О структуре социального действия

Дмитрий Михайлович Николаев
«–Вы имеет план,  мистер Браун?
  –Я имею план, мистер Браун.
  –Тогда делайте шаг, мистер Браун…»

\ Из интервью Премьер-министра
Великобритании, Г.Брауна, 2007 г.\
___________

… Из двух групп одновидовых организмов выживает та, у которой выше уровень кооперативного поведения, поведения с предварительным планированием …
… Едва первые лучи солнца коснулись макушек деревьев, группа пчел-разведчиков решительно рванула на поиски нектара. Они мчались от красных пятен к синим, затем к желтым, кружили вокруг них, планировали, впивались мощными иглами в самое сердце распустившихся цветков и неслись обратно, к своей Матке, где их уже поджидали пчелы-распределители. Оценив добычу, распределители дали сигнал: сегодня собирать только с желтых цветков. И весь огромный пчелиный рой ринулся за добычей… Вечером, на закате солнца  улей был с добычей. Завтра будет новый день, и новый план сбора…
___________
Известно, что пчелы и муравьи во время сбора добычи не совершают случайных броуновских блужданий, а пользуются более жесткой стратегией поиска: поиском по предварительному «проекту». Так, после сбора пчелами-разведчиками информации о состоянии плодоносности растений, рой принимает решение собирать, пусть не из самых нектарных, но редко встречающихся на данный момент  растений (например,  из  растений с цветками синего цвета), а из растений с меньшим содержанием нектара, но зато более часто встречающихся растений с желтыми цветами.  И весь рой, в целом, следует выбранной стратегии. На другой день стратегия может измениться. Такое «социальное поведение» пчел в рое с предварительно заданным «проектом», выработанное за миллион лет до нашей эры оказываются более эффективным, чем стратегия случайного блуждания каждой пчелы, перебор ими цветков всех цветов…
___________
…В моторных областях коры мозга животных обнаружены зоны, обеспечивающие выбор и планирование будущих движений ещё до их совершения…
…При процессах планирования, отмечаемых активностью двух шаровых участков в лобной части мозга, проявляют активность также и другие участки мозга: связанные с определением конкретного смысла слов (височные доли), участки, определяющие эмоциональный подтекст (лобные лепестки, нижние отделы лобной доли) и области коры, формирующие смысл синтезируемых образований (предлобная кора), зона коры, отвечающая за координацию движений и чувство времени (базальтовые ядра и теменная кора), а  также участки, отвечающие за моторную активность.
…У профессиональных музыкантов при восприятии музыки активизируется не только правое полушарие (отвечающее за эмоционально-синтетическое восприятие), как у простых слушателей, но и левое, затрагивая именно участки коры, отвечающие за формирование осмысленной речи …
… Ассиметричное дублирование функций и активности нейронов является фундаментальным и затрагивает все уровни и структуры мозга …
__________

… Во внешнем поведении организмов можно выделить три принципиально различных типа активности: (неосознанный акт \эмоциональное поведение \деятельность). Акт - произвольная активность организма для удовлетворения потребностей без производства нового продукта. Поведение – пассивная, спонтанная, непроизвольная сложная активность  по неосознанному алгоритму. Деятельность – целенаправленная,  мотивированная  активность по заранее обдуманному Проекту получения определенного результата (продукта). Элементами такой деятельности выступают: цель, мотив, план, структура, условия, средства, продукт, оценка результатов деятельности.  К основным видам деятельности можно отнести (органические и материальные \социальные \культурно-духовные). Возможна иная классификация основных видов деятельностей: (коммуникация – общение, обучение \труд \игра).
__________






















Морфологическая структура видов  деятельности человека

Система видов социальной деятельностей включает:
Материально-преобразовательная (продукты материального производства, демографическая, экологическо-оздоровительная);
Социальная (информационная, коммуникационная, управление, общественно-политическая);
Духовно-теоретическая (концепции, теории, культура, система ценностей, мировоззрение: наука, философия, искусство)… 

