Исповедь Валерия Емельянова

Александр Белоус
    Магнитофон "Маяк" черехдорожечный...Почти каждое слово из этих трех: "Магнитофон", "Маяк", "четырехдорожечный" - кандидидаты на  испарение из русского языка, который состоит сейчас из "флешек", "короче", "бонус".
   Поставил я старую магнитную пленку на "Маяк", и услышал обрывки записи старого нашего вечера в московском саду "Эрмитаж", в годы, когда поднималась очередная волна "за свободу". В общем, недолго думая, я записал эти разрозненные слова и "выкладываю" их вам.  Дело было в феврале 1986 года. В зале, в котором находились около 100 человек, шел жаркий спор...

"Женщина: И потом, ведь были народы с высокой культурой. А Вы говорите, что эти первые поселения, после потопа, все были евреи? Наши знания, конечно, весьма скудные, но вот всё же я хочу узнать – какая Ваша точка зрения на все эти события.

Кулу-Кулу (это я так понимаю, был первый докладчик): Моя точка зрения, если уж говорить открыто, я не хотел всех раскрытий, когда мы привели из синагоги человека, знающего древнееврейский, я не хотел это говорить, подумают, межнациональные козни, и когда я ему задавал вопрос: Ной еврей? – еврей, Моисей еврей – еврей, Адам еврей – еврей, Ева еврейка – еврейка, а солнце – еврей? – Он остановился. Понимаете – вся беда – не зная говорить. Надо знать хорошо зароастрийскую веру, а вы знаете – за-астра – заря, зарница.

Емельянов: Я институт востоковедения кончал и что-то знаю о зароастризме.

Кулу-Кулу: Это не имеет значения. Я знаю знакомых, которые четыре института кончали, давали по 7 тысяч, а я знаю других, которые кончали институты с партийными вот такими книжками, они уродство науки народу несли, а надо любовь нести друг другу, и сразу отвергать: семиты там, черномазые, так нельзя. Таким путем, я с болью говорю, это удар будет по России, мы ведь только начинаем. В то время, когда промыслительном человеческом развитии. 
    Потому Америка, потому самые лучшие умы человечества, когда они совершенны, они по-другому относятся к России. Всегда пророчество о России говорят – а вот это евреи, это жид, это масон, это черномазый. Таким путем, ой,  далеко мы уже дошли. И еще дальше зайдем. Вот беда то в чём. Вот мы сидим вот так, у нас партийные книжки, дипломы, а я тоже два института кончил, и более того, я двести сказок обработал, 8 тысяч пословиц и поговорок. Мне не надо ваших институтских званий, я вот такие докторские труды писал, и мне не дали звания. Потому что я не шёл на поводу. Вот то, что я говорю вам, это вам на пользу. Если бы вы были мудры, принесли еще бы какие то плоды. А отвергая – вот эти семитские – Ной еврей, Адам еврей, да будет вам известно – Пятикнижие Моисея, да будет вам известно, зароастрийцы почитали, вот так вот. Вот – сразу инфаркт получите. А говорите, что мы не знаем.

Кира Федорова: Т.е. вы считаете, что все люди произошли из мест между Тигрой и Эфратом? Из Междуречья. Ну, Тигр и Эфрат – где был потоп. И это исторически доказано, что там уже слой ила на сколько то метров там.

Кулу-Кулу. Вся беда, что мы атеисты и не признаем потоп (Женщина – «Признаем, почему же, сейчас публикации есть, почти все факты, которые изложены в библии, доказаны, т.е. они обросли легендой, разные народы по-своему трактуют, разные книги по-своему трактуют, но эти факты были»), наука не признает. Мне говорили так: никогда не воруй то, что из КГБ. Это люди тоже. Пусть люди думают, вы думаете по-своему, мы думаем по-своему. А плоды важны нам добрые, нужные, чтоб любили нас.
Реплика: Как у вас в Огоньке.

Кира: Слушайте товарищи, не надо.

Кулу-Кулу: Не дай вам Бог 37-го года, не дай Бог! Вот такие письма приходят, плачут. А если мы об этом будем молчать, еще случится – с вашим внуком, а может завтра со мной или с вами. Вот в чем беда-то.

Из зала: Давайте вернемся в Междуречье.

