные аргументы в защиту своей точки зрения. Их противники обычно оперируют некими общими тезисами.

Набор этих тезисов достаточно обширен. Но, по моим наблюдениям, наиболее распространёнными являются следующие три утверждения:

1) Говорить о том, что революция может быть привнесена извне, просто смешно!

2) Экспорт революции невозможен.

3) Если общественный строй по-настоящему прочен, никакое внешнее воздействие не в состоянии его разрушить.

Рассмотрим эти аргументы последовательно.

1) Говорить о том, что революция может быть привнесена извне, просто смешно!

Этот аргумент вообще имеет не логический, а чисто эмоциональный характер. «Смешно-не смешно» - это чисто субъективная оценка. Раньше кому-то смешно было слышать, что Земля вращается вокруг Солнца – а теперь гелиоцентрическую систему изучают в любой школе.

2) Экспорт революции невозможен.

Наше время показало, что  экспортировать можно всё: идеи, информацию, товары, технологии, болезни, вредные привычки (список можно продолжить до бесконечности). А вот революция почему-то такая странная и таинственная вещь, что экспорту не подлежит.

Нет, в принципе, такие исключения, конечно, возможны (пока, например, не научились экспортировать крупные ландшафтные объекты, - например, горы). Но если вы считаете, что революция не полежит экспорту – аргументируйте это! А не говорите общие фразы!

Кстати говоря, контрреволюция прекрасно экспортируется – с этим никто не спорит. Один из ярких примеров – разгром восставшей Венгрии войсками Российской империи в 1849 году (автор считает, что это была трагическая ошибка Николая Первого).

Революция и контрреволюция – явления одного понятийного ряда (хотя и отличаются знаком). Если можно экспортировать одно – почему нельзя экспортировать и другое? А если это не так – извольте привести конкретные аргументы!

3) Если общественный строй по-настоящему прочен, никакое внешнее воздействие не в состоянии его разрушить.

Сразу же в голову приходит следующая аналогия. Стоит человек на краю тротуара, готовится переходить улицу. Вдруг кто-то с большой силой толкает его в спину. Стоящий человек летит на мостовую и попадает под машину.

Вроде бы ясно, кто виноват, - тот, кто толкнул.

- Нет! - вдруг говорит кто-то. - Если бы потерпевший по-настоящему прочно стоял на ногах, никакой толчок не сдвинул бы его с места!

Абсурд? Бессмыслица?

Конечно!

Но почему такие аргументы воспринимаются абсурдными в бытовой ситуации – но озвучиваются на полной серьёзе при анализе общественных процессов?

Всё дело в том, что государства развиваются неравномерно. Бывает «светлые» полосы, но бывают и  «тёмные». И если государство, находящееся, в критической ситуации, «подтолкнуть» извне – оно может рухнуть. А если не толкать – будет развиваться дальше!

- Хорошо! - скажет кто-то. - Предположим, что революцию можно экспортировать? Но как конкретно это делается?

А вот тут я ещё раз предлагаю читателю ознакомиться с книгами Николая Старикова ( http://nstarikov.ru/category/books ).