Любое социальное действие представляет собой систему, в которой можно выделить следующие основные структурные элементы:
- субъект действия (воздействующий индивид или общность людей, планирующие и совершающие действие),  объект действия (предмет, индивид или общность, на которых направлено действие);
- условия действия, средства (орудия действия), поиск путей и методов действия, с помощью которых осуществляется необходимое изменение;
- действие (операции, поэтапный процесс действия), результат действия (и ответная реакция индивида или общности, на которых было направлено действие), оценка результата действия…

В предыдущем параграфе мы уже выяснили, что зооэтологи и социобиологи, исследуя поведение животных (от простейших до высших) в естественной среде обитания, пришли к выводу: у любого простейшего законченного врожденного (неосознанного) поведенческого акта можно выявить 3-х фазную структуру типа: (ориентационный поиск \ключевой стимул \завершение акта).
Из вышесказанного  мы узнаём, что и в целом морфологическая структура основных видов активности также 3-х частна и естественно, у нас есть основания поставить вопрос о возможной фрактальности структур всех видов социальной деятельности…
Оставив на потом анализ возможных фрактальных морфологических структур эмоционального поведения, сначала попробуем разобраться со структурой деятельности (в первом параграфе мы также узнали, что, согласно Л.Крушинскому, это может быть только той или иной формой деятельности рассудочной). Для этого нам необходимо ещё раз уточнить такое понятие, как культура, поскольку конечной целью любой деятельности социальной, её продуктами  есть феномены культуры.
Сама по себе культура – как циклический процесс выработки новых смыслов ¬– это также социальная деятельность, и, как деятельность социальная, она имеет определенные варианты «стратегий» и определенную структуру. Согласно исследованиям американского социолога Т.Парсонса возможные структуры такого действия, в отличие от простого инстинкта и условно-рефлекторной реакции имеют, помимо оценки сенсорно-ситуационной обстановки и собственно поведенческой реакции на стимул, характерные для всех живых организмов, ещё и момент планирования, выработки и выбора определенной, типизированной, выработанной предшествующей традицией и зафиксированной на символо-нейро-генотипических уровнях схемы, а также и систему оценки этой деятельности. Таким образом, структурную триаду любой социальной деятельности составляют (проект \обстановка \действие).
1.Начинается социальная деятельность с личностно-мотивированного побуждения или мотива к составлению Проекта – с начального акта (A), который должен быть реализован в результате деятельности. Реализация  этого Проекта и есть цель описываемой деятельности. 
2. На втором этапе выясняется обстановка и условия  предварительной подготовки будущего действия:  формируется социальный, статусно подкрепленный мотив производимого действия; учитывается реальная ситуация, возможность реализации Проекта, достижения цели, т.е. удовлетворения потребности или мотива; определяются условия будущего действия и принимается вариант решения его проведения.
3. На третьем, завершающем этапе совершается само действие по сформированному на первом этапе Проекту. Конечный акт (А’), завершающий данный проект и является завершением самого действия.



















Структура  социального действия (по  А.Щюцу и  Т.Парсонсу)
в триадологическом подходе.