Кулу-Кулу: Давайте вернемся, ну экскурс такой. Вот случилась катастрофа. Люди знали, что оно должно совершиться, по Библии если взять, по Пятикнижию Моисея. Ковчег готовился праведником Ноем. Он не был ни евреем, никем он не был, он был человеком, праведным человеком, и имя его соответствует тому назначению, как скажем русское слово Иван, Иоанн. В церковном происхождения. Оно имеет свое толкование.
(перерыв в записи).
Так что все я советую (и себе тоже) покаяться, осознать, что мы есть такие дикие грешники, что мы забыли свою историю.
Реплика Емельянова: Перед богом Яхве грешники.

Кулу-Кулу: Мне нравится такой человек. Очень хороший человек. Вот его надо на самый большой партийный пост назначить, чтобы он никому дороги не давал, вот это важно.

Емельянов: Давайте лучше стихи послушаем.

Кулу-Кулу: Это стихи религиозные. У меня много и других стихов.

Емельянов: Это Ваши сочинения, или это перевод с персидского?

Кулу-Кулу: Я сам пишу по-персидски, по-грузински  и по-русски. Так вот: на Руси были святые традиции, когда человек грешил, они приезжали в монастыри и находили искупления, оттуда они выходили совсем другими людьми. И даже более того: вот сейчас у нас крещение Руси, скоро тысячелетие крещения, Рейган приезжает четвертого, а четвертого у нас празднество. В старину на Руси прежде, чем  подписывать любые контракты, договора с иноверцами, там, другими представителями государств и правительств, ходили в храм, молились, потом подписывали. Если надо было какой-то приговор привести, расстрел там, сначала молились, потом подписывали. А мы сейчас очень легко: вот так сидит бюрократ: ага – не понравился – расстрел, посадить, отвезти. Вот вся наша беда в этом – вот так сидят, не задумываются с мертвой душой. Вот так я видел, как русские женщины приезжали, простые женщины, я видел в Почаеве, колхозницы, у которых пятеро, шестеро детей, одна бурёнушка, приезжала нищенка, грешница, и вот когда я видел, как они искупляли грехи, меня это потрясло. Вот я написал об этом стихи.
   
                Почаевская лавра

  Вспомнил я о первой пещерке с чудесами,
                Что собственными видел я глазами.
                Они свершались в буднях бытия.
                О ней молва уже который век
                Идет в народе. Жизни обновляет,
                И души в ней от скверны очищает,
                Туда вошедший грешник – человек.

                Я в этом убедился как-то сам
                Войдя в отверстие ивы и пещерки,
                Да, есть места - не скроены по мерке,
                Обыденности, побывайте там.

                Пещерку эту, сотни лет назад,
                Игумен Иов вырыл, в ней скрывался,
                До старости. Ему там открывался
                В моленьях долгих Божий властный взгляд.

                Не стало Иова. В Почаевской горе
                Пещерка эта скромная осталась,
                Чудес потом в ней столько совершалось,
                Подобных откровенью на заре.

                Пещерка очищает от грехов,
                И чудотворной силой обладает,
                Туда стремится всякий, кто страдает,
                Чтоб это выразить, так мало в речи слов.

                Я в этом убедился сам, пройдя
                В отверстие меж древними камнями,
                Омытыми обильными слезами
                Что стали чище доброго дождя.

                Там женщины, приезжие, в платках,
                В молении стояли на коленях,
                Я слышал: прорывались голоса
                Раскаянья в грехах и в преступлениях,

                Я расскажу о случае одном.
                Пусть как сумею, более подробно,
                Ведь чудо это было бесподобно.
                Его мне видеть было суждено.

                Одна из женщин, по всему видать,
                Была из средней полосы России
                Она ладони стиснула сухие,
                Вдова, жена, заплаканная мать.

                Она вздыхала, бледною была,
                Но выйти из пещерки не могла,
                Она крестилась, мучилась, стонала,
                Но что-то её впрямь не отпускала
                Какая-то неведомая сила,
                Она и шагу сделать не смогла
                И в тени отрешения была.
                И словно изваяние, застыла.

                А это признак явно, что грешна.
                Чтоб выбраться не сможет, как ни тщится,
                Отсюда, и тревожится, боится,
                И чувствует раскаянье она.

                И обуял её великий страх,
                И свет померк в опущенных глазах,
                И навзничь эта женщина упала,
                И громко, исступленно закричала.