Цепочка событий, актуализирующих указанное проектируемое действие имеет вид:       
…) (поб.-А1-цель\ обстановка-решение \начало действия-А1’) (поб.-А2-…..\…\…A2’) (…
В основе любой социальной деятельности лежит некий импульс, порыв, мотивированный определенным личностным интересом субъекта  деятельности. Это момент перехода от предшествующего завершенного Проекта к новому Замыслу. Здесь таится опасность разрыва  непрерывного процесса циклизации социокультурной деятельности.
Главная особенность предложенной нами триадологической формулы – в её цикличности. Конечный акт (A1’), завершающий первое элементарное действие практически совпадает с началом последующего действия (A2), т.е. с новым актом проектирования. Это и есть момент циклизации рассматриваемого процесса.
Возможность такой структуры социальной деятельности обеспечивается тем, что сознание способно сформировать образ будущего действия на порядок быстрей, чем длительность реального сложного физиологического или социального действия. Как результат, к началу совершения активной фазы действия уже бывает готов новый полный Проект и учтены условия и возможности его претворения. В целом, социальное действие течет более медленно, чем обычная физиологическая реакция (с двухчастной структурой), т.к. оно происходит в условиях контроля  всех его основных этапов со стороны сознания.
Если на последней фазе рассматриваемого действия работает, в основном, эмоционально-сенсорно-моторная подсистема мозга, а на втором, предшествующем  этапе подключаются  подкорковые слои второй сигнальной системы, то на первом, начальном этапе проект формируется в корковых областях, хранящих устойчивые первообразы и архетипы поведения. Именно этой деталью и отличается  человеческое сознание и деятельность от животного.
В рассматриваемом механизме принятия и реализации действия актуализируется диалектический переход от идеального (Проекта) в материальное (завершающий акт действия по реализации Проекта). Однако факт осуществления Проекта делает его фактом прошлого, историей, по отношению к которой вызвавшая его потребность опять становиться неудовлетворенной и субъект  деятельности вынужден строить новый Проект, с учетом предыдущего опыта… Здесь раскрывается механизм творческого, духовного преображения, развития личности через социокультурную деятельность.

_______
… В последней четверти 20-го столетия было проведено много исследований по нейрофизиологическому анализу активности мозга при различных видах деятельности (Дж. Дудел, 1985 г.). Согласно этим исследованиям, на разных этапах подготовки и выполнения действий задействованы различные участки коры. Схема и динамика корковой активности, как оказалось, соответствуют приведенной выше структуре социальной деятельности и могут быть представлены в аналогичной триадологической форме:

























    Общий план, структура, функции и роли двигательной системы коры при поведенческом акте.

… Последовательность процессов при обычном движении отражается на измеряемых потенциалах в коре. Комплекс изменений активности включает: (потенциал готовности ПГ, центральные лобные зоны, от 1,5-0,5 сек. \премоторная активность, 0,5-0,3 сек. \моторный потенциал, от 0,15 сек. до начала  движения до 0,2 сек после движения)