                "О Господи, прости меня, прости!
                Прости меня, я грешница большая,
                Прости меня ты, Иов, я страдаю,
                Грехи мои мне, Иов, отпусти.

(Запись прерывается. Далее идет запись выступления второго докладчика)


Емельянов: В пещерке этой я лично был. И был не просто как турист, а по служебной воле, поскольку я работал около двух лет в Московской Патриархии, на высшем уровне, общался с митрополитами, это было еще в бытность Патриарха Алексия.

Вопрос: А кем Вы работали?

Емельянов: Тогда я был прикомандирован к Московской Патриархии. Я сам арабист, востоковед. Из Сирии приехал архимандрит, кроме арабского он ничего не знал. Меня прикомандировали к нему переводчиком.   
    И вот в течение полутора лет, я вникал во всё это. Чтобы переводить, надо знать, что переводишь. Надо сказать, что я еще до этого занимался довольно плотно христианством. И исламом, поскольку я арабист. А стало быть, и иудаизмом.
   Многие, видимо, из присутствующих знают, что моя биография востоковедческая началась 16 октября 1941 года, когда мне было 12 лет, а в этот день из Москвы в массовом порядке бежали лица еврейской национальности. Была паника известная. Что?

Реплика: Бежали все. Много народа (шум в зале)

Емельянов: Нет, в основном бежали они. А я жил у Рогожской заставы, это как раз начало Владимирки, 12 лет, это знаете, самый такой, как говорится, вездесущий возраст. И вот за этим мостиком, где железная дорога, начало Владимирки, сверху идет, шоссе Энтузиастов, там рабочие заслоны останавливали. Машины грузовые, легковые, смотрели, досматривали и так далее. И вот впервые мы увидели, что лица, как раз, еврейского происхождения. А я воспитывался в семье старого большевика, он прошел всю Гражданскую войну, был весь израненный, в кавалерии служил, у Котовского. Кастрюли, полные золота. Кастрюли! Полные зо-ло-та. Спрашивается, за двадцать с небольшим лет советской власти, откуда они взялись?

Вопрос Владлена Алексеева: Это у кого они были? У евреев?
Емельянов: Да! Бежавших из Москвы.

Алексеев. У бежавших из Москвы евреев?

Емельянов: Вот-вот. У нас куска хлеба уже практически не было, а тут понимаете такие вещи. Да, действительно, золото не съешь. Это так. Я повторю, может кто знает.Так вот, рабочие сами ни на что не решились, хотя был приказ Сталина подобных лиц расстреливать на месте. То есть вот именно за такую ношу. Вот. Так они, конечно не решились, они к этому были не привычны, я помню, что это были рабочие с завода Войтовича. Ну вот они позвонили на Лубянку, приехали с Лубянки аналогичные, так сказать, тем же, кто и бежал, и расстреляли. Как раз вот за мостиком, вы знаете, там ещё сохранился старый довоенный бетонный забор, сразу за мостиком справа откос, там подрытое шоссе Энтузиастов, и еще довоенный забор в виде досок бетонных выложен. Не как теперешние строят. Их прислонили к этому откосу и в затылок расстреляли. 7 человек. Но не евреев, а рабочих. За то, что осмелились остановить народ, избранный Богом!
    (тишина в зале).
   Вот с этого момента я дал себе клятву разобраться в вопросе. И разбираюсь. Научно. На высоком научном уровне по сей день.

Кулу-Кулу: Он на самом деле избранный?
Реплики: Не надо, не надо, пусть скажет.

Емельянов: Вот. В 70-м году у меня отобрали партийный билет за то, что я написал книгу «Десионизация». У нас её выпустить отказались. Её издал, сначала на арабском языке президент, точнее по приказанию президента Сирии она была опубликована в 25 номерах газеты «Альбаас», на арабском языке, по целой полосе. А потом палестинцы издали её на русском языке в Париже. И привезли сюда тираж. Я по дурости разослал это Брежневу, всем членам Политбюро, через месяц меня вызвали туда и прямо там, минуя все промежуточные инстанции, исключили из партии. Через две недели меня арестовали, обвинили в убийстве жены, собственной жены, т.е. не за это, и посадили в дурдом. Я семь лет просидел в дурдоме.
Кукулиев: Да, я знаю.
Емельянов: Вот, значит, вот такая история. Ну, я хотел сегодня что сказать.
Как раз на том, на чем остановился [поэт]. Был я в Почаевской лавре, в связи с этой моей службой в Патриархии, был в этом самом месте, видел молящихся и всех. Никакие стены там не держат. Были там со мной грешники, настоящие, хорошие. Ничего там их не держало. Я так просто, для интересу, туда их завел, удержит ли их…
Кукулиев. А как же вас пустили, там всех не пускают.

Емельянов: Зашли. Как зашли, так и вышли. Прекрасно. А вот ту историю, которую вы мне рассказали, вы не видели, а это рассказывают её монахи. Сочинена эта история уже не один век назад. Насчет этой женщины, которая раскаялась, в отношении своих пригрешений, мужей и прочее. Вот таким образом. Так вот, поскольку предыдущий товарищ выступал от имени «Огонька».

Кукулиев: Я не от имени «Огонька» не выступал, а поскольку помогаю в работе там.

Емельянов: Да, поскольку он является работником этого малоуважаемого органа…

Реплика: А почему так сразу говорить: «малоуважаемого» - это непонятно.

Емельянов: А я сейчас объясню. Я сейчас объясню. Вы не спешите, я все объясню.

Кира: Не перебивайте!

Ведущий: Не шумите, будет время задать вопросы. Дайте выступить.

Емельянов: Пожалуйста. Задавайте вопросы, на самом высоком уровне.
Шум в зале: «Не по теме выступление!»)

Емельянов: Потому что в одном из номеров, а именно, в 11-м, опубликована совершенно недопустимая для любого приличного издания, для любой этики, статья об академике Углове.
     Всё переврано, всё поставлено с ног на голову. Известный, заслуженный академик поливается грязью. Если после этого журнал может называться «уважаемым», то вы меня извините. Потому что академика Углова многие из здесь присутствующих знают, по борьбе с алкоголизмом, он как раз один из главных организаторов борьбы с алкоголизмом в нашей стране. Вот именно в этой связи-то как раз, против того, за что борется академик Углов и выступает вот тот орган, в котором работает этот товарищ.

(Нарастающий ум в зале)
Алексеев Владлен: Я не знаю, кто такой академик Углов. В первый раз слы-шу!

Емельянов: Не знаете? Так вот, это блестящий хирург, прежде всего, блестящий хирург на сердце. 
     Придираются к слову «иноверец», которое употребляет академик Углов. А он берет данные прошлого века. Вот он, в частности, пишет, что владелец кабака чаще всего был иноверец. Который, пользуясь опьянением посетителей обирал их, богател, и т.д. и т.д.
    Дальше я читаю комментарии вот этого малоуважаемого журнала: «Не ищите кавычек, это авторский текст. Иноверец! Какое, милые, сегодня тыся-челетие на дворе?» Слово «Иноверец»      цитируя работу прошлого века. А в прошлом веке, простите меня, другого исчисления нерусских, неправославных, как иноверцев - не было.
   Т.е. вот до какой низости, до какой гадости докатился орган, которому вы прислуживаете. Который вы только что сейчас расхваливали.

Шум в зале. Крики: «Уважайте ораторов»! «Он цитирует?»

Емельянов: Да, цитирует.

(опять шум, выкрики: «Нет, он не цитирует, а эти слова от себя дает!»)

Емельянов: В статье много о чём говорится, молодой человек. Я вам сейчас
зачитаю другое место: «… В Ленинграде была созвана научная конференция.
Учеными, Ленинградским университетом, и т.д. и т.п…» На эту конференцию от «Памяти», ну наверное многие читали в газетах, приехал небезызвестный  Васильев. Чтобы его пустили на трибуну, он одел бороду и под видом профессора Васильева зашел на трибуну, где бороду он снял,….
   Ну, по видимому, это многие читали. Но этот факт, хотя-бы, вот этот молодой человек знает? Вон там в углу, который сейчас говорил там.
Так вот, как этот факт перерван, вывернут наизнанку вот этим малоуважаемым органом. Получается, по тому контексту, что здесь дан, что не ученые собрали собрание, не Ленинградский университет, а Васильев собрал собрание, а Углов чуть ли не с бородой пришел туда.
   Вот сейчас я вам зачитаю: «Ленинградская писательская организация, так, минуточку,…лишним свидетельством тому эпизод, описанный в статье секретаря ленинградской  писательской организации Г.Петрова «Как вы пробиваетесь к правде»…. Речь идет о небезысвестной «научной» (в кавычках), а она то была научная конференция без кавычек, молодой человек, там, который кавычками интересовался…

Шум в зале, нарастающий, выкрики: «Давайте без этого!»