… Для двигательных областей коры характерен, прежде всего, синтез возбуждений различной модальности с биологически значимыми сигналами и мотивационными влияниями.
…Трехзвенный нейронный комплекс, осуществляющий некоторое движение включает: (аффекторный нейрон, анализатор, рецептор, передающий выделенный сигнал от сенсоров к центру \ассоциативный нейрон, синтезирующий, кондуктор, переключающий несколько возбуждений на центробежный канал \эффекторный нейрон, проводящий синтетическое возбуждение к рабочему, исполнительному органу). Стимулом для активирования этого блока могут служить как внешние раздражители, так и внутренние, побудительные, пришедшие из других областей коры…
_____________
Таким образом, (по Холливеру), общая структура простейшего мотивированного поведения сложного организма включает: (мотив, например, дефицит глюкозы, \активность, мозговая, поисковая, выбор оптимального варианта поведения \удовлетворение потребности).
Согласно функциональной модели поведения (П.Анохин, 1975 г.) первый этап (планирования) включает: (побуждение, План, возможности выполнения Плана). На втором, подготовительном этапе завершается афферентный синтез всех побудительных активностей и подготовленных условий, необходимых для принятия решения об организации комплекса эфферентных возбуждений и о начале действия.
 Критическим моментом в деятельности является момент принятия решения, выбора варианта действия. Суть процесса принятия решения сводится к нескольким моментам: оценка ситуации - восприятие, прием и обработка афферентной информации -  образование, формирование поля альтернатив (набор возможных вариантов для последующего выбора), сравнительная оценка аль¬тернативных действий в целях осуществления рационального выбора и собственно выбор альтернативы - кульминация решения проблемы. Согласно теории функциональной системы П. К. Анохина, принятие решения означает перевод одного системного физиоло-гического процесса (афферентный синтез) в другой (программа действия). Этот механизм образует критический момент интегративной деятельности мозга… 
Процесс принятия решения занимает по времени 0,1-0,3 сек. (в разных сенсорных системах) и соответствует длительности нейрофизиологического механизма восприятия и переработки сенсорной информации, идентифицируемого по первич¬ному ответу (включая и негативную волну) и длительности тета-ритма.
Нейрофизиологи, изучающие движения профессиональных спортсменов или исследующие процессы в мозге при произвольном движении организма, также выделяют три этапа в процессе подготовке и реализации движения:
Во-первых, в структурах мозга формируется модель конечного результата действия; предлагается первичный (из уже имеющихся в подсознании, в памяти) алгоритм достижения цели; генерация в мозге системы импульсов мышечного сокращения; изменения в системе мышечной деятельности, незадействованной в движении…
Затем наступает этап восприятия и анализа информации, поступающей из мышечной системы и от сенсоров, контролирующих внешнюю среду; в результате анализа осуществляется первичная коррекция выделенной стереотипной системы импульсов, посылаемых в мышечную систему…
На последнем этапе активируется скорректированная импульсная программа на мышечное действие…
___________