Емельянов: «… А речь идет о небезызвестной «научной» конференции в университете, среди участников которой, наряду с лидером «Памяти» и другими, был и Углов. Понимаете? Наряду, понимаете наряду, и с лидером «Памяти»? Это уже перешло всяческие границы, а вы еще что-то вякаете из своего развалившегося угла о кавычках. 

Из угла зала: «Мы не вякаем, это вы клевещите…(шум нарастает)

Ведущий: У всех наболело, правильно, наболело. У нас порядок. После выступления, будут вопросы, потом и вы сможете выступить и высказаться.
Из угла: Регламент пусть соблюдает.

Емельянов: У вас доска есть? Вот товарищи, почему я обратился к этому журналу и к этой цитате в отношении к этому восклицанию, простите меня, Льва Овруцкого: «Какое, милые у нас сегодня тысячелетие на дворе?». И в этом отношении я как раз и хочу сегодня поговорить. А какое у нас, действительно, у нас, на нашем советском, социалистическом дворе, тысячелетие?
    Я кандидат экономических наук. Все, видимо, здесь присутствующие, изучали, в какой-то мере, что человечество прошло в своем развитии последовательно пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный, и вот должно быть коммунистическое общество.
   Значит пять формаций. Хорошо. Что же происходит у нас? Сейчас мы перешагнули в восьмое десятилетие после Великой Октябрьской Социалистической революции. Каждая формация отличается друг от друга чем?
   (минутный перерыв в записи)
…… как выращивание скота. Так вот, в Соединенных Штатах выращивание 1 кГ свинины стоит 1 час 17 минут. У нас здесь 230 часов. В среднем.

(шум в зале).

Емельянов: То есть при всех обстоятельствах разница идет не в разы, не в десятки, а в сотни раз. Так что простите, братцы, действительно, какое же у нас тысячелетие, как восклицает Лев Овруцкий, правда не применительно к академику Углову, а применительно к этой сфере.
   А очень просто. Либо Маркс не прав – не может быть такого коммунизма, либо не то строим, либо Ленин не прав, дав это общее определение, что одна формация от другой отличается высшей производительностью труда. Но оказывается всё на месте. Оказывается, что наши уважаемые ученые нас просто-таки обманули. И в течение…, все мы, и Советский Союз, и все, кто изучает марксистскую литературу, верили. Потому что архивы все у нас сосредоточены, и Маркса, и Энгельса, и Ленина, и всех прочих. Даже полнейшее собрание Ленина на сегодняшний день далеко не полное, а в Сочинениях Маркса и Энгельса даже на корочках не написано, слово «Полное» там и ночевало никогда. Так вот, по Марксу, могу дать адресок, но к сожалению все фрагментарно, 13 том Сочинения Маркса и Энгельса, 59 года издания, 7 страница, это основополагающая «К критике Политической экономии». Там, знаете, схемка дается совсем другая. Правда, здесь название не то. Первая, с государственным строем называется «Азиатский способ производства».
Вторая называется «Античный», третий – «Феодальный», и четвертый – «Буржуазный». Ну, до коммунистической он тогда еще не дошел. Что это? Вроде бы не совпадает. Может быть, «Азиатский способ» - это первобытно-общинный? - так ничего подобного. Маркс говорит, что это способ с очень сильно развитым централизованным государством, причем мощнейшим, во главе с восточным деспотом, королем, точнее, царем или фараоном, вот эта формация, она остается, просто он ее не учел.
А это будет шестая формация, первобытно-общинная. Ну где-то допустим, рабовладельческий строй, допустим, можно приблизительно соотнести с античным.

Кулу-Кулу: А можно вопрос и ответ?

Емельянов: Подожди, минуточку. С феодально-буржуазным. Но здесь не хва-тает буржуазного способа производства. Так вот, фокус получается в том, что в 17-м году мы были не вперед на формацию запущены, а отброшены на 3 формации назад, в азиатский способ производства.

Кулу-Кулу:    Потому что он такой народ просвещал. От лукавого это.

Емельянов: Поэтому мы и до сих пор не можем догнать якобы предыдущий буржуазный способ. Поэтому мы второй раз сейчас лечим свой якобы социализм прошедшей формацией капитализмом.

Из-зала: "Да мы давно спились!".

Емельянов: Так что пока мы этого не поймем, пока мы не возьмемся за Маркса и за Ленина, а у них все сказано, но, к сожалению в тех произведениях, которые нам доступны, это всё фрагментарно. Мне приходилось это собирать буквально по зернышку, как курочке.

Реплика: Есть монографии по азиатскому способу производства.

Емельянов: Да, монографии есть. Но монографии написаны такими же как вы, и написаны специально для того, чтобы мы продолжали спокойно пребывать в азиатском способе производства, думая, что он к нам не относится. Кстати, тревогу об азиатском способе производства, что мы при нём живем, начали бить конца 20-х начале 30-х годов.

Кулу-Кулу: А в чём оно выражается?

Емельянов: Минуточку, я всё скажу. Была созвана из лучших по тому времени, а сейчас, к сожалению, таких и нет, ученых-политэкономов, научная конференция. Она пришла к выводам, которые, почесав в затылке, привели наши высокие инстанции к другому выводу, что надо эти мозги отправить в ГУЛАГ. Короче говоря, все участники конференции почти поголовно, были физически уничтожены.

Вопрос: В какие годы, простите?

Емельянов: Конец 20-х - начало 30-х. Дальше. В конце 50-х годов в институте Востоковедения, где я в то время был аспирантом, тоже была созвана конференция по азиатскому способу производства. Ну, там собрались как раз лица, которые были больше всего заинтересованы в затуманивании вопроса, чтобы поискать этот способ, допустим, в древней Индии, в Латинской Америке, даже в современной Африке, где угодно, только не у нас, чего угодно, только не у нас. И вопрос весь опять таки, был потоплен.
  Монографии написаны, действительно. Но они являются совершенно пустопорожние. Монографий много. А суть состоит в том, что это азиатский способ производства, как первый, он был многоукладным, и включал в себе в зародыше почти все предыдущие, формации а то, что мы изучали, это рафинированные формации, а он включал в себя всё.

Реплика: Чистой формации никогда не было

Реплика:   Вы не экономист. Хватит голову морочить.

Емельянов: Я кандидат экономических наук, у меня диплом кандидата экономических наук по политэкономии. Защищенный, защищенный…
(перерыв в записи)

Вопрос товарищей в кожаных куртках: Товарищи, может мы политэкономику оставим? Может она не имеет отношения к сегодняшнему заседанию? Давайте проголосуем.

Другие голоса: Саш, ну нам интересно.

Голос: Ведущий, проголосуйте. Может мы вот эту экономику прекратим, она не имеет отношения к сегодняшнему заседанию.

Ведущий: У нас демократия, мы не собираемся останавливаться, пусть идет дискуссия.

Голоса: Это не интересно.

Емельянов: Слушайте, дайте закончить выступление.

Голоса: Мы рабочие, мы с работы. Нам интересно. Вы ты-ты-ты-ты-ты. Хватит бубнить. Вам не интересно, а нам интересно.

Емельянов: Так вот, товарищи, азиатский способ производства характеризовался, и Ленин его определяет, прежде всего, как государственная собственность на землю. Частной собственности на землю нет. Вся земля … Молодой человек, вы можете себя вести! Невозможно с вами, прошу прекратить. Я попрошу вывести, ведущий, вот этих молодых людей я попрошу вывести (реплики одетых в кожанки: «Прекратите хулиганство!»)

Рабочие с мест: Прекратите шуметь. Вам неинтересно? А нам интересно.

Ведущий: Чем меньше будем припираться, тем яснее поймем докладчика… Мы дадим слово вам, послушаем, что вы скажете.