... B управлении простейшим движением участвуют три структуры мозга: (моторные зоны коры \полосатое тело \мозжечок). Двигательная команда из коры (моторной и мотивационной зон) определяет дискретную последовательность импульсов запрограммированного движения передаваемых в спинной мозг.
Это этап планирования движения. В полосатом теле сигналы о намерении действовать преобразуются в командные сигналы для инициации и контроля движения. Здесь подключаются и ассоциативные области коры, в которых хра-нятся заученные стереотипные модели движения, а также модели, отвечающие за согласованность всех частей тела при движении. Здесь подключаются также и «обстановочные» импульсы, учитывающие конкретную внешнюю обстановку, ситуацию.
На третьем этапе в ствол посылаются сигналы из мозжечка (координирую-щего и спрямляющего резкие движения, в мозжечке закрепляются и модели сте-реотипных движений быстрого реагирования) и полосатого тела для активизации мышц, участвующих в движении, а также включаются механизмы оценки резуль-татов движения.
______________

Альфред Шюц  так определил социокультурную деятель-ность: «…мир культуры… предстает перед нами как смысловой универсум, совокупность значений, которые мы должны интерпретировать для того, чтобы обрести опору в этом мире, прийти к соглашению с ним….  Именно в повседневном мышлении мы конструируем мир фактов, которые кажутся взаимосвязанными, мир, содержащий только те элементы, что считаются релевантными с точки зрения наличной цели».
Под термином  действие  он подразумевал  продуманное человеческое поведение, завершением которого является акт действия – поступок. Отправной точкой любого проектирования действия выступает замысел, с которого начинается формирование проекта  будущего действия, и последующим актом проектирования. Завершается проектирование определением ценности данного замысла, его ценностной ориентацией \см. Т.Парсонс  \ или в другой версии – заданием конечной цели предполагаемого действия. Правда в трактовке структуры элементарного действия «цель» у Т.Парсонса совпадает с понятием «проект».  Т.е. согласно А.Щюцу на первом этапе социальной деятельности в акте проекта создается образ будущего конечного акта действия (поступка), а не сам процесс развертывания действия.
Он различает и два типа мотивов: первый, личный мотив актанта планируемого действия, который формируется в момент планирования проекта с учетом знаний на этот момент, и второй мотив – ситуационный, социальный, который учитывает внешние условия проведения будущего действия. Здесь можно добавить, что в любой социальной деятельности всегда с необходимостью присутствует и мотив трансцендентальный, связанный с тем, что каждое действие есть часть некоторого более сложного, общего целого действия (События), наличие которого мы либо неявно предполагаем, либо даже не осознаем, но в той или иной степени предощущаем. Степень социальной адаптации, успешности и активности личности, как субъекта социальной деятельности, как раз и зависит от этой последней интуитивно-рефлекторной способности человека определить: частью какого из «мегасобытий» является реализуемый им конкретный Проект.
Любое сложное действие должно рассматриваться, как цепочка «микродействий» с той же заданной структурой.
Смысл действия, по А.Щюцу, определяется совокупностью (причин и мотивов \целей \условий) его реализации. От типа личности зависит (мотив \выбор условий проведения и типа действия \форма, способ самого действия).
Т.Парсонс выделял два типа категорий, с помощью которых можно описывать реальные процессы и социальную деятельность: это конструктивные, статичные категории, формирующие устойчивые структуры и динамические, переменные категории-функции, которые описывают динамику трансформаций в системе.
При анализе социальных явлений \Щюц\, опираясь на «структурно-функциональный подход», выделял прежде всего статическую «…Систему соци¬альных институтов, регулирующую всю совокупность соци¬альных действий и социальных отношений в обществе…». В дополнение к сказанному, триадологический подход предполагает и наличие в автономной системе особой группы категорий-кодов, которые осуществляют контроль за однотипностью выстраиваемой конструкции на всех уровнях её организации…
К собственно социальным действиям Т.Парсонс относит только те, которые могут быть описаны в терминах элементов систем (личность \социальная система \культура). Личность характеризуется им психологическими моментами и определяемыми ими (мотивом \ ориентацией в ситуации \характером действия). Любое социальное действие (личности, группы, социума и пр.) имеет три аспекта (психологический \социальный \культурный) и именно с их помощью они могут быть типизированы и структурированы.
Социальное действие представляется Т.Парсонсом  как цепочка из элементарных актов, переводящих систему (актант \среда \целеполагаемое) в определенные состояния. В единичный акт включаются, как минимум, следующие составляющие: (1) цель (проект акта действия); (2) ситуация, раз¬лагаемая, в свою очередь, на следующие составные час¬ти: (а) средства и (б) условия; некоторый анализ, нормативный стандарт выбора, в соответствии с которым цель связывается с ситуацией, и, наконец, (3) – принятие решения.
Во многом, такая структура социального действия совпадает с приведенной выше формулой А.Щюца.