Емельянов: Ленин указывал, что при азиатском способе производства, у меня есть цитаты, ссылки на произведения Ленина, том, страница, что при азиатском способе производства в руках главы государства, будь он царь или кто, причем он обязательно восточный деспот, я попрошу на это обратить внимание, т.е. надстройка обусловлена базисом. Поскольку речь шла об азиатском, то у Маркса и Ленина речь шла о Востоке. Терминология эта не моя. Так вот, восточный деспот сосредотачивает в своих руках главное орудие производства того времени - землю, то есть, он конечно сам справиться административно не может, землю он раздает помещикам, создается государственный сектор. Помещик считается не владельцем, а только пользователем временным. Это бюрократ, сидящий на управлении фараоновой, или царской земли.
   Эти остатки у нас были еще у Петра, когда Петр любому помещику мог под зад дать и на его место посадить другого. И Ленин на этой указывал. Так что элементы этого азиатского способа сохранялись.
    Стало быть, мы имеем дело при такой постановке вопроса обязательно с бюрократическим аппаратом. Мы знаем, что при буржуазном строе существует те просто чисто буржуазная, но и буржуазно-государственная собственность, не у нас, а за границей.
   А здесь был не просто буржуазный, а буржуазно-бюрократический. (Реплика Кулу-Кулу:  «Как сейчас»). Вот именно. И когда это всё высвечивалось, то наших милых коллег ученых в 29-м году вызывали на расстрел.
    А в 59 году, 58 -59-м заставляли писать не то, что нужно. И вот они сейчас пишут не то, что нужно. А не напишешь – из партии исключим. Это один из укладов – государственно-бюрократический – феодальный уклад. Он может быть самый массовый по охвату, наиболее продуктивный и т.д.
   Кроме этого, существовал еще бюрократический уклад общественных работ, он же рабовладельческий фактически.

Кулу-Кулу: А зачем тогда партия?

Емельянов: Потому что и по тем временам, да и по нашим временам, на большие и на длительные работы,… ну на субботники мы еще ходим.
А попробуй нас на Беломорканал, бесплатно, чтобы работать на энтузиазме (реплики: "Запросто"). Ну в первые пятилетки на Магнитку, Комсомольск, потом быстро выдохлись, вот и потребовался ГУЛАГ. Тоже самое было и там,  был и государственно-бюрократический, с управленческим государственно-бюрократическим аппаратом. Наконец, был и государственно-капиталистический, потому что и по сей день те предприятия, которые существуют, их отнюдь нельзя называть собственностью народа. Это государственные предприятия капиталистического типа, управляемые государственными бюрократами-чиновниками.

Алексеев: Простите, это всё связывается как-то с предыдущим оратором?

Емельянов: Не хотите? Пойдите, погуляйте.

Кулу-Кулу: - и большинство, и меньшинство, все равно надо слушать.

Емельянов: Так вот, по крайней мере три уклада уже налицо. Дальше: сумели, надо сказать, в процессе коллективизации у нас создать, наряду с государственно-бюрократическим феодализмом, потому что простите меня, что такое колхоз 30-х годов? Это что – это возвращение к феодализму, причем крестьянин был даже прикреплен, потому что у него не было паспорта. (Кулу-Кулу: «Об этом Федор Абрамов написал уже»). Больше того, туда же загнали весь первобытно-общинный уклад, который тогда еще существовал и существует, т.е. это северные охотники за моржовым клыком, охотники за мягким золотом, которые у нас в магазине Березка лежат меха русские, которые на доллары идут. Все это добывается в рамках государственно-бюрократического первобытно-общинного уклада. За который вы ратовали.
    Значит, простите меня – кто такой Сталин? (шум в зале: еврей, еврей). Он всего-навсего – обусловленный этим самым базисом, многоукладным базисом азиатского способа, который включает в себя все уклады, деспотом азиатского типа, окруженный обязательно свитой, как по Библии, вот тут у нас как раз есть здесь специалисты по Библии есть.
  Сейчас мы и возвращаемся к берегам Нила и Евфрата. Я имею в виду, когда там Моисей был. И фараон. И Тигр и Евфрат, поскольку там был тоже азиатский способ производства…
    Потому что роль государственных чиновников при том классическом способе производства, который там существовал, выполняли как раз евреи.
  Основное коренное население, оно было либо государственно-феодальными крестьянами, либо государственно-феодальными рабами.
   А управленческий аппарат состоял из евреев. Это подтверждает Библия. Я тут в этом отношении с вами полностью согласен. В этом отношении это важный исторический документ. Что же касается русской литературы, то наш строй, о котором я вам сейчас рассказал, был предвидим и Достоевским, и Салтыковым-Щедрином. Чернышевский, равно как и Герцен, и его компаньоны, которые в Лондоне сидели, и выпускали журнал «Колокол», под которым были большая шестиконечная звезда, они могут рассматриваться как диссиденты, которые разрушали Российское государство, не больше. Так вот, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин писал в «Истории одного города»: «В то время еще не было достоверно известно ничего ни о коммунистах, ни о социалистах, ни о так называемых нивеляторах вообще. Это те, кто старается уровнять людей. Тем не менее, нивеляторство существовало, причем в самых различных формах.
  Были нивеляторы хождения в струне. Нивеляторы бараньего рога. Были нивеляторы ежовых руковиц – тут даже нарком Ежов предусмотрен.
То она становилась в советском издании только в одном, в нужном виде. Во всех остальных видах она сильно подредактирована. Я вам скажу каком (реплика: "Булгакова точно так же подредактировали").
   Да! Так вот, кто же стоял, мог ли один сам этот Угрюм-Бурчеев, или восточный деспот, или Сталин, или сталинизм, как сейчас это называют, но все валят только на Сталина, как будто это всё только нужно было только ему. Я глубоко сомневаюсь, как полиэконом, что это было нужно одному человеку.
(Шум в зале: " Прекратите, хватит! Ведущий, закрывай!")
Емельянов: Так вот, я вам зачитаю список первого советского правительства. То, что я вам прочитаю, продолжалось по-своему однобокому интернационализму, иначе я назвать не могу, это именно однобокий интернационализм.   
Попробуй раскрыть рот, будут кричать, что антисемит. Стояли бы в этом списке татары, так поднялся бы шум на весь мир. Или допустим, грузины, или удмуры. Представьте себе.
   Значит, что получилось. Когда в 17-м году пришли к власти большевики, не хватало силенок, пришлось целиком, со всеми потрохами принять в партию весь Бунд, с которым Ленин воевал. Так вот они-то как раз и заняли все основные […]
    И они продолжали, и продолжают, они, и их дети, занимать и по сей день, и внуки, и правнуки. Данные на первую половину 18-го года.
Председатель совнаркома – Ленин (Ульянов) – русский.
Комиссар по иностранным делам – Чичерин – русский.
Комиссар по делам национальностей - Сталин (Джугашвили)– грузин.
Комиссар по земледелию – Прашьян - армянин.
Комиссар армии и флота – Троцкий –Бронштейн – еврей,
Председатель высшего экономического Совета – Ларин – Лурье, кстати, сейчас выступала его дочка, которая замужем за Бухариным, она Ларина, и дети Бухарина тоже идут по материной фамилии. Ларин (Лурье)- еврей
Комиссар по восстановлению –Шлихтер – еврей.
Комиссар госземель – Кауфман.
Комиссар госконтроля – Ландер – еврей. Кстати, обратите внимание на следующий комиссариат.
Комиссар по общественным работам (как раз у Маркса это есть, и Ленин это повторяет, Маркс отмечает как характерную черту азиатского способа производства, PlusPublik Works – сначала это был невинный наркомат общественных работ, но когда он не потянул дело это было передано в наркомат внутренних дел. Вот эти общественные работы и вылились, как раз, в ГУЛАГ).
Комиссар общественных работ, Шмидт – еврей.
Комиссар социального призрения, т.е. обеспечения Лилина (Книгиссен) – еврейка.
Комиссар народного просвещения Луначарский, он же Балиах, он же Мандельштам – еврей.
Комиссар вероисповедования – Шпицберг – еврей.
Комиссар общественной гигиены – Анвельт – еврей.
Комиссар Внутренних дел – Зиновьев – он же Аппельбаум.
Комиссар финансов – Буковский – еврей.
Комиссар по печати Володарский, он же Коган – еврей.
Комиссар по делам выборов – Урицкий – еврей.
Комиссар юстиции – Штейнберг – еврей,
Комиссар по эвакуации  - Шагенштейн – еврей, его помощники – Равич – еврей, Заславский – еврей. 
    И так далее и тому подобное.
    Вот тут у меня идут списки. Я не буду зачитывать. Буквально считанные единицы русских, иногда попадаются немец даже один фин, латыш, венгр. Это 95 % лиц еврейского происхождения.
    Вы меня простите... "(на этом запись обрывается)…