***
Структуры социальной деятельности и их классификация  в древнегреческом обществе исследовалась, например, в работе А.С.Шохова  .  Рассматривая проблематику категории «менталитет», «ментальность», как систему образов мыслей, направленности  сознания, установок и предрасположенностей субъекта, автор приходит к мнению, что ментальность есть система мыслеформ, и утверждал, что любой образ, символ извлекается из глубин сознания только в форме именно мыслеформ, как системы всех потенциально возможных качеств, свойств предмета. В категориях наших подходов, данный автор говорит именно о понятийных «кластерах», в которые объединен это набор коррелирующих между собой мыслей о свойствах, приписываемых данному предмету.
Останавливаясь на структуре повседневного, базового поведения древних греков, автор выделяет категории «предмета» и «деятельности», как таковые. Выявляя структуру второй категории (деятельности), он выделяет несколько этапов: (целеполагание \проект действия \выявление новых условий действия \действия по претворению проекта \сравнение результата с начальной целью). Выявляя типы деятельностей, автор прежде всего выделяет деятельность предметную (как деятельность по превращению объекта в преобразуемый предмет) которая включает предметную цель, предметное действие, предмет, как результат действия.
С другой стороны, автор выделяет и второй, надпредметный тип деятельности, в котором отражен порядок отношений мир\человек.  Мы знаем, что этот тип отношений отражен в мифах и в мифологическом сознании. Автор выделяет в этом виде деятельности особый тип социальной деятельности, игровую деятельность,  для которой любой миф – вариант концепции игры, насыщающей мир символами – игровыми смыслами событий, благодаря  чему мир обретает свои границы, свои законченные формы.  По мнению автора, собы-тийный миф – это определенная игра с образами. Обряд, ритуал – смысловая игра самодостаточного индивида в определенном циклическом, замкнутом мифическом пространстве-времени. Миф, разлагая реальность на «значимые события», формируя образы и символы событийно воспринимаемого мира, отрывал человека от предметной действительности, связывал его с действительностью событийной, смысловой (считающейся иной, высшей), предлагал ему соучастие в ней…  Ритуал, осмысленный в мифе, через понимаемый всеми участниками «символ» объединял участников в единый «коллектив», в «сверхсубъект», оперирующий образами уже событийной реальности, формировал сообщество единочувствующих… Т.е. ритуал (мифологизированное через образ, символ сакральное действие) формировал социум, род, нацию…
Для архаичных греков это была игра страстями (культ Диониса). Как антитеза скрываемой страстности и впечатлительности, для греков была характерна внешняя меланхолическая настроенность и самоирония, внешняя фаустовость: «лучшая доля для смертных – на свет никогда не родиться…(Феогнид)» или « Неужто лишь на то, чтоб только размножаться, годна вся эта дрянь, что на Земле живет? Так лучше б было бы ей вовсе не рождаться… (Фауст, Гёте)». В чем разница? Дионисической стихии Запада более свойственно истребление, чем размножение, разрушение, чем творчество… В их истории четко прослеживается триада (сотворение \сохранение \разрушение)… Боги – сотворяют, герои – сохраняют, а люди, подверженные страстям, – разрушают… Трагический финал дионисического разгула страстей – закономерная кровавая развязка, источник древней трагедии (всё это ясно отражено как в трагедиях Эсхила, так и пьесах У.Шекспира). Интересно, что согласно мифу, сам Дионис выступает в своих сюжетах и трагедиях в тройном статусе: (как жертва \как палач \как поедающие его почитатели).
По Софоклу, структуру трагедии также составляют: (три актёра \трёхплановые декорации \хор), а тексты её исполняются в размере триметра. По сути, древнегреческая трагедия была подражанием божественному, 3-х уровнево организованному мистериальному действу.
Мифы – это второй уровень осмысления реальности, мифоигровой.
Третий уровень и третий тип деятельности начал формироваться в послегомеровскую эпоху, когда человек ощутил себя равным богам и стал играть уже с самими мифами.  И с богами. Формируется третий вид деятельности – деятельность игротехнологическая, управленческая, общесоциальная, направленная на замену повседневной реальности социумов изолянтов-полисов реальностью об-щеэллинской, вызванной потребностью формирования общего государства, неизбежно приводящая к преображению мифологической реальности реальностью нарождающейся философии и религиозной метафизики. Геродотовская Греция – это уже деятельность на всех трех уровнях (предметном \игровом \игротехнологическом). По утверждению автора, все три типа социальной деятельности в архаичном обществе имеют одинаковую структуру и включают: (анализ (R – рефлексию) \постановка цели (M – мотивация и целеполагание) \D – действие), причем все три элемента относятся как к самому процессу деятельности, так и характеризуют самих субъектов деятельности.


В свою очередь, автор раскры-вает и фрактальный (триадологиче-ский) характер всей структуры трех типов деятельности. Так целепола-гание, как процесс, включает три элемента:  стремление структури-ровать цель (mМ),  структурирова-ние цели (dM), рефлексию целепо-лагания (rM).





Рис. ТФ. Триадологическая версия фрактальной
               структуры деятельности по  А. Шохову.

Фрактальность (в данном случае - бесконечное трехчленное дробление понятий на всех уровнях) распространяется  автором и на остальные две оставшиеся структурные части категории деятельности. Так, действие (D) на втором уровне анализа включает три стадии процесса: (mD – проект \dD –  делание действия \rD –  рефлексию действия), а категория рефлексия (R) с необходимостью включают: (mR –  мотивацию на рефлексию \dR –   делание рефлексии \rR – рефлексия рефлексии).   
Построенная таким образом многоуровневая структура 3-х типов деятельности и объявляется автором ментальной структурой античного мира. В рамках эволюции древнегреческого социума он и рассматривает формирование указанной ментальной структуры, становление которой и являлось источником такой эволюции. Именно в такой триадной ментальной структуре автор видит истоки и триадной структуры античного полиса классического периода, Платоновской и Плотиновской триадологии богов: (Единое\ Мировой Ум \Мировая Душа). Как видим, триадологический подход адекватно описывает предложенную автором фрактальную модель ментальности, реализованной в жесткой системе жестко структурированных мыслеформ.

***

Первая попытка  вывести общую структуру деятельности с точки зрения современной психологии была предпринята в 1947 году в работах А.Н.Леонтьева. Психолог пришел к выводу: несмотря на то, что все виды внутренней и внешней деятельности различаются по форме, по способам, по эмоциональной напряженности, по мотивам и условиям, все они имеют общую структуру. К тому же возникает и ещё одно различие – в предметах деятельности. И в целом, структура деятельности отражает структуру психического субъекта дея-тельности и его ситуационного отношения к предмету, а не структуру объекта.
В самой структуре (социальной) деятельности  А.Н.Леонтьев   выделил: мотив, цель, условия и обстоятельства, предметной ситуации реализации плана действия, способ реализации, орудия, операции, конечный результат деятельности. С точки зрения социальной психологии, действительным мотивом деятельности является предмет (результат деятельности, удовлетворяющий ту или иную потребность) этой деятельности. Начало, источник деятельности совпадает с конечным результатом этой деятельности. Здесь заложена цикличность, диалектика перехода от идеи, образа предмета деятельности к актуализации их в объекте.
Во многом общая структура деятельности развивает известную из детективной литературы формулу раскрытия преступления: необходимо найти (мотив \возможность \способ) совершения преступления. Как мы увидим ниже, эта формула достаточно точно отражает и саму фрактальную структуру преступления и фрактальную структуру процесса его раскрытия.
Завершающим этапом любой деятельности является действие по её реализации, т.е. стадиальный, разбитый на операции (событийный) процесс сознательного достижения цели.  Выделение цели (как осознанного мотива)  предшествует любому действию по её достижению. Именно целенаправленные действия составляют содержание любой деятельности. Достижение цели, удовлетворение потребности – смысл  деятельности.
Определение мотива-цели-плана, выявление и создание условий для достижения цели и выполнения плана – все вместе составляют задачу деятельности. Действие же и есть конкретное решение, выполнение этой задачи.
Само действие происходит через ряд операций. Операции –образующие подструктуры действия, способы его осуществления, совокупностью которых оно и является. В общем случае, операции могут как быть целым действием в определенных условиях (минимально допустимое действие для достижения цели), так и его частью, реализуя при этом частную, промежуточную цель. Операционная структура возникает, когда рассматривается действие в плане его функционального аспекта.
Деятельности и действие не совпадают. Действию предшествует целеполагание, определение условий совершения действия. Все это, включая и само действие, составляют моменты деятельности, её образующие. Дрова (цель) можно: нарубить, наломать, напилить. Т.е. действие можно совершить (выполнить задачу) с помощью различных операций (в зависимости от используемых орудий). Операция – действие, совершаемое в определенных условиях. Или реализация (части) плана действия в определенных условиях.

***
Сравнение структур простейших врожденных завершенных поведенческих актов живых организмов (особенно, начиная от позвоночных и до высших) со структурой социальной деятельности, обнаруженной социологами при анализе человеческой деятельности по осуществлению различных «Проектов» показывает, что во многом, эти структуры совпадают. Основное отличие сводится к выявлению более структурированной  начальной, мотивировочно-проектно-поисковой фазе в исходной 3-х членной структуры пове-денческого акта у человека.